В
условиях существования гигантских
предприятий с массовым выпуском
однородной продукции тенденция
к централизации управления была
преобладающей, поскольку условия
производства создавали для нее
наиболее благоприятную почву и
давали возможность реализовывать
ее преимущества, заключавшиеся в
следующем.
Во-первых,
в усилении стратегической направленности
управленческого процесса и обеспечении
при необходимости концентрации
ресурсов на ключевых направлениях деятельности
организации. Во-вторых, в устранении
неоправданного дублирования управленческих
функций, приводящем к экономии соответствующих
затрат (например, вместо бухгалтерии
в каждом подразделении в фирме
создается единая бухгалтерия с
меньшим штатом сотрудников). В-третьих,
в концентрации процесса принятия решений
в руках тех, кто лучше знает
общую ситуацию, имеет больший
кругозор, знания, опыт.
Однако
централизация полномочий имеет
свою оборотную сторону: затрачивается
много времени на передачу информации,
в процессе чего значительная часть
ее теряется или искажается; важнейшие
решения принимаются лицами, оторванными
от жизни и плохо представляющими
себе конкретную ситуацию, в то же время
исполнители, которым ситуация хорошо
знакома, от выработки и принятия
решений устранены и те навязываются
им в принудительном порядке. В результате
решения оказываются не достаточно
качественными и неэффективно реализуются
на практике.[7]
Сегодня
в условиях значительного усложнения
производственных и информационных
процессов, увеличения числа и степени
хозяйственной самостоятельности
субъектов, входящих в организации,
их территориальной разбросанности,
быстрого изменения конъюнктуры, роста
в геометрической прогрессии числа
принимаемых решений и т.п. возникла
реальная потребность децентрализации
процесса управления.
Она
позволяет, во-первых, быстро разрабатывать
и принимать решения, в том
числе при участии непосредственных
исполнителей; во-вторых, более определенно
отражать в этих решениях объективную
ситуацию; в-третьих, отказаться от детальных
инструкций из центра, снизив этим самым
его перегрузку второстепенными
проблемами и сократив информационные
потоки.
Однако
децентрализация управления сопровождается
рядом негативных последствий, которые
необходимо учитывать в практической
деятельности. Прежде всего, вследствие
обособленности процесса принятия решений
и концентрации его на нижних этажах
управленческой структуры зачастую слабо
учитываются или вовсе игнорируются интересы
других подразделений и организации в
целом, в результате чего решения часто
носят тактический характер, оказываются
мелкими, малоэффективными.
Из-за
отсутствия общих правил и процедур
выработки и принятия решений "утряска"
занимает много времени и далеко
не всегда оказывается успешной. Наконец,
децентрализация может привести
к сепаратизму, наносящему огромный
вред организации. Во что сепаратизм
выливается в масштабах государства
всем хорошо знакомо на примерах СССР,
Югославии и ряда других стран.[7]
Крайней
формой децентрализации управления
является его полное отсутствие, что
имеет место в так называемых
множественных структурах — организациях
конгломератного типа, в которых
отсутствуют какие бы то ни было
связи — информационные, технологические,
организационные и даже финансовые,
посредством которых формируется
и распределяется централизованный
фонд денежных средств — они заменяются
финансовым контролем.
Поскольку
децентрализация не может происходить
бесконечно без разрушения самой
организации, в какой-то момент она
сменяется обратным процессом —
централизацией. Таким образом возникают
своего рода «маятниковые колебания»,
придающие системе управления дополнительную
гибкость и устойчивость.
Другим
способом обуздания излишней самостоятельности
подразделений является так называемая
выборочная централизация, предполагающая,
что, наряду с предоставлением им
большей свободы действий, их руководители
попадают в жесткое персональное
подчинение к первому лицу организации,
становясь его заместителями, а
следовательно, вынуждены бывают в
этом качестве безоговорочно подчиняться
указаниям центральной власти.[8]
Преимущества
централизации и децентрализации.
Преимущества
централизации |
1. Централизация
улучшает контроль и координацию
специализированных независимых
функций, уменьшает количество
и масштабы ошибочных решений,
принимаемых менее опытными руководителями. |
2. Сильное
централизованное управление позволяет
избежать ситуации, при которой
одни отделы организации растут
и развиваются за счет других
или организации в целом. |
3. Централизованное
управление позволяет более экономно
и легко использовать опыт
и знания персонала центрального
административного органа. |
Преимущества
децентрализации |
1. Управлять
особо крупными организациями
централизованно невозможно из-за
огромного количества требующейся
дли этого информации и, как
следствие этого, сложности процесса
принятия решений. |
2. Децентрализация
дает право принимать решения
тому руководителю, который ближе
всего стоит к возникшей проблеме
и, следовательно, лучше всех
ее знает. |
3. Децентрализация
стимулирует инициативу и позволяет
личности отождествить себя с
организацией. При децентрализованном
подходе самое крупное подразделение
организации кажется его руководителю
совсем небольшим, и он может
полностью понимать его функционирование,
полностью контролировать его
и ощущать себя частью этого
подразделения. Такой руководитель
может испытывать такой же
энтузиазм в своем подразделении,
как независимый предприниматель
во всем своем бизнесе. |
4. Децентрализация
помогает подготовке молодого
руководителя к более высоким
должностям, предоставляя ему возможность
принимать важные решения в
самом начале его карьеры. Это
обеспечивает приток в организацию
талантливых руководителей. При
этом предполагается, что талантливыми
руководителями не рождаются,
а становятся в процессе приобретения
опыта. Поскольку при этом сроки продвижения
от рядовых до высших должностей становятся
короче, децентрализация способствует
тому, что честолюбивый и напористый молодой
руководитель остается в фирме и растет
вместе с ней.[8] |
|
Делегирование
в соответствии с ожидаемыми результатами
предполагает, что цели установлены,
а планы разработаны, что они
доведены до сведения подчиненных и
поняты ими, что введены соответствующие
должности, которые будут способствовать
выполнению поставленных задач. Кроме
того, данный тип делегирования указывает
на то, что планирование является необходимой
предпосылкой для осуществления
любых стоящих перед управляющими
целей и что на практике все
функции управляющего сливаются
в единый вид деятельности.
Заключение
Очевидным
является то, что каждая организация
представляет собой достаточно сложную
технико-экономическую и социальную
систему, отражающую ее индивидуальность
и специфику. Описать эту систему
возможно, если определить характер взаимодействия
подразделений.
Способы
взаимодействия сторон характеризуют
рассматриваемую систему определенным
образом и позволяют судить, насколько
эффективно она справляется со своей
главной задачей - организацией гармонического
взаимодействия между индивидом
и внешней средой. Немаловажное место
в этом занимает структура организации,
посредством которой или через
которую это взаимодействие осуществляется.
A
характеризуя в целом организационные
структуры, можно отметить:
- не бывает
идеальных, совершенных структур, но каждая
структура может быть достаточно эффективной
при определенных обстоятельствах, поэтому
необходимо постоянно взвешивать достоинства
и недостатки каждой организационной
структуры, прежде чем их использовать;
- структура
любой организации или ее части должна
соответствовать целям организации, более
того, должна формироваться на основе
дерева целей;
- социальные
структуры организации зависят не только
от целей, но и от других организационных
компонентов — организационной технологии,
состава участников производственного
процесса, культуры членов организации.
- Делегирование
тесно связано с мотивацией, влиянием
и лидерством. Руководитель должен заставить
подчиненных эффективно выполнять их
задачи. Как во всех процессах обмена информацией
и оказания влияния, обе стороны имеют
существенное значение для достижения
успеха.
Для
повышения эффективности делегирования
руководители могут:
- Создать систему
контроля, необходимую для того, чтобы
обезопасить себя при делегировании больших
полномочий подчиненным.
- Определить
свои проблемы и повысить квалификацию
в области лидерства и оказания влияния.
- Оказывать
больше доверия, тем самым устранить большую
часть неуверенности подчиненных. Не следует
во весь голос критиковать подчиненного,
чтобы указать на недостатки в работе.
- Решить проблему
коммуникации. Четкий обмен информацией,
принцип соответствия и положительные
стимулы. Когда подчиненный не выполняет
свои задачи так, как требует руководство,
причиной может быть неправильная передача
информации. В спешке руководители могут
бегло изложить, что хотят. Подчиненный
может не решиться задать вопросы из-за
боязни выглядеть глупым. Или, что случается
чаще, подчиненный тоже торопится приняться
за работу. Вследствие этого обе стороны
могут думать, что понимают, каково было
задание и каков должен быть результат.
Позднее, чаще всего слишком поздно для
исправления, работа оказывается сделанной
неправильно и обе стороны разочарованы.
Понятное изложение подчиненным их обязанностей,
задач и пределов полномочий имеет существенное
значение для эффективного делегирования.
- Делегировать
работнику полномочия, достаточные для
выполнения всех задач, за которые он принял
на себя ответственность, то есть необходимо
соответствие между полномочиями и ответственностью.
Это известно как принцип соответствия.
Как следствие, работник может принимать
ответственность только за те задачи,
которые попадают в сферу делегированных
ему полномочий. К сожалению, на практике
принцип соответствия часто нарушается.
- Старобинский
Э. Передача полномочий – один из важнейших
принципов менеджмента. //Управление персоналом,
2000 – №4.
- "Менеджмент
организации". Учебное пособие//Под
редакцией З.П. Румянцевой и Н.А. Саломатина.
- М.: Инфа-М, 1995г.http://www.cfin.ru
- "Теория
Управления" . Kурс-конспект лекций //А.М.
Литвинчук, Рига 2008 г.
- “Достаточно
общая теория управления”//Постановочные
материалы учебного курса, Санкт
- Кунц Н., Доннел
С. Системный и ситуационный анализ управленческих
функций.- М., 1981.
- Мескон М.Х.,
Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.-
М., 1992.
- Смирнов Э.А.
«Основы Теории организации» // ЮНИТИ,
1998