Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:46, контрольная работа
Организационная структура, представляющая собой определенную упорядоченность задач, ролей, полномочий и ответственности, создает условия для осуществления предприятием своей деятельности и достижения установленных целей. Она развивается и изменяется под воздействием особенностей стратегии предприятия, его внутренней сложности и изменений во внешней среде.
Введение
Организационная структура, представляющая собой определенную упорядоченность задач, ролей, полномочий и ответственности, создает условия для осуществления предприятием своей деятельности и достижения установленных целей. Она развивается и изменяется под воздействием особенностей стратегии предприятия, его внутренней сложности и изменений во внешней среде. Широкий диапазон структур простирается от стабильных монолитных образований до динамичных многогранных построений современных организаций.
Разнообразие
структур связано с различиями в
области деятельности, в характере
и сложности выпускаемых
Вместе
с тем проблемы организационной
структуры возникают не только на
крупных предприятиях. Организация
вертикальных и горизонтальных связей,
проектного управления необходима и
на средних по размеру предприятий.
Это имеет прямое отношение ко
всем случаям, когда между высшим
руководством организации и персоналом,
выполняющим непосредственную работу,
существует промежуточный руководящий
состав, а также когда вообще имеется
возможность осуществить
В
общем случае делегирование ставит
своей целью закрепление
В
свою очередь, “ответственность представляет
собой обязательство выполнять
имеющиеся задачи и отвечать за их
удовлетворительное разрешение”. Кроме
того, “это обязательство правомочно
использовать полномочия для правильного
выполнения обязанностей”. В общем
случае, после делегирования какой-либо
должности определенного
1. Понятие и виды организационной структуры
Под организационной структурой управления понимают особую форму, которая принимает в организации распределение функций между ее компонентами (подразделениями и отдельными работниками). Перед любой организацией стоят цели, от достижения которых зависит ее выживание и процветание, а следовательно, каждый ее компонент должен каким-то образом содействовать достижению этих целей. Именно это и должна обеспечивать организационная структура, которая делает организацию целостным организмом, связывая ее «голову» (высшее руководство), «руки» и «ноги» (подразделения и функциональные области).[1]
Между элементами организации как структуры могут устанавливаться разные связи:
- вертикальные связи представляют собой связи подчинения и возникают в том случае, если организация обладает иерархической структурой, то есть содержит несколько уровней управления;
- горизонтальные связи устанавливаются между элементами организации, которые не подчиняются друг другу и каким-то образом связаны в процессе производства товара или услуги.
Кроме
того, между элементами организационной
структуры могут
Линейные отношения – это отношения между руководителем и подчиненным, при которых руководитель принимает решения, касающиеся любых действий подчиненного. Руководитель при таких отношениях называется линейным.
Функциональные отношения – это отношения, при которых руководитель принимает решения, касающиеся деятельности организации только в одной из функциональных сфер (например, в финансовой, инновационной или производственной). У каждого работника, таким образом, оказывается несколько руководителей, которым он подчиняется лишь в вопросах, находящихся в их компетенции. Руководитель, выполняющий такие функции, называется функциональным.[1]
Сложность
организационной структуры
Необходимо также иметь в виду, что в результате развития технологий происходит постоянная трансформация реальных потребностей предприятия в тех или иных руководящих функциях: старые функции отмирают, а им на смену приходят новые. По этой причине организационную структуру управления также периодически следует пересматривать и совершенствовать в соответствии с актуальными требованиями.
В процессе исследования организационных структур управления был выработан список требований, которым они должны удовлетворять, чтобы деятельность организации была эффективной. [1]
Выделяется шесть организационных структур управления.
1. Линейная организационная структура. Данная структура управления характерна для мелких и средних предприятий, которые осуществляют производство товаров и услуг, не характеризующееся особой сложностью.
При линейной структуре каждое подразделение имеет только одного руководителя, на которого возлагаются полномочия принятия всех управленческих решений; этот руководитель подчиняется лишь вышестоящему руководителю и т.д. Другими словами, в рамках линейной организационной структуры подчиненные зависят только от своего руководителя: вышестоящий орган управления не имеет права отдавать им распоряжения без согласования с непосредственным руководителем.
Линейная
организационная структура
1)
в основе этой системы лежит
один канал коммуникаций –
канал между руководителем и
подчиненным, а следовательно,
исполнитель не должен
2) обеспеченность распоряжений, получаемых исполнителем, всеми необходимыми ресурсами;
3)
персональная ответственность
Недостатки линейной структуры управления:
1)
к руководителю выдвигаются
2)
линейная структура на больших
предприятиях приводит к тому,
что менеджеры высшего уровня
оказываются перегруженными: им
приходится иметь дело с
2.
Функциональная
Преимущества функциональной структуры управления:
1)
функциональная структура
2)
линейные менеджеры (
3)
функциональная структура
Недостатки функциональной структуры организации:
1)
очень трудно координировать
решения, принимаемые
2)
мотивация работников
3)
процедура принятия решений
3. Линейно-функциональная организационная структура. Фактически, при функциональной структуре исполнители одновременно подчиняются функциональным и линейным руководителям. На функциональных руководителей возлагается обязанность принимать решения, тогда как линейный руководитель решает вопросы, связанные с оперативным управлением.
Линейно-функциональная структура является трансформацией функциональной и одновременно совмещает в себе качества линейной структуры. В ней основная доля полномочий возлагается на линейного руководителя, который принимает решения относительно любых действий своих подчиненных (естественно, в рамках отведенных ему полномочий). В то же время имеются и функциональные руководители, которые консультируют и помогают ему принять правильные решения, разрабатывая их варианты; их руководство исполнителями хотя и входит в их полномочия, все же носит исключительно формальный характер. Фактически, линейный руководитель выполняет функции координатора между различными функциональными подразделениями.
Важность функциональных подразделений при линейно-функциональной структуре управления возрастает тем больше, чем выше уровень, на котором принимаются решения.
Информация о работе Организационная структура и разделение полномочий