Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:46, контрольная работа
Организационная структура, представляющая собой определенную упорядоченность задач, ролей, полномочий и ответственности, создает условия для осуществления предприятием своей деятельности и достижения установленных целей. Она развивается и изменяется под воздействием особенностей стратегии предприятия, его внутренней сложности и изменений во внешней среде.
Недавние исследования выявили доказательства того, что работники имеют меньшую мотивацию к работе, если считают, что дают организации больше, чем получают от нее. Вследствие этого, отсутствие положительных стимулов к принятию дополнительной ответственности может заблокировать разумные попытки распределить полномочия.[5]
Эти
вознаграждения могут выступать
почти в любой форме. Дополнительная
оплата, повышение по службе, необычное
звание, благодарность, особый статус
и более комфортабельные
Если решения повторяются по одинаковому вопросу несколько раз в день или ежедневно - это первый сигнал к тому, чтобы передать функцию по решению повторяющегося вопроса на уровень ниже. Решение подобных вопросов - это рутина, а вот для решения творческих вопросов времени у руководителей практически нет.[5]
Рационально использовать рабочее время помогут несколько правил:
1.
Проранжируйте текущие
2.
Оставьте резерв времени для
решения непредвиденных
3.
Не выжимайте из времени
4.
Остерегайтесь людей, не
5. Старайтесь менее важные дела решать к концу рабочего дня, либо передавайте решение этих вопросов подчиненным.
6. Не откладывайте работу на потом, не бойтесь ее, принимайтесь за работу смелее.
7. Начинайте работу, не раздумывая над тем, хватит ли времени?
8. Делайте паузы в работе, обращайтесь с мыслями к личным делам, просто отдохните, соберитесь с мыслями.
Полномочие - это организационно закрепленное ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее работников на выполнение делегируемых задач.[5]
Полномочия не следует смешивать с властью, под которой понимают реальную способность действовать или возможность влиять на ситуацию.
Полномочия определяют, что лицо, занимающее определенную должность, имеет право делать. Власть определяет, что оно действительно может делать. Можно иметь власть, не имея полномочий.
Различают 2 вида полномочий:
а) Линейные полномочия;
б) Штабные полномочия;
Линейные полномочия - это полномочия, передаваемые непосредственно от начальника к подчиненному и далее другому подчиненному.
Линейные полномочия выражают существующую в организации систему властных отношений между руководством и подчиненными.
Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации, называемую цепью команд.
Штабные
полномочия - это право советовать или
помогать руководителям, наделенным линейными
полномочиями, а также штабному персоналу.[5]
Классификация штабных полномочий
Рекомендательные полномочия штабного аппарата являются наиболее ограниченными и сводятся в основном к консультированию линейного руководства.
Введение
процедуры обязательного
Параллельные полномочия представляют собой дальнейшее расширение штабных полномочий и включают право отклонять определенные решения линейного руководства.
Функциональные полномочия означают представление штабному аппарату прав как предлагать, так и запрещать определенные действия в пределах своей компетенции.
Необходимость реализации штабных функций и полномочий обусловила формирование специального штабного (административного) аппарата в организациях.
Выделяют следующие основные разновидности административного аппарата:
Консультативный аппарат формируется на временной или постоянной основе из специалистов определенного профиля, в обязанности которого входит консультирование линейного руководства по проблемам, требующим специальной подготовки (правовые проблемы, новейшая или специальная технология, обучение и повышение квалификации персонала и др.).
Обслуживающий аппарат наряду с консультативными функциями выполняет обслуживающие функции. К наиболее типичным областям, в которых находит применение обслуживающий аппарат, относятся маркетинговые исследования, финансирование, планирование, материально-техническое снабжение и др.
Личный аппарат - это разновидность обслуживающего аппарата, формируемого из секретарей и помощников руководителя. Хотя в организациях сотрудники личного аппарата не имеют формальных полномочий, они могут обладать большой властью.[6]
Важно осознать, что в крупных организациях административный аппарат может состоять из множества людей. В таких ситуациях аппарат представляет собой подразделение с более чем одним уровнем управления. Таким образом, сам штабной аппарат имеет линейную организацию и обычную цепь команд внутри себя. Естественно, менеджеры в аппаратной иерархии обладают линейными полномочиями по отношению к своим подчиненным, независимо от характера полномочий аппарата по отношению к организации в целом.
Сосредоточим
внимание на определение того, какая
деятельность относится к линейной,
а какая к аппаратно-штабной. Традиционно
к линейной деятельности относятся
производственная, сбытовая и финансовая
функции предприятия.
Организация
взаимоотношений между
Во
время организации такого рода взаимоотношений
руководство должно решить: линейным
или аппаратным будет данный вид
деятельности. Это решение должно
основываться на определении того,
насколько фундаментальным и
непосредственным будет вклад этого
вида деятельности в достижение общих
целей. Однако рассматривать аппаратно-
Линейная
деятельность в настоящем смысле
слова — это та деятельность,
которая непосредственно
Естественно,
что определение того, какие конкретно
виды деятельности следует отнести
к аппаратно-штабной, зависит от
миссии, целей и стратегии организации.
По словам специалиста по вопросам управления
Альфреда Чандлера: «Структура соответствует
стратегии». Различия в целях приводят
к фундаментальным различиям в структуре.
Например, в большинстве организаций юридические
службы, безусловно, относятся к аппаратной
деятельности. Однако в юридической фирме
юристы составляют хребет организации.
Аналогичным образом, обучение обычно
является либо аппаратной деятельностью,
либо просто одной из обязанностей линейного
руководителя. Но в колледже преподавание
— основной вид деятельности организации,
финансы представляют собой ключевой
вид деятельности почти в любой организации
и поэтому относятся к линейной деятельности.
Однако ведение финансовых документов,
бухгалтерский учет можно рассматривать
в качестве аппаратной деятельности, потому
что это вспомогательное средство для
руководства финансовой деятельностью.
3.
Централизация и
децентрализация
управления.
Делегирование(
От
масштаба полномочий зависит степень
централизации и
При отсутствии делегирования полномочий управление организацией становится слишком централизованным. Уровень централизации тем ниже, чем больше решений принимается непосредственно на рабочих местах, которые незамедлительно выполняются и носят узкий, специальный характер. Централизация характеризуется отсутствием передачи полномочий и известными пределами компетентности, что ведет к снижению оперативности в принятии решений. Излишняя централизация ущемляет развитие инициативы представителей низшего звена руководителей.
Факторы, определяющие степень децентрализации управления включает в себя следующее:
Полномочия в системе управления распределяются не всегда равномерно, они могут быть по тем или иным причинам сосредоточены преимущественно на верхних или на нижних ее "этажах".
Тогда
в первом случае имеет место централизация
управленческих полномочий, а во втором
их децентрализация. При этом нужно
иметь в виду, что все полномочия
не могут быть централизованы или
децентрализованы. Полной централизации
препятствует то, что люди располагают
лимитированными ресурсами
Это
неизбежно приводит к тому, что
централизация в одном
Централизация
и децентрализация управления могут
развиваться как вширь, так и
вглубь. В первом случае речь идет об
увеличении числа подконтрольных данному
субъекту проблем; во втором — об их
более обстоятельной и
Степень централизации управленческих полномочий определяется следующими обстоятельствами:
Информация о работе Организационная структура и разделение полномочий