Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 12:07, курсовая работа
Целью исследования является анализ организационной культуры предприятия и разработка предложений по ее совершенствованию.
Достижение указанной цели предусматривает решение следующих задач:
раскрыть понятие и сущность организационно культуры;
рассмотреть структуру организационной культуры;
исследовать методику изменения организационной культуры;
представить краткую характеристику предприятия ООО «Санаторий Им. ВЦСПС»;
изучить систему управления персоналом в организации;
рассмотреть основные проблемы организационной культуры предприятия;
разработать изменения, необходимые, для совершенствования организационной культуры предприятия.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изменения организационной культуры как важнейшей составляющей организации 5
1.1. Понятие и сущность организационной культуры 5
1.2. Структура организационной культуры 9
1.3. Изменение организационной культуры 16
Глава II. Анализ организационной культуры ООО «Санаторий им. ВЦСПС» 22
2.1. Общая характеристика санатория 22
2.2. Анализ системы управления персоналом 25
2.3. Проблемы организационной культуры санатория 28
Глава III. Разработка рекомендаций по совершенствованию организационной культуры ООО «Санаторий им. ВЦСПС» 32
3.1. Разработка и внедрение «Кодекс корпоративной культуры Санатория им. ВЦСПС» 32
3.2. Создание благоприятного психологического климата 35
Заключение 38
Список используемой литературы 40
Содержание
Приложения 42
Эффективность деятельности предприятия в значительной мере определяется такими основными факторами, как производственные мощности, технологии, персонал, его квалификация, потенциал развития. Наряду с ними к наиболее значимым относится организационная культура предприятия, которая выступает в качестве условной системы, состоящей из набора правил и стандартов, определяющих взаимодействие и согласованность членов коллектива, управленческого звена, структурных подразделений и ключевых факторов развития предприятия.
Носителями организационной культуры являются люди. Однако в организациях с устоявшейся организационной культурой она как бы отделяется от людей и становится фактором организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на членов организации, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу. Так как организационная культура не имеет явно выраженного проявления, то ее изучение имеет определенную специфику. Она играет очень важную роль в жизни организации и должна являться предметом пристального внимания со стороны руководства.
Целью исследования является анализ организационной культуры предприятия и разработка предложений по ее совершенствованию.
Достижение указанной
цели предусматривает решение
Предметом исследования является организационная культура организации, а объектом ООО «Санаторий им. ВЦСПС»
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
В работе сформулированы
рекомендации относительно
В процессе работы использовались
психологические, социально-психологические,
социологические методы и методики.
К ним относятся
Организация – сложный механизм, основой жизненного потенциала которого является организационная культура:
Все это не только отличает одну организацию от другой, но и существенно предопределяет успех функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. Если можно говорить о том, что организация имеет «душу», то этой душой является организационная культура.
Носителями организационной культуры являются люди. Однако в организациях с устоявшейся организационной культурой она как бы отделяется от людей и становится атрибутом организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на членов организации, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу. Так как организационная культура играет очень важную роль в жизни организации, то она должна являться предметом пристального внимания со стороны руководства. Менеджмент не только соответствует организационной культуре, сильно зависит от нее, но и может в свою очередь оказывать влияние на формирование и развитие организационной культуры. Для этого менеджеры должны уметь анализировать организационную культуру и изменение в желательном направлении.
В современной литературе
существует довольно много определений
понятия организационной
Организационная культура
– это набор наиболее важных предположений,
принимаемых членами
Организационная культура имеет определенную структуру, являясь набором предложений, ценностей, верований и символов, следование которым помогает людям в организации справляться с их проблемами. Так Э. Шайн предложил рассматривать организационную культуру по трем уровням (рис. 1.). [19]
Познание организационной культуры начинается с первого, «поверхностного» или «символического» уровня, включающего такие видимые внешние факты, как применяемая технология и архитектура, использование пространства и времени, наблюдаемое поведение, язык, лозунги и т.п. или все то, что можно ощущать и воспринимать через известные пять чувств человека (видеть, слышать, ощущать вкус и запах, осязать). На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда их можно расшифровать и интерпретировать в терминах организационной культуры.
Рис. 1. Уровни организационной культуры (по Э. Шайну) [19]
Что бы познать организационную культуру глубже, затрагивают ее второй, «подповерхностный» уровень. На этом уровне изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые членами организации в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей. Исследователи часто ограничиваются этим уровнем, т.к. на следующем уровне возникают почти непреодолимые сложности.
Третий, «глубинный» уровень включает базовые предположения, которые трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе. Эти скрытые и принимаемые на веру предположения направляют поведение людей, помогая им воспринять атрибуты, характеризующие организационную культуру.
Соответственно тому, какие из указанных уровней изучаются, существует деление организационных культур на субъективные и объективные.
Субъективная организационная культура исходит из разделяемых работниками образцов предположений, веры, ожиданий, а также из группового восприятия организационного окружения с его ценностями, нормами и ролями, существующими вне личности. Сюда включают ряд элементов «символики», особенно ее «духовной» части:
Субъективная организационная культура служит основой формирования управленческой культуры, т.е. стилей руководства и решения руководителями проблем, их поведения в целом. Это создает различие между схожими на вид организационными культурами. Например, две компании могут заявлять о качественном обслуживании своих клиентов. Но конечный результат будет во многом зависеть от того, как будет осуществляться руководство этим процессом.
Объективную организационную культуру обычно связывают с физическим окружением, создаваемым в организации:
Все это в той или иной степени отражает ценности, которых придерживается данная организация.
Хотя оба аспекта организационной культуры важны, однако субъективный аспект создает больше возможностей для нахождения как общего, так и различий между людьми и между организациями.
Существует много подходов
к выделению различных
Вышеотмеченные характеристики культуры организации, взятые вместе, отражают и придают смысл концепции организационной культуры. Помощь в понимании этой концепции может оказать модель отношений между содержанием культуры организации, ее проявлением и восприятием и интерпретацией этой культуры работниками (рис. 2).
Члены организации, разделяя веру и ожидания, создают свое физическое окружение, вырабатывают язык общения, совершают адекватно воспринимаемые другими действия и проявляют понимаемые всеми чувства и эмоции. Все это, будучи воспринятым работниками, помогает им понять и интерпретировать культуру организации, т.е. придать свое значение событиям и действиям и сделать осмысленным свое рабочее окружение. Поведение людей и групп внутри организации сильно связано нормами, вытекающими из этих разделяемых верований, ожиданий и действий.
Содержание организационной
В одной организации может быть много «локальных» культур, при этом одна из них преобладающая во всей организации, культура и культура ее частей (уровней; подразделений; профессиональных, региональных, национальных, возрастных, половых и других групп). Эти различные субкультуры могут сосуществовать под крышей одной общей культуры.
Одна или несколько субкультур в организации могут по своей природе находиться в одном и том же измерении, что и доминирующая в организации культура, или создавать как бы второе измерение в ней.
Подобно тому, что имеет место в обществе, в организации может существовать такой тип культур, которые достаточно упорно отвергают то, чего организация в целом хочет достигнуть. Среди этих организационных контркультур могут быть выделены следующие виды: