Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 23:54, курсовая работа
Основатель предприятия “Motorola”, Пол Галвин сказал: «Любая компания эффективна ровно настолько, насколько эффективны ее сотрудники», в первую очередь это касается ее руководителей. Если предприятием управляет сильная личность и качественный управленец – оно развивается независимо от изменений во внешних условиях. Если функциональным процессом управляет ответственный руководитель - процесс эффективен.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….. 3
РАЗДЕЛ I. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ
УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА ………… 7
РАЗДЕЛ II. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ
ОЦЕНКИ. ………………………………………….... 16
РАЗДЕЛ III. ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ОЦЕНКЕ
УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА …………… 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….... 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТРАТУРЫ ………………… 34
Метод анализа структуры управленческой деятельности
Деятельность руководителя приводит к преобразованию управляемых объектов, точнее к изменению (или сохранению на требуемом уровне) определенных их характеристик, необходимых для реализации целей управления и важных для совместной работы.
Так, к числу результатов деятельности руководителя могут быть отнесены создаваемая структура функциональных ролей в коллективе, формируемый порядок делового взаимодействия и общения, качество подготовки персонала, поддерживаемый микроклимат, восприимчивость управляемой системы к нововведениям, организационная целостность, ценностно-ориентационное единство коллектива и др.
На основе анализа выполнения основных управленческих задач в отношении конкретных объектов управления и определения в этом меры личных усилий руководителя могут быть оценены результаты его деятельности.
Целевой метод оценки
Процесс оценки в этом случае
состоит в том, чтобы определить,
насколько компетентно
Целеполагание лежит в основе любого управления и является важнейшим элементом управленческого труда.
Достоинством подхода является возможность планировать и контролировать деятельность руководителей, намечая ее цели и отслеживая степень их реализации. Информация, полученная в ходе такой оценки, позволяет судить о том, насколько хорошо сработал руководитель, были ли достигнуты намеченные цели управления.
Слабой стороной целевой оценки является то обстоятельство, что руководитель может достигать и не достигать целей не по своей воле. И дело здесь не только в разграничении компетенции, но и в необходимости учета неконтролируемых или непредвиденных факторов — тех обстоятельств, которые могут в значительной мере повлиять на результаты деятельности руководителя независимо от его личных усилий.
Глубинные интервью
В ходе данного интервью используются вопросы, ответом на которые предполагается не однозначное «да» или «нет», а развернутый ответ. Глубинное интервью представляет собой неформальную личную беседу, проводимую по заранее намеченному плану и основанную на использовании методик, побуждающих человека к продолжительным и обстоятельным рассуждениям по интересующему исследователя кругу вопросов. Интервью проводится один на один и длится от 30 до 60 минут. В ходе интервью исследуются личное мнение сотрудника, его убеждения и ценности. Глубинные интервью могут занимать большое количество времени, некоторые ответы иногда бывает сложно проинтерпретировать.
Обычно глубинные интервью начинаются с общих вопросов, а затем переходят к более целенаправленным. Часто используется так называемый «многоступенчатый анализ», когда сначала задаются вопросы, связанные с внешними объектами и социальными явлениями и процессами, а затем переходят к вопросам о личном отношении и чувствах человека. Также в ходе глубинного интервью может использоваться метод «выявления скрытых проблем», когда происходит концентрация на личных переживаниях сотрудника, и метод «символического анализа», в ходе которого сотруднику задаются вопросы не о тех предметах и явлениях, которые мы хотим оценить, а о противоположных им.
Диагностическая система оценки
Распространенными являются разработка и использование комплексных методик. С точки зрения содержания производимой оценки это предполагает наличие одновременно нескольких предметов в структуре используемой информации. Иначе говоря, суждение о ценности руководителя основывается на различных основаниях.
Так, одна из систем общей деловой оценки руководителей, доведенная не только до уровня практической реализации, но и автоматизации, включает такие три группы критериев:
1) профессиональные качества;
2) уровень выполнения плановых заданий по основным показателям подчиненным ему коллективом;
3) уровень организации
труда, производства и
Предлагается также такая модель содержания оценки управленческого персонала, которая включает три интегрированные оценки:
1) личности работника (знаний, навыков, умений, черт характера);
2) труда работника (затрат времени, сложности труда);
3) результатов труда (
Безусловно, достоинством оценки, основанной на комплексном подходе, является многоаспектность отражения сложного и многогранного труда руководителя.
Примером комплексной оценки деятельности руководителя служит диагностическая система.
Диагностическая система (ДС) может быть использована в следующих направлениях:
- как средство оценки
руководителя при конкурсном
отборе руководителей,
- в качестве средства
выявления потребностей
- для анализа результатов
обучения и получения
- для получения данных
о профессиональных и
Диагностическая система включает более 20 процедур, сгруппированных в блоки-модули. Для выполнения поставленной задачи подбирается необходимый состав модулей и самих процедур. ДС является открытой системой и может быть дополнена другими процедурами.
Для конкурса может быть
использовано 10 критериев, на основе которых
выводится обобщенный показатель —
рейтинг каждого руководителя. Такой
подход позволяет освободиться от комплекса
психологического эффекта абсолютной
оценки личности, что избавляет систему
от неизбежного оттенка
РАЗДЕЛ III
Основные ошибки при оценке управленческого персонала.
Также при оценке управленческого состава необходимо стараться избежать типовых ошибок, связанных со спецификой работы с персоналом высокого уровня бизнес-отвественности и бизнес-грамотности.
Условно можно выделить группу типовых ошибок на этапе планирования оценки (табл. 5)(ПРИЛОЖЕНИЕ 9) и на этапе проведения оценки (табл. 6).(ПРИЛОЖЕНИЕ10)
Конечно, этими ошибками список не исчерпывается, однако подобные ошибки случаются достаточно часто.
Кандидатуры наблюдателей должны
быть оговорены и согласованы
со всеми руководителями без исключения.
Сомнения относительно квалификации или
опыта эксперта, а также личная
неприязнь со стороны хотя бы одного
из оцениваемых руководителей
Заключение
Получается, что главная проблема оценки топ-менеджмента – это компетентность данной оценки и оценщиков. Т.к. статус оцениваемого и его качественные характеристики могут быть выше и шире предлагаемых методик и статуса оценщиков.
Из этого… Конечно, нужно применять комплекс, чтобы избежать субъективности… Каждая организация определяет свой «набор» методик в зависимости от иерархии и сферы деятельности.
И все равно, никто не гарантирует «чистоты анализа». Т.к. в конечном итоге получается набор субъективных мнений.
Я считаю, что организация должна сама выработать наиболее важные критерии оценки для обеспечения своей деятельности. И уже исходя из этого строить градацию успешности или неуспешности управления.
Например, какой-то организации важен гудвилл и общественный резонанс, другой - наращивание фондов, третей – привлечение инвестиций.
У любой компании, страны и т.д помимо стратегических долгосрочных целей есть масса промежуточных.
Например, Россия сидит
сейчас на сырьевой игле –
это плохо. Но за последние
10 лет она стала членом ОПЕК,
одним из крупнейших
Но цели меняются.
Поэтому оценка должна быть адекватна и своевременна поставленным задачам, иначе велик риск подтасовки данных и их истолкования.
Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ:
ПРИЛОЖНИЕ №1
Рис. 1. Цикл управления
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Рис.2. Четко структурированное решение
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Рис.3. Слабо структурированное решение
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Рис.4. Инструментарий снижения влияния риска
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
Таблица 1
Отличия в оценке менеджеров высшего и среднего звена
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
Таблица 2
Форма аттестационного листа
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
Таблица 3
Пример перечня качеств, включаемых в анкету, с оценками
ПРИЛОЖЕНИЕ №8
Таблица 4
Оценка с помощью метода распределения
ПРИЛОЖЕНИЕ № 9
Таблица 5
Ошибки при планировании оценки
ПРИЛОЖЕНИЕ № 10
Таблица 6
Ошибки при проведении оценки