Оценка и формирование имиджа предприятий регионального туризма Уральского региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Ряд задач:
- раскрыть понятие имиджа в целом;
- изучить особенности понятия «имидж региона» с точки зрения туристической деятельности;
- исследовать особенности Уральского региона как туристического региона;
- предложить пути формирования позитивного имиджа Урала как туристического региона.

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Теоретические аспекты имиджа предприятия………………………..6
1.1. Понятие имиджа, его задачи, функции и структура…………………….6
1.2. Основные этапы и средства формирование имиджа…………………...11
1.3. Особенности формирование имиджа туристического предприятия…..14
Глава 2. Анализ имиджа областей Уральского региона…………………..….18
2.1. Характеристика областей Уральского региона………………………….18
2.2. Сеть маршрутов активного туризма и охраняемые природные территории……………………………………………………………………….22
2.3. Оценка имиджа туристического предприятия на конкурентоспособность………………………………………………………....28
Глава 3. Анализ имиджа турагентства «Роза Ветров»………………………...31
3.1. Краткая характеристика турагентства «Роза Ветров»…………………....31
3.2. Оценка и анализ имиджа турагентства «Роза Ветров»……………...……32
3.3. Рекомендации по поддержанию и усовершенствованию имиджа предприятия……………………………………………………………………...35
Заключение ………………………………………………………………..…….37
Библиографический список……………………………………………………..39

Работа содержит 1 файл

ТО чужое.docx

— 75.19 Кб (Скачать)

Челябинская область.

Центр - город Челябинск. Территория - 87 тысяч квадратных километров. Население - 3,6 миллиона человек. Главные реки - Урал, Миасс. Озера - Увильды, Тургояк. Промышленность - черная и цветная  металлургия, горно-добывающая (руды черных и цветных металлов, уголь, магнезит). Сельское хозяйство - животноводство, зерновые, овощеводство, садоводство.

Челябинская область по объему промышленного  производства входит в пятерку крупнейших территориальных образований России, уступая только Москве, Санкт-Петербургу, Московской и Свердловской областям.

 

Свердловская область.

Центр - город Екатеринбург (до 1990 года - Свердловск). Территория - 194 тысячи квадратных километров. Население - 4,7 миллионов  человек. Главные реки - бассейнов  Оби и Камы. Промышленность: черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая, легкая, деревообрабатывающая, бумажная промышленности, добыча железных и медных руд, боксита, угля.

 

Пермский край.

Центр - город Пермь. Территория - 160 тысяч квадратных километров. Население - 3,1 миллионов человек. Главные реки - Кама, Чусовая, Койва, Вышера. Промышленность: добыча каменного угля, нефти, газа, калийной и поваренной соли, машиностроение, химическая промышленность, черная и  цветная металлургия. Сельское хозяйство: животноводство, зерновые, овощеводство. В Пермской области есть два крупных  золотоносных района - Красновишерский  и в бассейне реки Койвы.

 

Оренбургская область.

Центр - город Оренбург. Территория - 124 тысяч квадратных километров. Население - 2,1 миллиона человек. Главная река - Урал. Промышленность: черная и цветная  металлургия, машиностроение. Газовая, химическая, легкая промышленности, добыча нефти, железных, медных, никелевых  руд. Сельское хозяйство - зерновые, животноводство. Сегодня Оренбургская область входит в число 7 - 8 крупнейших российских поставщиков  продукции сельского хозяйства.

 

Курганская область.

Центр - город Курган. Территория - 71 тысяча квадратных километров. Население - 1,1 миллионов человек. Главные реки - Тобол, Исеть. Промышленность: машиностроение, легкая, пищевая. Сельское хозяйство: зерновые, животноводство.

В Курганской области есть множество  курортов. Близ г. Шардинска есть минеральные  источники, близкие по химическому  составу к "Ессентукам-4". Областная "оборонка" известна БМП и тягачами - колесными и на гусеничном ходу.

 

Республика Башкортостан.

Столица - город Уфа. Территория - 142 тысячи квадратных километров. Население - 4 миллиона человек. Главные реки - Белая и Уфа. Промышленность: нефтеперерабатывающая, нефтехимическая, машиностроение, металлообработка, легкая, пищевая, добыча нефти, угля. Сельское хозяйство: зерновые, овощеводство, животноводство, пчеловодство.

 

Республика Удмуртия.

Столица - город Ижевск. Территория - 42,1 тысячи квадратных километров. Население - 1,6 миллиона человек. Главные реки - Кама, Вятка. Около 1/2 территории покрыто  лесом. Промышленность: машиностроение, металлообработка, металлургия, лесная, деревообрабатывающая, нефтедобывающая, химическая, стекольная, легкая, пищевая; добыча торфа. Основные промышленные центры: Ижевск, Сарапул, Глазов. Сельское хозяйство: животноводство, зерновые, льноводство.

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Сеть маршрутов активного туризма и охраняемые природные территории.

 
В настоящее время существует большое  количество видов туризма, так или  иначе связанных с путешествиями  в природе. Это «экологический», «зеленый», «природноориентированный», «мягкий», «экологически и социально  ответственный», «приключенческий», «активный» и др. Каждый из них имеет свою специфику, но все объединяют направленность к природной нетронутой и слабо  измененной среде и маршрутный характер.  
В пределах Урала за более чем семидесятилетний период сложилась система активных туристских маршрутов.  
В административном плане они проходят в пределах Пермского края, Свердловской области, Челябинской области и Республики Башкортостан. Эти регионы объединяет их положение в пределах Уральской горной страны. Три из них, кроме Пермского края, имеют протяженные общие границы. Пермский край граничит с Республикой Башкортостан и Свердловской областью. Целостность этой территории основана на тесных производственных, транспортных социальных и других видах связей. Наиболее тесные туристские связи обнаруживают северо-восточная периферия Пермского края и северо-западная Свердловской области, а также северо-восточная часть Республики Башкортостан и северо-западная часть Челябинской области. Эти территории имеют хорошую туристскую проницаемость границ, что может быть объяснено фактором отсутствия транспортных связей между административными центрами и их крайней периферией, а также формально существующих границ между регионами. Единственно возможными путями преодоления этих изоляторов являются либо естественные транспортные магистрали реки, либо пешеходные тропы.  
Сложившаяся система туристских маршрутов и система особо охраняемых природных территорий (ООПТ) совпадают в пространственном отношении. Это особенно проявляется на больших по площади ООПТ, таких как заповедники, заказники, национальные и природные парки.  
На Урале расположено 8 государственных заповедников.

В таблице 1 приведены справочные данные.

 

Таблица 1 Заповедники Урала

   

Год 

 

ООПТ 

Регион 

осно- 

тыс. га 

Географическое положение 

   

вания 

   

Вишерский 

Пермский 

1991 

241,2 

Среднегорье осевой зоны Северного  Урала 

 

край 

   

и его западные предгорья  в пределах 

       

бассейна р. Вишеры в ее верховьях 

Денежкин камень 

Свердловская 

1946- 

96,5 

Среднегорная центральная  часть Северного 

 

обл. 

1961, 

 

Урала с центром - горным узлом Денежкин 

   

1991 

 

Камень 

Басеги 

Пермский 

1982 

37,9 

Западные склоны Среднего Урала в подзоне 

 

край 

   

средней тайги на границе  с южной 

Висимский 

Свердловская 

1971 

79,6 

Средний Урал - часть низкогорного 

 

обл. 

   

водораздельного хребта и  западный 

       

макросклон, верховья р. Сулем 

Ильменский 

Челябинская 

1920 

30,3 

Восточные предгорья Южного Урала 

 

обл. 

     

Южно-Уральский 

Республика 

1930 

254,0 

Южный Урал, р-н хребтов  Ямантау, 

 

Башкортостан 

 

Зигальга, Машак 

 

Челябинская 

1951, 

   
 

обл. 

1958 

   

Башкирский 

Республика 

1930 

49,6 

Центральная часть Южного Урала 

 

Башкортостан 

 

Значительные площади  горного массива 

   

1951, 

 

Южный Крака и западного  склона 

   

1958 

 

водораздельного хребта Уралтау 

Шулъган-Таш 

Республика 

1958 

22,5 

Западные склоны Южного Урала  с грядово- 

 

Башкортостан 

   

хребтово-увалистым рельефом 

 

1986 

   
   

1986 

   

 

На первый взгляд кажется, что эти системы можно «развести» территориально для обособленного  существования каждой из них. На практике это неосуществимо, что объясняется  несколькими причинами. Одной из них является то, что туристская сеть на данных территориях была сформирована задолго до закрепления за ними статуса  заповедных. Так, например, маршруты, проходящие по территории Вишерского государственного заповедника (Пермский край), известны с тридцатых годов прошлого века. Именно тогда они были впервые  описаны в туристской литературе. Заповедник же был организован в 1991 г. Следовательно, туристская специализация данной территории имела более длительный период. До сих пор не преодолена инерция считать этот район в первую очередь туристским. По территории заповедника «Басеги», организованного в1982 г., проходил всесоюзный туристский лыжный маршрут. В Южно-Уральском заповеднике маршруты на хр. Ямантау через хр. Нары, через хр. Зигальга (на г. Б. Шолом) и др. описаны в путеводителях 30-40-х гг. XX в., хотя заповедник постоянно существует с 1958 г., на его территории систематически организуются туристские маршруты. Данный район активно продвигается организаторами туризма на российский и международный туристский рынок.  
Необходимо заметить, что этот горный район, называемый Ямантауским, наиболее интересен для организации маршрутов. Один из ведущих факторов в выборе района путешествия для активных туристов - фактор высшей точки. Гора Ямантау (1640 м) -высшая точка Южного Урала и Республики Башкортостан. Помимо г. Ямантау, здесь расположены хр. Машак (1373 м), Зигальга (г. Большой Шолом, 1472 м), Нары (1328 м) и горный массив Иремель (г. Кабан, 1582 м). В Башкирском заповеднике проходят пешеходный маршрут на хр. Южный Крака, часть водного маршрута по р. Белая.  
Другой причиной столь тесного существования двух сетей является то, что требования, предъявляемые ими к природной среде, во многом схожи. Заповедники создавались согласно ландшафтно-географическому принципу на наименее нарушенных территориях. Уже в начальный период их организации не раз возникали трудности с отводом для них больших территорий. Как правило, их выделяли в слабо обжитых местах. В исследуемых регионах все 8 существующих заповедников расположены на периферии в пределах Уральского хребта.  
Сеть туристских маршрутов также тяготеет к местам слабо обжитым и наименее хозяйственно освоенным. Такие территории располагаются в периферийных районах территориальных социально-экономических систем. Сеть активных туристских маршрутов тяготеет к границам рассматриваемых регионов и, особенно, к естественному рубежу Уральским горам. Распространение маршрутов имеет дискретный характер. По проведенной оценке организация активных туристских маршрутов возможна на 20-30% территории изучаемых регионов.  
В этой ситуации столкновение интересов неизбежно. Вывод маршрутов в национальные и природные парки как специальные учреждения желателен, но на современном этапе неосуществим, так как в России их недостаточно. В пределах исследуемых регионов Урала существуют 4 национальных и 6 природных парков. Краткие сведения о них представлены в табл. 2.  

Таблица 2 Национальные и  природные парки Урала 

ООПТ 

Регион 

Дата основания 

S, тыс. га 

Географическое положение 

Припышминские боры 

Свердлов-ская обл.

1993 

49,2 

Массив приньпиминских сосновых лесов, приурочен к террасам древней  долины р. Пышмы 

Оленьи ручьи 

» 

1999 

23,2 

Расположен в районе нижнего  течения р. Серги. Высокая концентрация пещер 

Р. Чусовая 

» 

2004 

77,15 

Долина р. Чусовой 

Малый исток 

» 

2004 

16,5 

 

Башкирия 

Республика Башкирия 

1986 

79,8 

Горные леса Южного Урала  и Кутук-Сумганское урочище с  уникальными пещерами и карстовыми воронками 

Аслыкуль 

» 

1993 

47,5 

Озеро Аслыкуль и прилегающая  территория (бассейн р. Дема) 

Кандрыкуль 

» 

1995 

8,5 

Озеро Кандрыкуль и прилегающие территории 

Мурадымовское ущелье 

» 

1998 

23,5 

Расположен в бассейне р. Б. Ик Высокая концентрация пещер 

Зюраткуль 

Челябинская обл. 

1993 

 

Ядро парка - самое высокогорное озеро Урала Зюраткуль (724 м) и  хр.Нургуш 

Таганай 

» 

1991 

56,8 

Таганайский горный массив 


Почти все национальные парки  созданы на территориях с существующей сетью туристских маршрутов. Следовательно, как организации, созданные на принципах  частичного самообеспечения, они имеют  преимущество в привлечении туристов и экскурсантов перед национальными  и природными парками, где сеть маршрутов  не сложилась. В национальных парках «Таганай», «Зюраткуль», «Башкирия» и  др. основные силы организаторов должны быть направлены не на создание и продвижение  новых маршрутов, а на обустройство уже существующих.  
На основании проведенного сравнительного исследования приходим к выводу, что существующая система особо охраняемых природных территорий почти совпадает с системой туристских маршрутов. Причем маршруты функционируют не только в национальных парках, но и в заповедниках, хотя формально этот вид деятельности в них запрещен. Следовательно, налицо противоречие между системой охраны природы и туристской системой.  
Признавая значимость как системы национальных и природных парков, так и эколого-просветительской деятельности (включая познавательный туризм), можно рекомендовать существенное расширение этой формы ООПТ. Необходимо провести резервирование территорий, по которым проходят основные туристские маршруты, с целью закрепления за ними в качестве приоритетных туристских и рекреационных функций.  
Общественная роль национальных парков на данном этапе более существенна по сравнению с подлинными природными заповедниками, несмотря на все их высокое предназначение. Во всяком случае, национальных парков в стране должно быть больше и по количеству, и по площади. Теоретически часть наших заповедников может быть преобразована в национальные парки без ущерба для их природы. Возможно, этой кардинальной меры можно избежать, организуя туристские маршруты в буферных зонах заповедников. Важно не перешагнуть ту черту, когда маршруты, целью которых является экологическое воспитание и просвещение, превращаются в обычные массовые, что приводит к нарушению экологического равновесия, т.е. туристский поток должен чётко нормироваться и регулироваться. Кроме того, нельзя отступать от первоначальной цели созданного маршрута в угоду получения наибольшей прибыли. Подобные выводы сделаны под влиянием практики. Во всех рассмотренных заповедниках уже организуется туристская деятельность, несмотря на законодательные запреты. Все они, так или иначе, вовлечены в процесс хозяйственного использования территории.

 

2.3  Оценка влияния имиджа на конкурентоспособность

Для предпринимательской деятельности в сфере туризма в большинстве  случаев характерна высокая степень  конкуренции. Под конкуренцией понимается соперничество на каком-либо поприще  между отдельными юридическими или  физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. С точки  зрения предприятия, такой целью  является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя.

Степень развития туристского рынка  в городах - курортах нашего региона, сложность работы на нем во многом диктуются особенностями конкурентной среды туристской фирмы. Являясь  наиболее чувствительным индикатором  активности предприятия, она определяет многие маркетинговые характеристики: объем и условия продаж, цены, методы рекламы, стимулирования сбыта  и т.д. Кроме того, через призму взаимоотношений между конкурентами наиболее быстро и четко проявляются изменения, происходящие на рынке, так как именно соперничество является основным двигателем рыночных процессов.

Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению  с аналогичными объектами, представленными  на данном рынке. Она определяет способность  объекта выдерживать конкуренцию  с аналогичными объектами на данном рынке. Конкурентоспособность –  этот главный фактор развития общества – представляет научную и практическую ценность.

Организационные меры, направленные на повышение конкурентоспособности  турпредприятия, можно свести к следующим:

–  обеспечение качественных показателей, создающих приоритетность турпродукции фирмы на рынке;

–  выявление преимуществ и недостатков товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами, и соответствующее использование этих результатов на своём предприятии;

–  изучение мероприятий конкурентов по совершенствованию аналогичных товаров, с которыми они выступают на рынке, и разработка мер, дающих преимущества по сравнению с конкурентами;

–  определение возможных модификаций турпродукта путём повышения качественных характеристик, например, таких как, надёжность, улучшение внешнего оформления (дизайна);

–  выявление и использование ценовых факторов повышения конкурентоспособности продукции, в том числе, применяемых предприятиями-конкурентами (скидок с цены, гарантий);

–  дифференциация турпродукции, обеспечивающая относительно устойчивое предпочтение покупателей, отдаваемое определённым видам взаимозаменяемых турпродуктов.

Информация о работе Оценка и формирование имиджа предприятий регионального туризма Уральского региона