Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 15:21, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является:
определить сущность и понятие социального менеджмента;
рассмотреть научные школы социального менеджмента
изучение современной парадигмы управления. При этом решаются следующие задачи:
какой предстает перед нами система управления в настоящее время
каковы проблемы и перспективы развития менеджмента.
Введение……………………………………………………………..……...3
1 Сущность и содержание социального менеджмента………………..…6
1.1 Понятие социального менеджмента………………………………….6
1.2 Основные принципы, задачи, категории и функции социального менеджмента………………………………………………………………………8
2 Научные школы социального менеджмента…………..………...…....13
2.1 Исторические этапы формирования управленческой социальной мысли…………..………………………………………………………………....13
2.2 Особенности развития управленческой социальной системы в России………………..…………………………………………………………...21
3 Новая парадигма управления……………………..………………..…..26
3.1 Особенности социального управления ХХI века………..…….........26
3.2 Проблемы и перспективы современного менеджмента, связанные с российской действительностью…………………...……………………….…...32
Заключение………………….………………………………………….....36
Список использованной литературы…………………..………………...38
Стимулы неразрывно связаны с целеполаганием, но еще в большей мере к нему имеет отношение мотив. Если стимул содержит в себе и причину, и цель активности, а цель не всегда может быть осознанной, то мотив активно включает сферу сознания, идеальный образ, что делает саму активность более целесообразной, эффективной[18].
Феномен управления тесно связан с понятием «социальная организация». В течение многих веков управление из бессознательной деятельности превращалось в обычай, традицию, общественный институт с помощью устойчивой социальной структуры, которая из поколения в поколение передавала навыки управления.
Таким
образом, социальное управление – это
во многом продукт социальных организаций.
Существуют следующие законы и принципы социального управления:
Принципы социального управления
Под принципами социального управления следует понимать правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в социальных условиях, сложившихся в обществе. Они определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму социального управления. Принципы управления представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности. Следовательно, принципы социального управления – это руководящие идеи, исходные положения, отражающие законы развития отношений управления. Взаимосвязь принципов, законов и закономерностей можно представить в такой последовательности: законы социального развития, социальные законы соответствующего периода (этапа) социального развития, законы и закономерности социального управления. При этом важное различие между принципами и методами социального управления состоит в том, что принципы управления не выбирают – им следуют.
Основными принципами социального управления являются:
Таким образом, принципы социального управления должны основываться на законах развития общества, на законах управления, соответствовать целям социального управления и отражать основные свойства, связи и отношения управления, учитывать временные и территориальные аспекты процессов социального управления, в необходимых случаях иметь правовое оформление, получать закрепление в различных нормативных документах[5].
Системы
принципов управления изменяются в
процессе развития социального управления.
Тем не менее, основные принципы управления
полностью исчезнуть не могут, так как
выражают общие требования к системе социального
управления. Принципы управления позволяют
формировать систему методов управления,
формы и методы использования этих принципов
на различных этапах социального развития
могут и должны быть различными.
2 Научные школы социального менеджмента
2.1
Исторические этапы
формирования управленческой
социальной мысли
В развитии теории и практики управления выделяют несколько исторических периодов.
I. Древний период (9-7-е тыс. до н.э. – XVIII в.).
II. Индустриальный период (конец XVIII – середина XIX в.).
III. Период систематизации (1850-е гг. – 1960).
IV. Информационный период (с 1960 г. по настоящее время).
В целом история мирового социального управления насчитывает несколько управленческих революций, знаменующих собой поворотные моменты в теории и практике менеджмента.
В результате первой управленческой революции менеджмент формировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности жрецов, превращаясь со временем в социальный институт и профессиональное занятие.
Вторая управленческая революция произошла приблизительно через тысячу лет после первой и связана с именем вавилонского правителя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), который издал знаменитый свод законов, содержащий 285 законодательных актов управления государством.
Суть второй революции в менеджменте заключается в появлении чисто светской манеры управления, возникновении первой формальной системы организации и регулирования отношений людей, наконец, зарождении первых ростков лидерского стиля, а стало быть, и методов мотивации поведения.
Достижения Новуходоноссора II характеризуют третью управленческую революцию. Если первая была религиозно-коммерческой, вторая – светско-административной, то третья – производственно-строительной.
Четвертая управленческая революция практически совпадает с индустриальной революцией XVII-XVHI вв., которая стимулировала развитие европейского капитализма и имела гораздо более существенное влияние на теорию и практику социального управления, чем все предшествовавшие революции в менеджменте.
Перечисленные управленческие революции соответствуют основным историческим вехам смены культур и социальных сословий: власть жрецов постепенно вытесняется господством военной и гражданской аристократии, на смену которой пришли предприимчивые буржуа, а последних на исторической арене сменили наемные работники — «пролетарии управления», после чего социально-управленческий цикл начался снова, но на новом, качественно ином уровне.
Научные школы социального менеджмента
Рассмотрим ведущие зарубежные школы управления.
Классическая школа управления. Возникновение современной науки управления связывается с именем Ф. Тейлора (1856-1915).
Основные положения своей теории он изложил в работах: «Управление фабрикой» (1903), «Принципы научного управления» (1911), «Показания перед специальной комиссией конгресса» (1912). Эти положения сводятся к следующему:
В основе системы Тейлора лежали методы рационализации труда отдельных рабочих, обусловившие перестройку процесса производства и соответственно организацию процесса управления. Именно эта сторона тейлоровского учения нашла широкое применение в работе промышленных предприятий.
Наряду с вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и производственных подразделений, которые составляли основу системы Ф. Тейлора, началась разработка более общих принципов организации труда и управления. Родоначальником этого направления в классической школе считается А. Файоль (1841-1925). В своем основном труде «Общая и промышленная администрация» (1923) он пытался разработать общий подход к анализу деятельности администрации и сформулировать на этой основе некоторые строго обязательные принципы администрирования. Управлять, утверждал он, значит вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов.
По мнению Файоля, администрирование составляет часть управления, которое представляет собой значительно более широкую деятельность и включает производственную, коммерческую, финансовую, кредитную, учетно-бухгалтерскую и административную функции. Анализируя административную функцию, Файоль выделил пять ее элементов: предвидение, планирование, организацию, координирование, контроль.
Файояь разработал принципы административной деятельности, к которым относятся: разделение труда, власть (авторитет и ответственность), дисциплина, единство командования, единство руководства, подчинение индивидуальных интересов общему интересу, вознаграждение, централизация, скалярная цепь (линия власти), равенство, устойчивость должностей кадрового состава, инициатива, корпоративный дух. Он впервые указал на необходимость создания штабов (функциональных подразделений), которые не должны обладать правом руководства, но должны осуществлять подготовку к будущему и выявлять возможные способы совершенствования организации труда.
Дальнейшее развитие классической школы управления происходило в двух основных направлениях – рационализация производства и исследование общих проблем управления. Здесь можно выделить работы Г. Эмерсона, Л. Урвика, М. Вебера, Г. Форда.
Г. Эмерсон (1853-1931) в работе «Двенадцать принципов производительности» (1911) рассмотрел и сформулировал принципы управления предприятиями. Он впервые указал на необходимость и целесообразность комплексного подхода к решению задач организации производства и управления.
Л. Урвик развил и углубил основные положения А. Файоля.
Главное внимание он уделил разработке принципов формальной организации.
Совершенствованием организации производства промышленного предприятия занимался Г. Форд (1863-1947), сделавший дальнейший шаг в использовании системы Ф. Тейлора и применивший ее в массовом производстве, что потребовало соответствующей организации системы управления. С этой целью Форд применял следующие принципы организации управления:
Школа «человеческих отношений». Родоначальником нового направления в теории управления считается Э. Мэйо (1880-1949).
Видными
представителями школы «
Основные положения этого направления сводятся к выявлению роли отношений в малых неформальных группах и утверждению того, что в практике управления необходимо выявлять и использовать социально-психологические особенности группы.
Значительное внимание представители школы «человеческих отношений» уделяли делегированию ответственности, эффективность которой, по их мнению, полностью определятся умением использовать возможности своих подчиненных как коллектива.
«Эмпирическая» школа управления. Представители третьего направления в теории управления, объединившего крупных менеджеров и консультантов, заявили, что главная задача ученых в области управления – сбор и обобщение материалов практики, разработка на этой основе рекомендаций управляющим. «Эмпирическая» школа развивается в двух основных направлениях – конкретные организационно-технические и экономические исследования тех или иных проблем управления предприятием и разработка новейших концепций современного менеджмента, прежде всего концепций «участия в прибылях», «участия в управлении» и др. Наиболее видными представителями «эмпирической» школы являются П. Дракер, Р. Дэвис, Л. Ньюмен, Д. Миллер.