Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 10:23, реферат
Эффективное управление невозможно без понимания мотивов и потребностей человека и правильного использования стимулов к труду.
Вся деятельность человека обусловлена реально существующими потребностями. Люди стремятся либо чего-то достичь, либо чего-то избежать. В узком смысле слова, мотивированная деятельность - это свободные, обусловленные внутренними побуждениями действия человека, направленные на достижение своих целей, реализацию своих интересов. В мотивированной деятельности работник сам определяет меру своих действий в зависимости от внутренних побуждений и условий внешней среды.
1.ЭТАПЫ ПРОЦЕССА МОТИВАЦИИ
Эффективное управление невозможно без понимания мотивов и потребностей человека и правильного использования стимулов к труду.
Вся деятельность человека обусловлена реально существующими потребностями. Люди стремятся либо чего-то достичь, либо чего-то избежать. В узком смысле слова, мотивированная деятельность - это свободные, обусловленные внутренними побуждениями действия человека, направленные на достижение своих целей, реализацию своих интересов. В мотивированной деятельности работник сам определяет меру своих действий в зависимости от внутренних побуждений и условий внешней среды.
Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, оно очень индивидуально и может меняться под воздействием мотивов и обратной связи с деятельностью человека.
Процесс мотивации можно разбить на 4 этапа:
· возникновение потребности (голод, жажда, желание получить образование и т.д.);
· разработка стратегии и поиск путей удовлетворения потребности (купить пищу, поступить в вуз и т.п.);
· определение тактики деятельности и поэтапное осуществление действий (быстро или медленно, определение путей, анализ альтернатив, выбор решения);
· удовлетворение потребности и получение материального или духовного вознаграждения.
Различают биологические и социальные потребности. Потребности находятся в постоянном развитии и имеют тенденцию к росту как для отдельного человека, так и для общества в целом.
Важное значение в удовлетворении потребностей имеют стимулы. Широко бытует мнение, что стимул - это вознаграждение. В переводе с латинского, буквально, остроконечная палка, которой подгоняли животных, имеет значение - принуждение. Поэтому более правильно рассматривать стимул как побуждение к действию или причину поведения человека.
Различают четыре основные формы стимулов:
· принуждение. В демократическом обществе на предприятиях используются административные методы принуждения: замечание, выговор, перевод на другую должность, строгий выговор;
· материальное поощрение. Сюда относятся стимулы в материально-вещественной форме: заработная плата, вознаграждения за результаты, премии из дохода или прибыли, компенсации, путевки, кредиты, ссуды;
· моральное поощрение. Стимулы, направленные на удовлетворение духовных и нравственных потребностей человека: благодарности, почетные грамоты, доска почета, почетные звания, ученые степени, дипломы, публикации в прессе, правительственные награды;
· самоутверждение.
Внутренние движущие
силы человека, побуждающие
его к достижению поставленных
целей без прямого внешнего
поощрения. Например,
защита диссертации,
публикация книги, авторские
изобретения. Это самый
сильный стимул из известных.
2.ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ
Теория мотивации начала активно разрабатываться только в XX веке, хотя мотивы и стимулы использовались с древних времен. Наиболее известной и до сих пор широко применяемой является политика “кнута и пряника”.
Проблемы мотивации персонала уже долгое время находятся в центре внимания западных социологов.
и А. Смит в своих трудах подошли к основам классической теории мотивации. Ее суть может быть сформулирована очень просто - деньги - единственный мотивирующий фактор в работе. Выразителем этой теории был и , которого часто называют отцом научного менеджмента. Позднее вопросы мотивации разрабатывались Элтоном Мэйо из Гарвардского университета.
Современные теории мотивации подразделяются на содержательные и процессуальные. Содержательные основываются на том, что существуют внутренние побуждения (потребности), которые заставляют человека действовать. В процессуальных теориях мотивации поведение личности определяется не только потребностями, но является также функцией восприятия и ожидания, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного типа поведения.
К представителям первой категории относятся , Дэвид Макклелланд, Фредерик Херцберг. Ко второй относятся теории ожидания, теории справедливости, модель мотивации Портера-Лоулера.
Одной из наиболее последовательных современных концепций мотивации деятельности человека, ориентирующей на активизацию человеческого фактора, является концепция профессора Мичиганского университета Д. Макгрегора, который анализирует две условно называемые теории: теорию “Х”, теорию “Y”.
Теория “Х” - это, собственно, теория Тейлора, предполагает, что человек ленив и старается избегать работы. Людей нужно принуждать к труду. Они ждут, что ими будут руководить, избегают ответственности, не терпят перемен, им нельзя доверять.
По мнению Д. Макгрегора, люди совсем не такие по природе и им присущи противоположные качества (теория “Y”).
Теория “Y” получила развитие в теорию “Z”, выдвинутую профессором Калифорнийского университета У.Оучи на основе изучения японского метода управления персоналом.
Отличительными чертами японского опыта, обеспечивающими реализацию "человеческого потенциала", по мнению Йосихары, следует считать такие основные признаки:
· гарантия занятости и создание обстановки доверительности;
· постоянное присутствие руководства на производстве;
· гласность и ценности корпорации.
По теории “Z” каждый работник имеет свободу и работает самостоятельно, без надзора.
Абрахам Маслоу - один из крупнейших ученых в области мотивации. В соответствии с теорией Маслоу существует пять групп потребностей.
Согласно Маслоу, люди стараются достичь целей организации в том случае, если считают возможным удовлетворить одну из своих собственных потребностей в этом процессе. Эти потребности выстроены согласно иерархии: потребности могут быть реализованы только после удовлетворения первичных потребностей. Самые основные - физиологические потребности (питание, одежда, жилье), за ними следуют потребности в безопасности. Далее - социальные потребности (принадлежность к группе), затем потребности в признании. Наконец, существует потребность в самоопределении.
К. Альфред считает, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы, но в отличие от пирамиды Маслоу, он считает, что таких групп существует только три:
· потребности существования;
· потребности связи;
· потребности роста.
Согласно теории Ф. Херцберга, факторы, которые определяют мотивацию, могут быть разделены на два вида:
“Факторы неудовлетворенности” известны как факторы гигиены или условий труда. Они действуют как функциональные предпосылки: когда происходит что-либо не так, люди могут быть недовольными. Можно привести такие факторы, как правила, условия работы, рабочие отношения и т.д.
“Факторы удовлетворенности” - мотивирующие факторы, являются стимуляторами: они служат причиной удовольствия и дают людям чувство, что они могут развиваться. Важно то, что работники могут быть творческими личностями, могут быть признаны, могут быть ответственными, успешными в работе.
В следующей схеме факторы гигиены расположены во внешнем круге. Они также относятся к факторам окружающей среды или внешним рабочим факторам. Реальные стимулы расположены во внутреннем круге и называются “внутренними рабочими факторами”.
Теория Макклелланда делает упор на потребности высшего уровня. Три потребности - власть, успех, причастность.
Теория ожидания. (Виктор Врум).
Ожидание в отношении затрат труда и результатов труда, результатов и вознаграждения, валентность (степень удовлетворенности вознаграждением).
Теория справедливости Адамса. Соизмерение с другими людьми, с затратами.
Модель Портера-Лоулера (Портер Л., Лоулер Э.). Включает элементы теории ожидания и теории справедливости. Процесс мотивации зависит от действия пяти переменных: усилие, восприятие, результаты, вознаграждение, степень удовлетворения.
Датский психолог К. Б. Мадсен выделяет девятнадцать основных мотивов, которые он подразделяет на четыре группы:
1. Органические мотивы:
· голод;
· жажда;
· половое влечение;
· материнское чувство;
· ощущение боли;
· ощущение холода (самосохранение);
· ощущение жары;
· анальные потребности (выделения);
· потребность дышать.
2. Эмоциональные мотивы:
· страх или стремление к безопасности;
· агрессивность или бойцовские качества.
3. Социальные мотивы:
· стремление к контактам;
· жажда власти;
· жажда деятельности.
4. Деятельные мотивы:
· потребность в опыте;
· потребность в физической деятельности;
· любопытство (интеллектуальная деятельность);
· потребность в возбуждении (эмоциональная деятельность);
· жажда
творчества (комплексная
деятельность).
3.
МОТИВАЦИЯ ТРУДА И ФАКТОРЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА
Мотивация труда формируется до начала профессиональной деятельности - в процессе социализации индивидуума.
Основными факторами мотивации труда можно назвать:
· направления, стимулирующие работу (интересная работа);
· условия и содержательность труда;
· четкие цели - осознание того, что ожидается, и выделение соизмеримых целей;
· система экономических нормативов и льгот;
· уровень заработной платы;
· справедливость распределения доходов;
· авторитет, власть - способность принимать решения;
· обратная связь - получение определенной информации относительно выполнения работы;
· возможность продвижения по службе - отслеживание потенциала для продвижения, карьерные соображения;
· поддержка от руководства – наличие опытных менеджеров, желающих помочь;
Информация о работе Мотивация поведения и стимулирования труд в системе работы с кадрами