Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:19, контрольная работа
Каждая организация состоит из людей. Каждый человек является субъектом, то есть имеет интересы и возможности. Возможности работника - это его профессиональные знания, умения и навыки. В значительной степени поведение человека зависит от его личностных особенностей, обобщенно называемых характером. Характер определяет предрасположенность работника к выполнению определенных видов деятельности, что также должно учитываться при распределении должностных обязанностей.
Введение…………………………………….……………………………...…3
1. Потребность и мотивы, сущность мотивационного процесса...............5
1.1. Потребность и мотивы………………………………………………....5
1.2. Сущность мотивированного процесса ……………………………..6
2. Основные мотивные теории и их прикладное значение, регу-
лирование поведения индивида……………………………………………10
2.1. Процессуальные теории мотивации………………….……………….10
2.2.Содержательные теории мотивации…………………………………...13
2.3. Регулирование поведения индивида…………………………………..15
3.Мотивация и результативность, примеры разработки мотивацион-
ных программ и эффективных систем вознаграждений в организа-
ции……………………………………………………………………………17
3.1. Мотивация – результативность……………………………………….17
3.2.Пример современного состояния системы мотивации труда работников на ОАО ЧТПЗ………………………………………………………………..21
Вывод………………………………………………………………………...37
Список литературы………………………………………………………….39
Введение.
Вряд ли кто-то может не
согласиться с утверждением, что
главное богатство компании –
это её сотрудники. От того, насколько
результативным окажется их труд, зависит
успех любой организации. А наибольшая
результативность достигается, только
в том случае, если работники заинтересованы
в результатах своего труда. Какими
бы сильными ни были решения руководителей,
результат может быть получен
только тогда, когда они удачно воплощены
сотрудниками фирмы.
Сегодня система управления
персоналом немыслима без такой важной
составляющей, как мотивация труда. Каждое
предприятие, серьезно относящееся к вопросам
управления персоналом, или, по крайней
мере, планирующее свой завтрашний день,
старается разработать собственную систему
мотивации труда персонала.
Каждая организация состоит
из людей. Каждый человек является субъектом,
то есть имеет интересы и возможности.
Возможности работника - это его профессиональные
знания, умения и навыки. В значительной
степени поведение человека зависит от
его личностных особенностей, обобщенно
называемых характером.
Успешная работа любой организации
складывается из таких факторов, как слаженные
взаимодействия сотрудников и начальства.
При этом наибольшая часть ответственности
за это лежит на плечах руководства. Здесь
в ход должны идти все возможные методы
и средства, способные дать работникам
организации ощущение хорошего начальника
и любимой работы. Именно от этих психологических
категорий будет конечный результат выполняемых
действий.
В данной работе субъектом
исследования является персонал организации.
Объектом исследования является организация. Предметом
исследования являются мотивация и результативность
организации.
Проблема мотивации достаточно сложна
и характеризуется значительным разнообразием
подходов к изучению, её аспектов, а также
поддержанию и обеспечению ее функциональных
свойств.
Следует отметить, что неправильная формулировка
результата приводит к разработке неправильной
системы контроля качества и сводит на
нет всю работу людей. Не говоря уже о компании
с несколькими десятками сотрудников
— при неправильном определении целей
персонал будет работать на износ, но эффект
будет мизерный. И какая бы система мотивации
ни внедрялась руководством, она ничего
не исправит. Более того, она будет способствовать
разрушению компании.
При правильной мотивации сотрудники
зарабатывают для организации больше
денег, предприятие не расходует средства
на поиск и подбор персонала, а затраты
на работников становятся рентабельными
инвестициями.
1. Потребность и мотивы, сущность мотивационного процесса.
1.1. Потребность и мотивы.
Мотивация - это совокупность побуждающих факторов, которые вызывают активность личности и определяют направленность ее деятельности.
Термин "мотивация" в широком значении используется во всех областях психологии, которые исследуют причины и механизмы поведения человека и животных. Побуждающие факторы можно распределить на два относительно самостоятельных класса:
- потребностей и инстинктов как источников активности;
- мотивов как причин, которые определяют направленность поведения или деятельности.
Потребность - это состояние некоторой нехватки в чем-либо, которую организм стремится компенсировать; это внутреннее напряжение, которое динамизирует и направляет активность на получение того, что необходимо для нормального функционирования организма и личности в целом.
Потребность - это необходимое условие любой деятельности, однако потребность сама по себе еще не способна предоставить деятельности четкого направления. Потребность должна "найти" предмет, на котором она опредметится (который способен ее удовлетворить). Например, наличие у человека эстетической потребности создает соответствующую избирательность, но это еще не указывает на то, что именно человек будет делать для удовлетворения этой потребности. Возможно, он будет слушать музыку, а возможно, будет стремиться написать стихотворение или картину.
Чем различаются понятия потребность и мотив? При анализе вопроса, почему индивидуум вообще приходит в состояние активности, рассматриваются проявления потребностей как источников активности. А если изучается вопрос, на что направлена активность, ради чего выбираются именно эти действия, поступки, то исследуются в первую очередь проявления мотивов (как побуждающих факторов, которые определяют направление деятельности или поведения). Потребность побуждает к активности, а мотив - к направленной деятельности.
Таким образом, мотив - это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта.
Как возникают и развиваются новые потребности? Как правило, каждая потребность опредмечивается (и конкретизируется) на одном или нескольких предметах, которые способны удовлетворить эту потребность (эстетическая потребность может опредметиться, например, на музыке). В процессе своего развития эта потребность может опредметиться и на поэзии. Следовательно, уже больше предметов могут ее удовлетворить. Таким образом, развитие потребности идет в направлении увеличения числа предметов, которые способны ее удовлетворить.
Следовательно, изменение и развитие потребностей происходит путем изменения и развития предметов, которые им отвечают и в которых они опредмечиваются и конкретизируются.
1.2. Сущность мотивированного
процесса
Мотивация, рассматриваемая
как процесс, теоретически может
быть представлена в виде шести следующих
одна за другой стадий. Естественно, такое
рассмотрение процесса носит достаточно
условный характер, так как в реальной
жизни нет столь четкого
Первая стадия - возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает "требовать" от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения. Потребности могут быть самыми различными. Условно их можно разбить на три группы: физиологические, психологические, социальные.
Вторая стадия - поиск путей устранения потребности. Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить ее, удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять.
Третья стадия - определение целей (направления) действия. Человек фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность. На данной стадии происходит увязка четырех вопросов: что я должен получить, чтобы устранить потребность; что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю; в какой мере я могу добиться того, чего желаю; насколько то, что я могу получить, может устранить потребность?
Четвертая стадия - осуществление
действия. На этой стадии человек затрачивает
усилия для того, чтобы осуществить
действия, которые, в конечном счете,
должны предоставить ему возможность
получения чего-то, чтобы устранить
потребность. Так как процесс
работы оказывает обратное влияние
на мотивацию, то на этой стадии может
происходить корректировка
Пятая стадия - получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав определенную работу, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо усиление мотивации к действию.
Шестая стадия - устранение потребности. В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, вызывает устранение потребности ослабление или усиление мотивации к деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.
Знание логики процесса мотивации не дает значительных преимуществ в управлении этим процессом. Можно указать на несколько факторов, которые усложняют и делают неясным процесс практического развертывания мотивации. Важным фактором является неочевидность мотивов. Можно предполагать, догадываться по поводу того, какие мотивы действуют, но в явном виде их "вычленить" невозможно. Требуются длительные и скрупулезные наблюдения для того, чтобы попытаться с достаточной степенью достоверности сказать о том, какие мотивы являются ведущими, движущими в мотивационном процессе.
Следующим важным фактором
является изменчивость мотивационного
процесса. Его характер зависит от
того, какие потребности инициируют
этот процесс. Однако сами потребности
находятся между собой в
Еще одним фактором, делающим мотивационный процесс каждого конкретного человека уникальным и фактически непредсказуемым, является различие мотивационных структур отдельных людей, разные степени влияния одинаковых мотивов на различных людей и зависимости действия одних мотивов от других. У одних людей стремление к достижению результата может быть очень сильным, у других же оно может быть относительно слабым. В этом случае данный мотив будет по-разному действовать на поведение людей. Возможна и другая ситуация: два человека имеют одинаково сильный мотив для достижения результата. Но у одного этот мотив доминирует над всеми другими, и он будет добиваться результата любыми способами. У другого же этот мотив соизмерим по силе действия с мотивом на соучастие в совместных действиях. В этом случае данный человек будет вести себя по-другому.
Как видно, процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Существует достаточно большое число различных теорий мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению. Далее будут рассмотрены основные теории мотивации, концентрирующиеся на выявлении и анализе содержания факторов мотивации человека. Эта группа теорий обычно называется группой теорий содержания мотивации.
2. Основные мотивные теории и их прикладное значение, регу-
лирование поведения индивида.
2.1. Процессуальные теории мотивации.
С помощью содержательных
моделей делаются попытки определить,
что мотивирует людей на рабочем
месте (например, самореализация, ответственность
или рост); Процессуальные теории рассматривают
мотивацию в другом плане, в них
анализируется то, как человек
распределяет усилия для достижения
различных целей и как
Имеются три основные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий Врума, теория справедливости и модель Портера-Лоулера.
Мотивационная теория ожидания Врума
Первым сформулировал теорию ожидания применительно к трудовой мотивации Виктор Врум. Согласно теории ожиданий не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения.
Процессуальные теории ожидания устанавливают, что поведение сотрудников определяется поведением: - руководителя, который при определенных условиях стимулирует работу сотрудника; - сотрудника, который уверен, что при определенных условиях ему будет выдано вознаграждение; - сотрудника и руководителя, допускающих, что при определенном улучшении качества работы ему будет выдано определенное вознаграждение; - сотрудника, который сопоставляет размер вознаграждения с суммой, которая необходима ему для удовлетворения определенной потребности.
Исходя из теории ожиданий,
можно сделать вывод, что работник
должен иметь такие потребности,
которые могут быть в значительной
степени удовлетворены в
Модель Врума выстроена вокруг таких понятий, как валентность, значимость (инструментальность) и ожидание, поэтому теорию обычно называют VIЕ-теория под понятием валентность Врум понимает устойчивость предпочтений человека относительно конкретного результата. Валентность будет положительной, если человек из двух вариантов -- "добиваться результата" или "не добиваться" - отдает предпочтение первому.
Другая важная переменная мотивационного процесса у Врума - это ожидание. Ожидание определяет связь между усилиями и результатами первого уровня, тогда как инструментальность связывает результаты первого и второго уровней.
Теория Врума отличается от содержательных теорий тем, что она не пытается объяснить, что такое содержание мотивации и в чем состоят индивидуальные различия. Хотя модель Врума и не вносит непосредственного вклада в методы мотивации персонала, она представляет определенную ценность для понимания организационного поведения. Эта теория помогает прояснить взаимосвязь личных целей и целей организации. Модель Портера-Лоулера Следующим шагом в исследованиях мотивации явилась модель мотивации Портера- Лоулера, построенная на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости. Эта теория вводит понятие соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами.