Методы управления персоналом

Автор: Малышева Надежда, 01 Декабря 2010 в 03:54, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной работы является изучение основных и современных методов управления персоналом.

Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:

1. Рассмотреть основные методы управления персоналом.

2. Провести сравнительную характеристику основных методов управления персоналом.

3.Выделить особенности современных концепций управления персоналом.

4. Провести анализ методов управления персоналом.

Работа состоит из введения, трех частей, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

Введение 3
1. Основные методы управления персоналом 4
1.1. Административные методы 4
1.2. Экономические методы 8
1.3. Социально-психологические методы 13
2. Современный взгляд на основные методы управления персоналом 23
3. Современные методы управления персоналом 28
3.1. Консалтинг 28
3.2. Аутстаффинг 31
3.3. Рекрутинг 33
Заключение 39
Список литературы 40

Работа содержит 1 файл

Курсовик -Мкртчян.doc

— 262.50 Кб (Скачать)

Таблица - Сравнительная характеристика методов управления

Признаки  методов управления        Группы  методов управления
методы принуждения методы побуждения методы убеждения
1 2 3 4
Общепринятое  название группы методов, примерно соответствующей новой группе Административные Экономические Социально- психологические
Субстанция  методов Директива, дисциплина Оптимизация мотивов Психология, социология
Цель управления Выполнение законов, директив, планов Достижение конкуренто-способности выпускаемых объектов Достижение взаимопонимания
Структура управления Жесткая Адаптивная к ситуациям Адаптивная к личности
Форма собственности, где преимущественно применяются  методы Государственная Корпоративная, частная, государственная и д.р. Частная
Субъект воздействия Коллектив, индивидуум        Индивидуум        Индивидуум
Форма воздействия При помощи нормативно-методических документов        Мотивация Управление социально- психологическими процессами
Основное  требование к субъекту при применении методов Исполнительность, организованность Профессионализм в  данной области Психологическая устойчивость личности
Потребности, на удовлетворение которых нацелены методы Физиологические, обеспечение  безопасности Физиологические Все потребности
 
 
 
1 2 3        4
Тип организационной структуры, для которой в наибольшей мере приемлемы данные методы Линейная, функциональная Проблемно-целевая, матричная        Бригадная
Преимущественное  направление управляющего воздействия Сверху вниз Вертикальное (сверху вниз и снизу вверх) Вертикальное и  горизонтальное
Уровень иерархии управления, где преимущественно  применяются методы Высший и средний Высший, средний, низший        Низший
Характер  управленческой информации Качественная, детерминированная Качественная, стохастическая Комплексная (как  фактор качества), стохастическая
Стиль руководства, характерный для данной группы методов        Авторитарный        Смешанный        Демократический
Тип темперамента субъекта управления (руководителя), наиболее адекватный данной группе методов        Флегматик        Сангвиник        Сангвиник
То же относительно объекта управления (исполнителя)        Сангвиник Флегматик, холерик        Меланхолик
Тип чаше всего  принимаемого управленческого решения Решения, основанные на строгом соблюдении нормативно- методических документов и директив Решения, основанные на моделировании и комплексном обосновании Решения, основанные на суждении, интуиции, опыте лица, принимающего их
Конкретные  методы и способы управления 1.Государственное регулирование экономики.

2. Стандартизация  и сертификация.

3. Мониторинг экосистемы.

4. Нормативно-методическое регулирование системы управления.

5. Планирование, учет  и контроль

1.Экономическое стимулирование.

2. Анализ затрат, качества  и других параметров систем (фотография  рабочего времени, хронометраж,  анкетирование, тестирование, факторный  анализ и др.).

3. Экономико- математическое  моделирование.

4. Балансовые методы

1. Мониторинг социально-  психологических процессов. 

2. Моделирование социально-  психологических процессов.

3. Психотехнологии.

4. Моральное стимулирование

Рекомендуемое соотношение применяемых методов (сумма равна 10)        4        4        2
 

       Приведенные в таблице характеристики методов  управления являются укрупненными, отражающими  преобладание, или приоритет, конкретного  признака по конкретной группе методов. Новизна представленной таблицы  заключается в системности подхода к проблеме. Анализ соответствия характеристики конкретной системы управления приведенным в таблице рекомендациям позволит найти «узкие места» в этой системе.

       Рациональное  соотношение методов принуждения, побуждения и убеждения должно быть, примерно, следующее: 4:4:2.

       Методы  принуждения — субстанция управления. Низкое качество субстанции — законодательных  и нормативных актов — приведет к низкому качеству последующих  компонентов системы управления. Если идеология, политика, право не будут иметь комплексного обоснования, то экономика и психология ничего не сделают в области развития любых систем. Субстанция управления должна быть высшего качества.

       Методы  побуждения нацелены на экономию ресурсов, повышение качества и конкурентоспособности товаров и услуг, инфраструктуры, качества жизни населения в соответствии с идеологией и политикой развития данной системы. [9]

       Субстанцией методов побуждения являются оптимизация  управленческого решения и мотивация  персонала на его реализацию. Это  очень сложная работа, качество которой определяет эффективность систем. В условиях рыночных отношений конкуренция заставляет инвесторов и государство оптимизировать решения и мотивы в целях повышения качества жизни населения. Поэтому роль методов побуждения в управлении эффективностью объектов оценивается примерно в 40% совокупности факторов эффективности.

       Методы  убеждения в управлении основаны на исследовании психологического портрета личности, мотивации ее потребностей, составляющих физиологические, духовные и социальные нужды. Структура и объем потребностей определяются характером, образованием, социальным положением и ценностями личности. Чтобы успешно управлять людьми, необходимо хорошо их знать. Методы убеждения применяются к объектам управления с высокой степенью свободы, что делает задачу еще более трудной. Легче приказывать или экономически стимулировать, чем убеждать. Чтобы умело убеждать сотрудника в необходимости качественно, в срок и с наименьшими затратами выполнить задание, субъекту управления следует знать психологические установки личности как объекта управления.

       Тем не менее, факторов и условий, определяющих качество и результативность управленческих решений, значительно больше, чем факторов психологического портрета личности, которыми следует руководствоваться (учитывать) при принятии и реализации решений. Поэтому «весомость» методов побуждения примерно в два раза больше «весомости» методов убеждения

       Стратегический  менеджмент должен правильно (рационально, результативно) сформулировать все  стратегические требования по всем сферам деятельности фирмы. По некачественной стратегии невозможно достигнуть качественных конечных результатов. К тому же при формулировании требований должны быть учтены все экономические законы и законы организации, научные подходы и принципы, методы и средства достижения цели. Если, например, в соответствии с законом наименьших какой-либо вопрос из комплекса вопросов будет слабо проработан, то и обоснованность всей проблемы будет на низком уровне. «Скорость эскадры определяется скоростью самого тихоходного судна» — основной принцип закона наименьших. А сколько еще таких принципов, которые никогда, никем и нигде в России не соблюдаются![9]

       Если  руководитель с помощью методов  принуждения, побуждения и убеждения  не умеет или не хочет реализовывать принципы успешного руководства, то никогда коллектив и система в целом не будут конкурентоспособными. Вектор достижения высокой конкурентоспособности в принципе и в целом должен изначально исходить от руководителя. Частичные бессистемные конкурентоспособные компоненты не могут определять конкурентоспособность системы в целом.  

       3. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

       3.1. Консалтинг 

       Консалтинг - это вид интеллектуальной деятельности, основная задача которого заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно - технических и организационно - экономических инноваций с учетом предметной области и проблем клиента.

       Круг  проблем, решаемых консалтингом, весьма широк.  Специализация компаний, предоставляющих консалтинговые услуги, может быть различной: от узкой, ограничивающейся каким - либо одним направлением консалтинговых услуг (например, аудит), до самой широкой, охватывающей полный спектр услуг в этой области. Соответственно этому, каждый специалист (или каждая фирма), работающая в данной области, вкладывает в понятие консалтинга собственный смысл и придает ему собственный оттенок, определяемый направлением деятельности конкретной компании. [10]

       Консалтинг  решает вопросы управленческой, экономической, финансовой, инвестиционной деятельности организаций, стратегического планирования, оптимизации общего функционирования компании, ведения бизнеса, исследования и прогнозирования рынков сбыта, движения цен и т. д. Иными словами, консалтинг - это любая помощь, оказываемая внешними консультантами, в решении той или иной проблемы.

       Основная  цель консалтинга заключается в улучшении качества руководства, повышении эффективности деятельности компании в целом и увеличении индивидуальной производительности труда каждого работника.

       Согласно  распространенному мнению, к услугам  внешних консультантов обращаются в основном и в первую очередь  те организации, которые оказались  в критическом положении. Однако помощь в критических ситуациях - отнюдь не основная функция консалтинга.

       В каких же случаях и кто обращается за помощью в консалтинговую компанию?

       Во - первых, в тех случаях, когда предприятие, имеющее статус надежного, намечает перестройку всей системы, связанную либо с расширением, либо с изменением формы собственности, либо к коренным изменением спектра деятельности предприятия и переориентацией ее на более перспективные и/или выгодные направления бизнеса.

       Во - вторых, в случаях, когда предприятие, имеющее статус надежного, с целью утверждения своих позиций на рынке и создания необходимого имиджа в глазах потенциальных партнеров, обращается к услугам консультанта (например, аудитора), проводит ревизию своей деятельности (например, аудиторскую проверку) и затем делает ее результаты достоянием гласности.

       В - третьих, в тех случаях, когда предприятие находится в критическом положении (или даже на грани краха) и своими силами из этого положения выбраться не в состоянии ввиду отсутствия опыта и внутренних ресурсов для адекватной и своевременной реакции на создавшуюся ситуацию. Услуги консультанта (консалтинговой фирмы) в этом случае носят характер кризис - консалтинга.

       Все большую популярность приобретает  консалтинг в области управления человеческими ресурсами и их развития (включая специализированное обучение сотрудников), а также формирования (или преобразования) корпоративной культуры и стиля руководства управления персоналом. [12]

       При этом деятельность квалифицированного консультанта или серьезной консалтинговой фирмы должна быть подчинена ряду требований, основными из которых являются следующие:

Информация о работе Методы управления персоналом