Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:35, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных теоретических аспектов, функций и методов управления организацией и принципов применения их на практике на примере конкретного предприятия.
Объектом исследования выбран Сибайский межрайонный узел электрической связи - филиал достаточно крупной компании – ОАО «Башинформсвязь».
Введение………………………………………………………………………..........3
Глава 1. Процесс и методы управления организацией………………………..5
1.1 Процесс управления организацией………………………………………..........5
1.1.1 Составляющие процесса управления………………………………………5
1.1.2 Сущность и содержание функций менеджмента…………………….…….6
1.1.3 Характеристика основных функций управления……….............................6
1.1.3.1 Функция планирования………………………………………………..7
1.1.3.2 Функция организации…………………………………………………8
1.1.3.3 Функция мотивации…………………………………….......................8
1.1.3.4 Функция контроля……………………………………………………..9
1.2 Методы управления организацией……………………………………………11
1.2.1 Административные методы управления………………………………….12
1.2.2 Экономические методы управления………………………………………14
1.2.3 Социально-психологические методы управления……………….............15
1.2.3.1 Социологические методы управления………………………………..16
1.2.3.2 Психологические методы управления………………………………...17
Глава 2. Методы управления персоналом организации
Сибайский МУЭС ОАО «Башинформсвязь»………...…………...22
2.1 Характеристика организации Сибайский МУЭС …………………………....22
2.2 Анализ методов управления, применяемых в Сибайском МУЭС.................24
2.2.1 Анализ административных методов управления……………….26
2.2.2 Анализ экономических методов управления…………………....28
2.2.3 Анализ социально-психологических методов управления…….31
2.3 Рекомендации по повышению эффективности методов управления персоналом в Сибайском МУЭС…………......................................................34
Заключение……………………………………………………...…………………36
Глоссарий …………………………………………………………………………..38
Список используемой литературы………………………………………………...42
Конфликт - форма столкновения противоборствующих сторон, имеющая свой сюжет, композицию, энергию, которые по ходу действия трансформируются в кульминацию и развязку и заканчиваются положительным или отрицательным решением проблемы.
Итак, знание социологических методов управления позволяет руководителю коллектива объективно осуществлять социальное планирование, регулировать социально-психологический климат, обеспечивать эффективные коммуникации и поддерживать на хорошем уровне корпоративную культуру. Для этого целесообразно систематически (не реже одного раза в год) проводить социологические исследования в коллективе; особенно полезно знать мнение членов коллектива о руководителе.
1.2.3.2 Психологические методы управления
Психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия (2).
Психологическое планирование составляет новое направление в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива предприятия. Психологическое планирование предполагает постановку целей развития, и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов. К наиболее важным результатам психологического планирования мы относим: (1)
- формирование подразделений ("команд") на основе психологического соответствия сотрудников;
- комфортный психологический климат в коллективе;
- формирование личной мотивации людей исходя из философии предприятия;
- минимизацию психологических конфликтов (скандалов, обид, стрессов, раздражений);
- разработку служебной карьеры на основе психологической ориентации работников;
- рост интеллектуальных способностей членов коллектива и уровня их образования
- формирование корпоративной культуры на основе норм поведения и образов идеальных сотрудников.
Целесообразно, чтобы психологическое планирование и регулирование выполняла профессиональная психологическая служба предприятия, состоящая из социальных психологов.
Отрасли психологии и знание их методов исследования позволяют сделать правильный анализ душевного состояния людей, построить их психологические портреты, разработать способы устранения психологического дискомфорта и формировать хороший климат коллектива. Психология труда изучает психологические аспекты профессионального отбора, профориентации, профессионального утомления, напряженности и интенсивности труда, несчастных случаев и др. Психология управления анализирует аспекты поведения людей в трудовом коллективе, отношения руководителя и подчиненного, проблемы мотивации и психологического климата.
Типы личности характеризуют внутренний потенциал человека и его общую направленность к выполнению определенных видов работ и сферам деятельности. Темперамент является очень важной психологической характеристикой личности для определения назначения и места каждого работника в коллективе, распределения управленческих задач и психологических приемов работы с конкретным человеком.
Интеллектуальные способности характеризуют возможности понимания, мышления, сознания человека и важны для профессиональной ориентации, оценки людей, планирования карьеры и организации движения по служебной лестнице. Главное внимание следует обратить на уровень интеллекта работника, который имеет три градации (высокий, средний, низкий). Способности рационального мышления - неотъемлемое требование к руководящему персоналу и специалистам. Уровень сознания определяет соответствие сотрудника моральному кодексу предприятия. Логические способности незаменимы в инженерной и научной деятельности. Интеллектуальные способности выявляются с помощью психологических методов. Память человека является важным компонентом интеллектуальных способностей. Существуют значительные различия в объеме долговременной и оперативной памяти разных людей.
Психологические образы позволяют проводить обучение персонала на основе типовых образцов поведения исторических личностей, крупных руководителей и новаторов производства. Художественные образы используются для эстетического и культурного воспитания сотрудников предприятия, прежде всего молодежи. Графические образы составляют неотъемлемую часть инженерной деятельности, особенно с применением современных мультимедийных технических средств, когда проектирование новых технологий идет на компьютере. Визуальные образы весьма, полезны в кадровой работе, т.к. позволяют обеспечить узнаваемость конкретной личности в трудовом коллективе. Психологические образы являются идеальной формой отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека. Психологические образы на чувственной ступени познания формируются путем ощущения, восприятия и представления. В процессе мышления образы формируются на основе понятий, суждений и умозаключений. Материальной формой воплощения образов выступают практические действия, разговорный язык, письменность, различные знаковые модели.
В процессе управления чаще всего используются исторические, художественные, графические, аудиовизуальные и знаковые образы. Исторические образы широко используются путем описания жизни великих людей для воспитания молодых работников и обоснования принимаемых решений.
Художественные образы являются важным компонентом дизайна помещений офисов, формирования культуры управления и технической техники. Графические образы широко используются в регламентации управления (схемы, графики, модели, генпланы) и для обоснования принятия решений. Аудиовизуальные образы являются неотделимой частью современной компьютерной и телевизионной техники, обеспечивающей работников своевременной информацией в режиме диалога человек—машина. Знаковые образы позволяют использовать математические методы для принятия управленческих решений (матрицы, модели управления, и др.).
Способы психологического воздействия относят к числу важнейших элементов психологических методов управления. Они концентрируют все необходимые и разрешенные законом приемы воздействия на людей для координации в процессе совместной трудовой деятельности. К способам психологического воздействия относятся внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение, побуждение, осуждение, запрещение, командование, намек, похвала, просьба, совет.
Поведение - совокупность взаимосвязанных реакций, осуществляемых человеком для приспособления к внешней среде. Поведение человека можно представить в виде синусоиды колебаний или броуновского движения внутри достаточно широкого поля, образованного моральными нормами, принятыми в той социальной группе (коллективе, семье), к которой принадлежит человек. Общественная мораль зависит от экономического строя общества, национальной принадлежности, социального класса, уровня жизни, образования и ряда других признаков.
Итак, социально-психологические методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы людей и личность человека. Искусство управления людьми заключается в дозированном и дифференцированном применении тех или иных приёмов из перечисленных выше.
Примером социально-психологических методов управления может служить удовлетворение и стимулирование персонала. Чтобы сохранить хороших работников, следует следить, чтобы они были счастливы и довольны, стараться их стимулировать для лучшего выполнения ими работы, что, в свою очередь, принесёт пользу компании.
Владелец бизнеса может сохранить своих работников и сделать их довольными, например, создав благоприятную рабочую обстановку.
Глава 2. Методы управления персоналом организации
Сибайский МУЭС ОАО «Башинформсвязь»
2.1 Характеристика организации Сибайский МУЭС
Объектом исследования в данной курсовой работе выбран Сибайский межрайонный узел электрической связи.
Анализируемое предприятие - Сибайский МУЭС является филиалом ОАО «Башинформсвязь» расположено по адресу г. Сибай ул. Горького 53а.
ОАО «БИС» с 2002 г. представляет собой разветвленную сеть обособленных подразделений, расположенных на территории Республики Башкортостан, которые непосредственно подчинены правлению ОАО «БИС».
Форма собственности: смешанная.
ОАО «Башинформсвязь» - основной оператор связи Республики Башкортостан - ему принадлежит более 90% телекоммуникационного рынка одного из наиболее экономически развитых и благополучных российских регионов.
В структуре Сибайского МУЭС три подразделения:
1. Акъярский РУС.
2. Баймакский РУС.
3. Зилаирский РУС.
Поскольку основным видом деятельности Сибайского МУЭС является деятельность в области телефонной связи и прочая деятельность в области электросвязи, его миссию можно озвучить следующим образом: «Формирование и удовлетворение потребностей клиентов в телекоммуникационных и информационных услугах, интеграция в глобальное информационное общество ХХI века».
Главной целью организации является обеспечение клиентов гарантированно качественными, надежными и соответствующими современным требованиям услугами связи.
Управление Сибайским МУЭС регламентируется Уставом. Предприятие является юридическим лицом, пользуется соответствующими правами и выполняет обязанности, связанные с его деятельностью.
По состоянию на 1 января 2007 года в организации трудятся 351 человек.
Директору Сибайского МУЭС, помимо работников непосредственно городского узла связи, подчинены начальники и весь штат Баймакского, Зилаирского и Акъярского районных узлов связи (РУСов).
Поэтому структура управления всего МУЭС является слишком громоздкой для рассмотрения, и далее речь будет идти непосредственно о Сибайском МУЭС-центре, где численность работников составляет 122,3 штатных единиц.
Управление предприятием должно осуществляться на базе определенной организационной структуры. Правлением ОАО «Башинформсвязь» была разработана единая структура для всех филиалов.
При разработке организационной структуры управления филиала необходимо было обеспечить эффективное распределение функций управления по подразделениям. При этом требовалось выполнить следующие условия:
- решение одних и тех же вопросов не должно находится в ведение разных подразделений;
- все функции управления должны входить в обязанности управляющих подразделений;
- на данное подразделение не должно возлагаться решение вопросов, которые эффективнее решать в другом подразделении.
Следует отметить, что структура управления может изменяться во времени в соответствии с динамикой масштабов и содержания функций управления, в связи с изменяющимися требованиями окружающего мира и т.п.
2.2 Анализ методов управления персоналом, применяемых
в Сибайском МУЭС
Очевидно, что успешное управление, в особенности использование административных методов, не возможно осуществлять без грамотно составленной структуры организации.
Как видно из структуры Сибайского МУЭС-центр (рис. 1 приложение 1), между отдельными подразделениями преобладают вертикальные связи, и практически отсутствуют горизонтальные.
Вертикальные связи - это связи руководства и подчинения, например, связь между начальником предприятия и начальниками отделов.
Горизонтальные связи - это связи коопераций равноправных элементов структуры организации, например связь между бухгалтерией и абонентским отделом.
В основу структуры управления предприятиями положена определенная система. Известны три основные системы управления производством:
линейная;
функциональная;
смешанная.
Линейная - представляет собой схему непосредственного подчинения по всем вопросам нижестоящих подразделений вышестоящим.
Функциональная - система представляет собой схему подчинения нижестоящего подразделения ряду функциональных подразделений, решающих отдельные вопросы управления - технические, плановые, финансовые и т.п. В этом случае указания поступают более квалифицированные. Однако подчиненные подразделения не всегда знают, как согласовать полученные указания, в какой очередности их выполнять. В чистом виде эта система используется очень редко.
Наиболее распространена смешанная система, в которой сочетается линейная и функциональная системы.
Управление персоналом в Сибайском МУЭС построено по линейной системе. Эта система достаточно проста и при ее применении у работников, находящихся в подчинении не возникает вопросов кому подчиняться и чьим указаниям следовать. Но эффективной линейная система может быть в том случае, если не велико число рассматриваемых вопросов и по ним могут быть даны решения в ближайших подразделениях.
Информация о работе Методы управления персоналом организации