Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 10:51, контрольная работа
В то же время остается слабо разработанной актуальная проблема совершенствования методологии и практики организационного проектирования корпораций различного типа. Прежде всего, следует отметить, что имеющиеся разработки в основном связаны с проектированием систем управления организациями, но не созданием организации в целом. Несмотря на появление ряда серьезных публикаций в области управления крупным интегрированным бизнесом, проблема совершенствования методологии и практики организационного проектирования создания финансово-промышленных групп и других аналогичных корпоративных структур в условиях переходной экономики России остается разработанной недостаточно
Введение 3
1. Основные концепции организационного проектирования 4
1.1 Концепции системного окружения, управления и организационных преобразований 4
1.2 Концепция формирования эффективных организаций Генри Минтцберга 10
1.3 Теория организационного потенциала. 12
2. Основные методы организационного проектирования 15
2.1. Значение и задачи методов организационного проектирования 15
2.2 Методы организационного проектирования для организаций бюрократического и органического типов 17
Заключение 22
Библиографический список 23
Итак, перечислим отличительные характеристики организационного проектирования:
-Однозначное определение внешних источников развития бизнес–корпорации — хозяйствующих субъектов; их классификация по типу влияния позволяет структурировать внешнее окружение бизнес–корпорации;
-Первичность необходимости развития бизнес–корпорации однозначно задает критерии управления деятельностью бизнес–корпорации;
-Дифференциация уровней управления позволяет выстроить иерархию управленческих решений (в частности планов деятельности бизнес–корпорации) и формировать процедуры управления путем комбинации из набора базовых схем;
-Выделение ключевых факторов развития и источников рисков организационных преобразований позволяет выбирать наиболее приемлемый способ планирования и строить реалистичные планы при приемлемых затратах;
-Использование
количественных методов оценки проектных
решений и методов прогнозирования позволяют
верифицировать решения на предмет их
реализуемости в развивающейся среде
и учитывать фактор изменчивости самой
бизнес–корпорации.
1.2 Концепция формирования эффективных организаций Генри Минтцберга
В последние годы получила распространение концепция формирования эффективных организаций, имеющая краткое название «структура 5». Ее автор-Генри Минтцберг ,профессор Мак-Гильского университета в Канаде, посвятил этой концепции ряд книг и статей.
«Название концепции«структура 5» автор дал потому, что все разновидности рассматриваемых организационных структур управления так или иначе включают пять координационных механизмов, связывающих организации воедино и обеспечивающих их согласованную деятельность(взаимное регулирование, прямое управление, стандартизация рабочих процессов, стандартизация выпуска, стандартизация рабочих навыков).Это основные, базовые элементы структуры, скрепляющие все элементы организации. Взаимное регулирование обеспечивает скоординированную работу благодаря информационным коммуникациям. Прямое управление позволяет взаимосогласовывать и взаимоувязывать в организации рабочие процессы, поскольку одни работники берут ответственность за работу других, инструктируя их и контролируя их действия. Рабочие процессы подвергаются стандартизации, когда содержание работы специфируется или программируется. С усложнением организационной работы взаимное регулирование сменяется прямым управлением, затем стандартизацией рабочих процессов, стандартизацией выпуска и стандартизацией рабочих навыков. Цикл смены координационных механизмов завершает взаимное регулирование.»
В приложении 1 представлена организация в пяти разновидностях, которые в разных модификациях обеспечивают ее функционирование (по материалам исследований Минтцберга). Исходя из таблицы, типология организаций предусматривает их подразделение на следующие типы:
1.Предпринимательские организации. Они на основе жесткой централизации деятельности образуются и управляются одним лидером. Для них характерен дисбаланс между стратегическим развитием и текущей деятельностью.
2.
Машинные организации. Здесь
-предприятия,
занятые промышленным
-крупные торговые фирмы.
3.
Профессиональные организации.
4.
Инновационные организации.
5.
Миссионерские организации.
«За период своей жизнедеятельности предприятие
может несколько раз менять форму. На разных
стадиях жизненного цикла организации
можно выделить доминирующий тип структуры».
1.3 Теория организационного потенциала.
В начале 1970-х годов американский ученый Игорь Ансофф выдвинул ряд новых идей, касающихся подходов к пониманию и развитию организационных структур управления. Промышленную организацию он рассматривает как некоторую систему, осуществляющую взаимосвязи с источниками ресурсов и с внешней средой (рынки сбыта, конкуренты, правительство и др.).
На этой основе можно выделить 2 исторически сложившихся подхода к формированию организационных структур:
1. Структурный подход. Он был характерен для периода до второй мировой войны. Основной упор – на внутреннее строение фирм, разделение функций и рационализацию управления. Этот подход не учитывал динамики изменения организационных структур под воздействием внешних факторов.
2. Динамический подход ( после второй мировой войны). Основное внимание – анализ связей фирмы со средой, в которой она действует, и с источниками ресурсов.
Анализ управленческих проблем осуществляется в два этапа:
-Рассматривается фирма в условиях стабильных внешних связей (статистический аспект). Организационные проблемы, возникающие при этом, носят оперативный характер;
-Изучается
влияние на организацию
«Ансофф считает, что основная задача высшего руководства современной фирмы - решение стратегических проблем в условиях изменяющейся внешней среды. Одним из основных тезисов динамического подхода является существование тесной зависимости между характером внешних взаимосвязей и поведением фирмы, с одной стороны, и ее внутренней организацией- с другой.»
В 1962 году Чандлер в своей книге «Стратегия и структура» сформулировал принцип, согласно которому проектирование организации должно соответствовать стратегии, выбранной фирмой. Им был сделан вывод о том, что с организацией возникают новые проблемы, решение которых непосредственно связано с проектированием новой организационной системы для фирмы. Отказ от перепроектирования организации приводит к тому, что фирма оказывается не в состоянии.
«В условиях относительно постоянных внешних связей основной стратегией фирм было снижение издержек производства и ценовая конкуренция. Как показала практика, наиболее эффективны в этих условиях была функциональная структура, которая достигла своего расцвета в 1910-20-е годы. Увеличение размера компаний и выход на несколько рынков с различными продуктами в одно и то же время привели к образованию отделений. Результатом явилась дивизиональная структура, широко распространенная в американских компаниях в годы до второй мировой войны. Ансофф рассматривает этот вид организационной структуры как «функциональную структуру, повторенную несколько раз». Произошло разделение фирмы и образование филиалов в разных странах. Ансофф называет такую структуру многонациональной структурой».
Идея матрицы, по мнению Ансоффа, является одной из основных в современной науке о формировании организационных структур. В поведении современных фирм можно выделить три основные стратегии:
-
Достижения экономичности
-
Обеспечение
- Активная политика в области нововведений.
Исходя из стратегии выбирается тот или иной вид структуры.
«После рассмотрения эволюции организационных структур, Ансофф указывает основные тенденции в их развитии. Основной тенденцией можно считать осознание управляющими того факта, что любая организация является сложной совокупностью большого количества взаимосвязанных элементов. Большой набор указанных элементов представляет собой организационный потенциал. Изменение одного из перечисленных элементов не означает еще изменения организации.
Изменение организационного потенциала целесообразнее всего начинать с людей, с управляющих. Затем следуют изменение системы ценностей, действующей на фирме, перестройка информационных потоков, остальных элементов».
Характер перехода существенно зависит от конкретных условий. В рамках рассматриваемой теории выявляется влияние жизненного цикла изделия на стратегию изменения организационного потенциала Изложенная выше теория применима лишь к организациям, чутко реагирующим на все изменения внешней среды.
Для
каждого конкретного случая должна
устанавливаться оптимальная частота
организационных перестроек. Сам процесс
изменения определяется внешними условиями.
»
2. Основные методы организационного проектирования
2.1. Значение и
задачи методов
Специфика проблемы проектирования организационной структуры управления состоит в том, что она не может быть адекватно представлена в виде задачи формального выбора наилучшего варианта организационной структуры по чётко сформулированному, однозначному, математически выраженному критерию оптимальности.
Без развития методов проектирования структур управления затрудняется совершенствование управления и повышение эффективности производства в силу ряда причин:
∙ в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, создают опасность деформации самих задач управления;
∙в
сферу хозяйственности
∙создание структуры должно опираться не только на опыт, аналогию, привычные схемы и интуицию, но и на научные методы организационного проектирования;
∙проектирование сложнейшего механизма - механизма управления – должно возлагаться на специалистов, владеющих методологией формирование организационных систем.
В основу всей методологии проектирования структур должно быть положено сначала – цели, а затем – механизм их достижения. При этом организация рассматривается как многоцелевая система, поскольку ориентация на одну цель не отражает ее многообразную роль в развитии экономики.
При определении системности самого подхода к формированию организационной структуры требуется тщательная разработанная поэтапная процедура проектирования структур, детального анализа и управление системы целей, продуманного выделения организационных подразделений и форм их координации:
Этап 1 — выявление и описание элементов внешней среды (вход, выход, технологии, знания);
Этап 2 - выявление основных взаимосвязей между элементами внешней среды, включая элементы прямого воздействия;
Этап
3 - определение степени
Этап 4 - проектирование каждого элемента организационной структуры с учётом внешней среды, в которой данный элемент будет функционировать;
Этап 5 - формирование механизма управления с учётом специфики элементов организационной структуры и её внешней среды.
Существуют некоторые требования к организационному управлению:
1. Устойчивость – это свойство процесса управления сохранять и восстанавливать свое качество в условиях внешних и внутренних возмущений. Она есть результат технической и функциональной устойчивости.
Таким образом, «при оценке устойчивости необходима установить показатели свойств процесса управления, значения которых необходимо сохранить и определить степени влияния на эти показатели различных возмущений (воздействий окружающей среды, ошибок управленческого персонала и т.д.)».