Содержание и методы организационного проектирования. Понятие организационной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 18:14, контрольная работа

Описание работы

Современные формы организации, которые сконцентрировали в себе огромное количество «идей, людей и вещей», породили интегральный характер организационных вопросов. Особенно актуальными для современных компаний являются вопросы организационного проектирования, которые тесно связаны с организациями будущего. Условия, в которых приходится действовать современным организациям, требуют от менеджера системного мышления.

Содержание

1. Содержание и методы организационного проектирования
3
1.1. Системный подход в организационном проектировании.
3
1.2. Основные задачи и этапы организационного проектирования.
7
2. Понятие организационной культуры
12
2.1. Понятие, структура и сущность организационной структуры.
12
2.2. Основные признаки и функции организационной культуры.
14


Список используемой литературы
18

Работа содержит 1 файл

Теория организации производства.doc

— 120.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

1. Содержание и методы организационного проектирования

3

1.1. Системный подход в организационном проектировании.

3

1.2.          Основные задачи и этапы организационного проектирования.

7

2. Понятие организационной культуры

12

2.1. Понятие, структура и сущность организационной структуры.

12

2.2. Основные признаки и функции организационной культуры.

14

 

 

Список используемой литературы

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Содержание и методы организационного проектирования.

 

1.1 Системный подход в организационном проектировании.

              Современные формы организации, которые сконцентрировали в себе огромное количество «идей, людей и вещей», породили интегральный характер организационных вопросов. Особенно актуальными для современных компаний являются вопросы организационного проектирования, которые тесно связаны с организациями будущего. Условия, в которых приходится действовать современным организациям, требуют от менеджера системного мышления.

              Нарастающее усложнение, комплексность современных задач, необходимость их решения в единстве технических, экономических, экологических, социальных и организационных аспектов; нарастание скорости изменений; дефицит ресурсов; усиление роли человеческого фактора; новые формы взаимодействия науки и бизнеса; глобализация конкуренции и кооперации; требования международной стандартизации - все это вызывает неизбежность системного подхода к проектированию организационных систем, необходимость учета внешних и внутренних факторов организации, причем в их динамическом развитии и изменении.

              Таким образом, современные методы проектирования базируются на рассмотрении организации как открытой динамической системы, главной целью которой является самосохранение и развитие. Проектирование предприятий следует понимать как обязательный этап единого процесса организационного развития системы. При проектировании всякий раз приходится решать три важных задачи и исследовать три главных этапа в развитии организации:

o        Будущее состояние (где организация хотела бы находиться);

o        Настоящее состояние (где организация находится сейчас);

o        Переходное состояние (как перейти от настоящего к будущему)

Проектирование организации - это процесс создания прообраза будущей организации. Постоянный поиск наиболее эффективного сочетания организационных переменных.

              Проектирование начинается с изучения внешней среды: необходимо получить объективную информацию о сложившейся ситуации на рынке; исследовать возможные пути доступа к необходимым ресурсам; изучить механизмы конкуренции на рынке и предвидеть доминирующие факторы конкуренции. Основные этапы анализа. Связанные с выбором нового направления деятельности и переходом организации на новый вид товара или услуги,  представлены в табл.1.

Таблица 1

Этапы

Сопровождающие действия

Выбор нового товара или услуги

Определить нишу на рынке: изучить объемы продаж и удовлетворяемость спроса; выявить емкость рынка и возможность вытеснения с рынка старых товаров; определить возможный объем продаж.

Оценка конкурентов

Исследовать возможности конкурентов для занятия данной ниши, изучить работу предприятий конкурентов: организацию, качество продукта, затраты, снабжение, сбыт, инфраструктуру, связи. Выявить доминирующий фактор конкуренции в будущем.

Анализ деловой среды и разработка общей схемы предпринимательства

Исследование деловой среды: определить требуемые ресурсы и возможности их получения, выбор поставщиков, исследование важнейших связей с деловой средой. Изучить возможные технологии, возможности их приобретения, обеспечение сырьем, материалами, помещениями. Услугами, капиталом.

Анализ общего макроокружения

Оценка факторов макроокружения организации: политическая и социально-экономическая ситуация; факторы инфраструктуры;  международные связи. Природно-географические и экологические условия. Характер тенденций и темпы изменений факторов макроокружения и их влияние на становление организации.

Корректировка миссии и целей с учетом проведенного анализа

Доведение миссии и новой цели до каждого сотрудника. Вовлечение персонала в процесс перехода на новую продукцию, внесение корректив в стратегию. С помощью коммуникационных систем, процедур и структуры осуществляются намеченные изменения, осуществляется оценка и закрепление изменений.

             

В последние годы наметился четкий переход от проектирования традиционных организаций, обеспечивающих  потребности человека и общества, к жизнесберегающим технологиям, предотвращающим или компенсирующим отрицательные последствия самого научно-технического прогресса. Критерием успеха при проектировании новых организационных форм является адекватное познание внешней среды и себя в ней для оптимального взаимодействия со средой в целях долговременной прогрессивной эволюции. Современный подход к проектированию основывается на фундаментальном принципе сохранения целостности биосферы, вписанности новых технологий в биосферные циклы. Необходимо оценивать новые технологии на биосферосовместимость, как наиболее эффективный фактор поддержания динамического равновесия в биосфере. Прежде чем проектировать и строить заводы по производству биовитаминных концентратов, необходимо выяснить последствия от применения и использования БВК; прежде чем приступать к проектированию Астраханского газоконденсатного комплекса в дельте Волги, надо проверить предлагаемые технологии на совместимость их с другими обитателями выбранного для проекта пространства.

Проектирование новых организаций и их качество в значительной степени зависят от системы производства новых знаний, от системы НИОКР, действующей в той или иной стране. Вклад науки в развитие общества нельзя оценивать только по количеству патентов и лицензий, так как объем реализуемой наукоемкой продукции часто не совпадает с этим вкладом. Так, например. Япония значительно уступает США в «производстве», условно говоря «чистых знаний», при этом Япония затрачивает а НИОКР примерно такую же долю своего ВВП, что и США (соответственно 2,72% и 2,64% ). Но Япония превосходит США в производстве новой продукции, изготовленной на основе этих знаний. Добиться хорошего результата можно посредством лучшей организации не столько в области производства знаний, сколько разрабатывая новые формы организации применения этих знаний.

Современные фундаментальные исследования оказываются не по силам отдельным компаниям. Крупные компании объединяют свои усилия, создавая исследовательские ассоциации. Государство не только предоставляет таким ассоциациям кредиты под невысокие проценты и налоговые льготы, но и берет на себя часть расходов, а значит, и рисков. Так, в Японии в 1961г. при Управлении науки и техники была создана Японская корпорация по исследованиям и разработкам. С 1981г. эта корпорация активно занимается организацией и финансированием фундаментальных исследований. Средства, выделяемые на эти цели, постоянно растут.

Новые требования  экономики требуют вывода на новый уровень всей системы НИОКР. Крупные компании начинают учреждать научно-исследовательские институты, предполагая при этом развитие в них фундаментальных исследований. В результате, например, в Японии к началу       90-х гг. ХХ в. 40% всех расходов на фундаментальные исследования приходилось на долю бизнеса. Что же побуждает современные компании заботливо относиться к науке? То, что наибольшую прибыль дают товары с применением передовой технологии, а разработка новых передовых технологий опирается на фундаментальные исследования.

На примере Японии можно увидеть, как реализуется системный подход к организационному проектированию. Цели надсистемы (в данном случае - государства) совпадают с целями своих подсистем (компаний, корпораций, фирм). Несмотря на то, что японское государство не меньше, а в известные периоды и больше, чем какое-либо другое, нуждалось в деньгах, оно находило возможность предоставлять щадящий налоговый режим компаниям, проводившим собственные исследования и разработки, поддерживало наиболее перспективные, приоритетные на том или ином этапе развития страны исследования и производства. Такая научно-техническая политика позволила сконцентрировать ресурсы страны в отраслях, обеспечивающих стремительное развитие экономики в целом.

Итак, чтобы выиграть конкурентную борьбу в производстве высокотехнологичной продукции, необходима разумная государственная политика. Триада «наука-бизес-государство» определяет успех при проектировании организации будущего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Основные задачи и этапы организационного проектирования.

              С позиций отношения к будущему все компании можно разделить на три группы:

o        компании, которые не видят необходимости в переменах;

o        компании, признающие необходимость постоянной модернизации уже имеющегося;

o        компании, которые своей главной задачей считают создание принципиально нового, того, чего нет на современном рынке.

Руководителям компаний, относящихся к первому типу, страшно и подумать, что придется кардинально менять с трудом налаженное производство, менять статус-кво. Из-за неумения работать в пространстве двух S-образных кривых они не способны контролировать свой рынки и конкурировать на них. Такие компании быстро выбывают из конкуренции. Руководители второй группы понимают, что требования потребителей будут постоянно возрастать, поэтому заняты поиском вариантов улучшения и постоянной модернизацией продукции. Руководители компаний третьего типа убеждены, что завтрашние потребители будут отличаться от сегодняшних, поэтому связывают свою деятельность с неизбежной конкуренцией на рынке, иного сил и ресурсов тратят на создание принципиально новой продукции. Эти компании полностью сосредоточены на будущем. Современная организация, которая стремиться остаться на рынке, должна иметь две стратегии, работающие одновременно: улучшение старого и создание нового.

Улучшение старого строится в основном на внедрении новой организационной модели, в которой быстрее и целенаправленнее идут внутренние процессы, стабильнее связи с поставщиками и потребителями. Короче говоря, речь идет о создании более эффективной организационной структуры. Эта стратегия какое-то время удерживает компанию на плаву, но не дает никаких гарантий на успех в будущем.

Создание нового, построение второй кривой,  связано с фундаментальным переосмыслением бизнеса компании в будущем. Реализация этой стратегии идет через испытание разных рыночных стратегий, поиск ответа на вопрос - что будет востребовано? Когда будет найден вариант и компания реализует основные этапы проектирования и коммерциализации, произойдет переход с первой кривой на вторую. Жизнь в пространстве двух S-образных кривых ставит руководителей перед важнейшими проблемами, которые действуют одновременно и оттого требуют одновременных решений. Главные из них:

o        необходимость поддерживать жизнь первой кривой достаточно долго для того, чтобы вторая прочно утвердилась;

o        необходимость планировать будущее и сохранять дисциплину так, чтобы позволить фондам перетекать постепенно на вторую кривую;

o        необходимость справляться с неразберихой, которая возникает в процессе одновременного действия двух кривых.

На современном этапе развития экономики как никогда нужны менеджеры, способные достигать хороших результатов в настоящем, сочетая их с проектированием будущего. Трудность состоит в том, что одни и те же этапы организационного проектирования двух разных стратегий имеют разные целевые установки. Задачи, которые стоят перед командой, которая улучшает настоящее, и командой, работающей над будущим, значительно различаются.

Для организации работ по реализации двух разных стратегий необходимо иметь ответы на вопросы, представленные в табл.2.

Таблица 2

Перечень основных вопросов

для команд, реализующих разные стратегии проектирования

СТРАТЕГИЯ «Улучшение старого»

СТРАТЕГИЯ «СОЗДАние НОВого»

 Каковы наши нынешние потребители и почему они покупают у нас, а не у наших конкурентов?

 Меняются ли их потребности и если да, то что движет этими изменениями?

 Как мы используем эти изменения в свою пользу?

 Кто наши теперешние конкуренты и почему потребители предпочитают их нам?

 Меняется ли динамика конкурентной борьбы, и если да, то что движет этими изменениями?

 Как мы можем использовать эти изменения в свою пользу?

 Если бы наши потребители сами перестраивали нашу компанию, во что бы они ее превратили?

 Как новейшие технологические разработки могут помочь нам добиться преимущества над конкурентами?

 Как мы можем укрепить наши взаимоотношения с нашими ключевыми потребителями, поставщиками и деловыми партнерами?

 Как будут отличаться завтрашние клиенты от нынешних?

 Как и чем привлечь завтрашних клиентов?

 Каковы основные индустриальные направления в будущем?

 Какой будет основа конкуренции: совместное обновление, массовая индивидуализация или что-то другое?

 Как будет выглядеть конкуренция?

 Что нам следует делать, чтобы наша отрасль развивалась наиболее благоприятным для нас путем?

 Как мы сможем осуществить доминирование на рынке?

 Какие альянсы нам потребуется создать?

 Какова будет характеристика типичного работника, что он будет ждать в обмен на свое время и усилия, будет ли он каждое утро приходить на работу в офис или будет работать дома?

Информация о работе Содержание и методы организационного проектирования. Понятие организационной культуры