Методы организационного проектирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 10:51, контрольная работа

Описание работы

В то же время остается слабо разработанной актуальная проблема совершенствования методологии и практики организационного проектирования корпораций различного типа. Прежде всего, следует отметить, что имеющиеся разработки в основном связаны с проектированием систем управления организациями, но не созданием организации в целом. Несмотря на появление ряда серьезных публикаций в области управления крупным интегрированным бизнесом, проблема совершенствования методологии и практики организационного проектирования создания финансово-промышленных групп и других аналогичных корпоративных структур в условиях переходной экономики России остается разработанной недостаточно

Содержание

Введение 3
1. Основные концепции организационного проектирования 4
1.1 Концепции системного окружения, управления и организационных преобразований 4
1.2 Концепция формирования эффективных организаций Генри Минтцберга 10
1.3 Теория организационного потенциала. 12
2. Основные методы организационного проектирования 15
2.1. Значение и задачи методов организационного проектирования 15
2.2 Методы организационного проектирования для организаций бюрократического и органического типов 17
Заключение 22
Библиографический список 23

Работа содержит 1 файл

терия организации. контрольная работа.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

       2. Оперативность – это свойство  процесса управления обеспечивать  завершение цикла управления  в требуемые сроки.

          Она обеспечивается с помощью:

       а) ясности целевых ориентиров и  реальностью задач;

       б) полного и своевременного информирования субъекта управления о состоянии системы, среды и ходе самого процесса;

       в) четкого контроля за процессами со стороны субъекта управления и др.

       3. Гибкость – это способность  изменять формы и методы управления в зависимости от обстановки. Любой организационный процесс в той или иной степени должен обладать гибкостью.

          Она обеспечивается с помощью:

       а) повышения уровня управляемости, т.к. слабая управляемость затрудняет осуществление оперативных и целесообразных изменений;

       б) гибкости структуры системы, осуществляющей данный процесс;

       в) формировании многовариантных структур реализации процесса и др.

       4. Непрерывность - это свойство  процесса управления не допускать  перерыва между последовательно  выполняемыми этапами и другими действиями, приводящими к снижению качества управления.

          Она нарушается в случае, если «между двумя последовательно выполняемыми этапами возникает незапланированная пауза, приводящая к снижению качества выполнения следующих этапов».   Заметим, что реальные результаты процесса управления требуют эффективности организационного управления. Но чтобы процесс управления стал достаточно эффективным, он должен целесообразным. И только требования эффективности организационных систем управления является необходимым условием эффективности.

         2.2 Методы организационного проектирования для организаций бюрократического и органического типов

          Для проектирования организационных структур управления используются методы, которые можно отнести либо к организациям бюрократического (метод аналогий, метод структуризации целей),либо  к органическому(метод организационного моделирования) типам, либо к тому и другому(экспертно-аналитический метод):

       1.Метод аналогий, относящийся к бюрократическому типу, по мнению экономиста Б.З.Мильнера, «состоит в применении организационных форм и механизмов управления, по отношению к проектируемой организации»: выработка типовых структур управления производственно-хозяйственных организаций и определение границ и условий их применения.

       «Использование метода аналогий основано на двух взаимодополняющих подходах. Первый из них заключается в выявлении для каждого типа производственно- хозяйственных организаций и для различных отраслей значений и тенденций изменения главных организационных характеристик и соответствующих им организационных форм и механизмов управления. Второй подход представляет типизацию наиболее общих принципиальных решений о характере и взаимоотношений звеньев аппарата управления и отдельных должностей в чётко определённых условиях работы организаций данного типа в конкретных отраслях, а также разработку отдельных нормативных характеристик аппарата управления для этих организаций и отраслей.»

       2.Так  как метод структуризации целей  содержит в себе выработку  системы целей организации(в т.ч. количественную и качественную формулировки),то его можно отнести к бюрократическому типу. Здесь используются следующие этапы:

       «а) Разработка системы(дерева) целей, представляющей собой структурную основу для увязки всех видов организационной деятельности исходя из конечных результатов;

       б) Экспертный анализ предлагаемых вариантов организационной структуры с точки зрения организационной обеспеченности достижения каждой из целей, соблюдения принципа однородности целей, устанавливаемых каждому подразделению, определения отношений руководства, подчинения, кооперации подразделений исходя из взаимосвязей их целей и т.п.;

       в) Составление карт прав и ответственности за достижение целей для отдельных подразделений, так и по комплексным межфункциональным видам деятельности, где регламентируется сфера ответственности (продукция, ресурсы, рабочая сила, информация, производственные и управленческие ресурсы); конкретные результаты, за достижения которые устанавливается ответственность; права, которыми наделяется для достижения результатов (согласовать, подтверждать, контролировать)».

       3.Метод  организационного моделирования  отнесем к организациям органического  типа, в частности, к матричным структурам. Рассмотрим подробнее. Он включает в себя разработку формализованных математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации. Можно назвать несколько основных типов организационных моделей:

       ·математико- кибернетические модели иерархических  управленческих структур, описывающие организационные связи и отношения в виде систем математических уравнений и неравенств;

       ·графо-аналитические  модели организационных систем, представляющие собой сетевые, матричные и другие табличные и графические отображения распределения функций, полномочий, ответственности, организационных связей. Они дают возможность анализировать их направленность, характер, причины возникновения, оценивать различные варианты группировки взаимосвязанных видов деятельности в однородные подразделения, «проигрывать» варианты распределение прав и ответственности между разными уровнями руководства и т.п. Примерами могут служить «метасхемные» описания информационных и других потоков совместно с управленческими действиями.

       ·натурные модели организационных структур и процессов, заключающиеся в оценке их функционирования в реальных организационных условиях. К ним относиться организационные эксперименты, т.е. заранее спланированные и контролируемые перестройки структур и процессов в реальных организациях; лабораторные эксперименты, то есть искуственно созданные ситуации принятия решений и организационного поведения; управленческие игры – действия практических работников;

       ·математико-статистические модели зависимостей между исходными факторами организационных систем и характеристиками организационных структур. Они построены на основе сбора, анализа и обработки эмпирических данных об организациях, функционирующих в сопоставимых условиях.

       4.Одним  из уникальных методов организационного  проектирования является экспертно-аналитический метод, суть которого(по мнению Мильнера)«состоит в обследовании и аналитическом изучении организации силами квалифицированных специалистов с привлечением её руководителей и других работников для того, чтобы выявить специфические особенности, проблемы, в работе аппарата управления, а также выработать рациональные рекомендации по его формированию или перестройке исходя из количественных оценок эффективности оргструктуры, рациональных принципов управления, заключений экспертов».

          Сюда относится и проведение экспертных опросов руководителей и членов организации для выявления и анализа отдельных характеристик построения и функционирования аппарата управления, обработка полученных экспертных оценок статистико-математическими методами. Примеры формирования организационных структур управления: построение организационной структуры исходя из системы целей, отделение стратегических и координационных функций от оперативного управления, сочетание функционального и программно-целевого управления и целый ряд других.

          Исходя из того, что экспертно-аналитический метод можно отнести к любому типу организаций, на основе этого разрабатываются графические и табличные описания организационных структур и процессов управления, отражающих рекомендации по их наилучшей организации.

          Процесс проектирования организационной структуры управления должен быть основан на совместном использовании охарактеризованных выше методов. Выбор метода решения той или иной организационной проблемы зависит то её характера, а также возможностей для проведения соответствующего исследования.

       «Оценка эффективности является важным элементом  разработки проектных и плановых решений, позволяющим определить уровень прогрессивности действующей структуры, разрабатываемых проектов ли плановых мероприятий. Она проводится с целью выбора наиболее рационального варианта структуры или способа её совершенствования. Эффективность организационной структуры должна оцениваться в том числе на стадии проектирования. Критерием эффективности при сравнении различных вариантов организационной структуры служит возможность наиболее полного и устойчивого достижения конечных целей системы управления при относительно меньших затратах на её функционирование».

          Для оценки эффективности управления важно, что она имеет определение соответствия системы управления и её организационной структуры объекту управления (определяется в сбалансированности состава функций и целей управления, соответствии численности состава работников объёму и сложности работ и т.п.   При оценке эффективности отдельных мероприятий по совершенствованию системы управления допускается использование основных требований к их выбору – максимальное соответствие каждого показателя целевой ориентации проводимого мероприятия и полнота отражения достигаемого эффекта. 
 
 
 
 
 
 

 

        Заключение 

          В данной работе мы поставили определенные цели: разработка основных методов для организаций бюрократического и органического типов, поиск основных концепций организационного проектирования и в связи этих концепций с практикой; решили задачи: обобщили основные теоретико-методологических подходы к организационному проектированию, проанализировали современные методические подходы к организационному проектированию создания (реструктуризации) крупных структур, разработали концептуальные основы организационного проектирования.

          В результате мы получили следующие  выводы:

       1.Перед  тем, как выбрать методы, нужно   хорошо изучить основные концепции  организационного проектирования;

       2.Для того, чтобы начать проектирование, сначала выбираются цели, а затем механизм их достижения;

       3. Важным элементом методологии организационного проектирования корпораций является обоснование основных стадий данного процесса;

       4.Существуют  методы организационного проектирования, которые однозначно можно отнести к тому или иному виду организаций и, которые определим в зависимости от обстоятельств;

       5. Оценка эффективности является важным элементом разработки проектных и плановых решений, позволяющим определить уровень прогрессивности действующей структуры, разрабатываемых проектов плановых мероприятий;

       6. Правильность выбранных методов организационного проектирования говорит о рентабельности предприятия. 
 

 

        Библиографический список 

       5. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник.-4-е изд. перераб. и доп.-М.:Инфра-М.,2005.

       6. Пригожин А.И. Методы развития  организаций.- М.: МЦФЭР, 2003.

       7. Син Ю.С. Развитие бизнес –  корпораций методов организационного  проектирования //http: www.cfin.ru/management/strategy/plan/bcorp_org.shtml

       8. Управление проектами /И.И.Мазур,  В.Д.Шапиро и др. Справочное пособие  /под ред. И.И.Мазура, В.Д.Шапиро.- М.: Высшая школа, 2001.

       9.  Шаганова Н.П. Проектирование и развитие российских предприятий, М.:Инфра-М., 2003.

       10.  Катунина И.В. Методические указания к самостоятельной работе по дисциплине «Теория организации» часть 2. Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2005.

Информация о работе Методы организационного проектирования