Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 10:19, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является корпоративная культура организации в России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить определения понятия и сущности корпоративной культуры.
Рассмотреть особенности строения и типологии корпоративной культуры.
Проанализировать опыт корпоративной культуры организации в России.
Введение 3
1. Понятие и сущность корпоративной культуры 5
2. Особенности строения и типологии корпоративной культуры 10
3. Опыт корпоративной культуры в России 17
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Выделяется ряд особенностей российской культуры, складывавшейся в течение более тысячелетия, но проявляющиеся в современных организациях и менеджменте.
1.
Среда воспринимается не
2. Иная особенность связана с традиционным для российской культуры представлением о морали.
В
ситуации, когда отсутствуют или
постоянно меняются, при этом не
работают законы, регулирующие бизнес.
Когда не защищенными законодательно
оказываются абсолютно все
3. Различные опросы в России показывают высокую ценность семьи. Правда, само понятие “семья” у нас не стандартное, оно, как указывают респонденты, часто используется в широком смысле и включает не только жену (мужа) и детей, но и других близких людей. В менеджменте это приводит не только к “семейственности”, с которой регулярно боролись в Советские годы, но и к тому, что практически любая организация в России начинается с группы друзей и знакомых. Встречаются бизнес фирмы, учрежденные однокурсниками, членами Клуба студенческой песни, альпинистской команды, целой секцией восточных единоборств и т.п. По мере развития организаций этот “семейный принцип” начинает входить в противоречие с требованиями бизнеса. В любом бизнесе на каком-то этапе начинают обязательно требоваться профессионалы. Кто-то из знакомых, начинавших строить организацию смог стать таким профессионалом, подучиться, а кто-то не смог. Тогда для организации начинается тяжелый этап кризиса, и многие успешные организации разваливаются именно на этом этапе.
4.
Еще одна особенность
Одним из ключевых элементов корпоративной культуры российских организаций, активно воздействующих на процессы полноправного вхождения России в мировую систему разделения труда, выступает этика бизнеса.
Деловая
этика, или этика бизнеса, сравнительно
недавно получила место в системе
российского бизнес-
Научить российских предпринимателей и менеджеров применять деловую этику в конкретных ситуациях невозможно, если излагать ее только на нормативном уровне. Что касается этикета, то по соблюдению его норм нельзя судить, придерживается ли данный менеджер или организация норм деловой морали. Этикет — правила хорошего тона, которые достаточно просто выучить, а этика предполагает выбор, и подчас весьма сложный, морально оправданного и не противоречащего целям бизнеса решения.
Многое из того, что делают менеджеры, оказывает влияние на культуру компании. Например, появление отдела продаж, которого раньше не было в компании, с руководителем в ранге директора, послужило толчком к переоценке сотрудниками значимости функции продаж в целом. Или другой пример, когда переход на контрактные отношения заставил ключевых сотрудников по-другому расставлять приоритеты в своей работе. Тем не менее, это точечные действия: что-то меняется в структуре, что-то в системе мотивации, но нацеленных и систематических изменений в существующей культуре не происходит. А сейчас нужны такие изменения, так как существующая на многих промышленных предприятиях корпоративная культура не способствует их развитию и достижению бизнес-целей. Отличительными чертами этих предприятий до сих пор остаются ориентация культуры на отношения, а не на результат, и наличие нескольких противоположных друг другу субкультур. Культурой нужно управлять - формировать ее в соответствии с целями компании и спецификой рынка. Сейчас этого не делается, вот примеры, иллюстрирующие невнимание к корпоративной культуре компании:
При проведении анкетирования на различных промышленных предприятиях оказывается, что среди рядовых сотрудников и даже среди ключевых лиц нет единого представления об основных целях работы компании. «Максимизация прибыли» и «сохранение производственных мощностей» - весьма противоречивые цели, ведущие к разнонаправленному поведению сотрудников.
3. Не используются возможности новых систем оценки и вознаграждения сотрудников. По результатам тех же анкетирований большая часть сотрудников не знает, за что они получают деньги, и не видит никакой взаимосвязи между размером зарплаты и своим поведением на рабочем месте, причем руководители этих предприятий не замечают в этом никакой проблемы. Такая система вознаграждения только укрепляет в сотрудниках старое отношение, старый подход к работе. Компания не может быть успешной без сильной корпоративной культуры, соответствующей ее целям. И такую культуру нужно формировать.
Основным принципом формирования корпоративной культуры должно быть соответствие ее всем элементам системы управления. К примеру, на многих российских промышленных предприятиях ориентация сотрудников на отношения и привычка работать всю жизнь на одном предприятии позволила компании выжить в трудные годы и сохранить большую часть специалистов. Однако то, что сыграло положительную роль в прошлом, не соответствует текущей ситуации и тормозит развитие компании сегодня. Значит, это нужно менять.
На
практике это принцип означает, что
при разработке или внедрении
изменений в стратегии, структуре
и в других элементах системы управления,
менеджеры должны оценивать степень их
реализуемости в рамках существующей
культуры, и, при необходимости, предпринимать
шаги по ее изменению. При этом нужно учитывать,
что культура по своей природе более инертна,
чем остальные элементы системы управления.
Поэтому действия по ее изменению должны
опережать все остальные преобразования,
понимая, что результаты будут видны не
сразу.
В российской промышленной практике уже
существуют примеры успешного управления
корпоративной культурой. Например,
некоторые приемы, которые успешно используются
для изменения и укрепления культуры менеджерами
предприятий, участвовавших в исследовании
«Менеджмент роста». Изменение стиля руководства:
делегирование сотрудникам больших полномочий
и ответственности; привлечение сотрудников
к принятию управленческих решений; четкий
контроль конечных результатов работы.
Новая кадровая политика: подбор в организацию сотрудников, разделяющих корпоративные принципы и ценности, или тех, кто в последствии может легко их перенять; подбор на ключевые позиции людей, являющихся носителями недостающих в компании ценностей. И способных передавать их другим сотрудникам; перемещение старых управленцев на позиции экспертов по различным вопросам работы компании.
Для формирования корпоративной культуры существует пока еще малораспространенный в России, но весьма эффективный инструмент – корпоративные правила. Корпоративные правила – точное определение того, что следует делать сотрудникам в организации в конкретной уникальной ситуации. Разработка корпоративных правил – это непрекращающийся процесс: меняется жизнь, меняются правила. В компании должна существовать процедура, которая позволяет сотрудникам предлагать изменения в корпоративные правила.
Таким
образом, можно сделать вывод, что корпоративная
культура на российских предприятиях
формируется и развивается под воздействием
значительной совокупности факторов внешней
и внутренней среды. Особенности культуры
фирмы зависят от экономической культуры
фирмы общества, которая в свою очередь
базируется на национальной культуре
общества. Задача каждой российской фирмы
– найти собственную культуру, обрести
свое лицо, что поможет ей адаптироваться
к рыночным условиям хозяйствования.
Заключение
На
основании изученных
- неявное, невидимое и неформальное "сознание"
организации - образ мыслей, управленческая
культура (идеология управления, стили
руководства и решения руководителями
проблем, их поведение в целом), которая
определяет политику организации по отношению
к работникам, партнерам и клиентам.
Корпоративная культура существует в любой организации независимо от ее размеров и сферы деятельности. Это объясняется тем, что в любом сообществе есть свои принципы, нормы, правила, порядки и ритуалы, которыми руководствуются члены группы. Иными словами, под организационной культурой можно понимать совокупность принципов, ценностей и правил деятельности организации, которые разделяются большинством ее членов и передаются из поколения в поколение.
Лидеры организации, топ-менеджеры, собственники оказывают наиболее сильное влияние на становление организационного климата. Без их участия, невозможно проводить какие бы то ни было изменения в корпоративной культуре.
Внешняя
среда компании также накладывает
свой отпечаток на организационную
культуру. Потребители, конкуренты, экономическая
и политическая ситуация, государство
- все эти факторы