Корпоративная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 10:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является корпоративная культура организации в России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить определения понятия и сущности корпоративной культуры.
Рассмотреть особенности строения и типологии корпоративной культуры.
Проанализировать опыт корпоративной культуры организации в России.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и сущность корпоративной культуры 5
2. Особенности строения и типологии корпоративной культуры 10
3. Опыт корпоративной культуры в России 17
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Работа содержит 1 файл

курсач зима.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 3

1. Понятие и сущность корпоративной культуры 5

2. Особенности строения и типологии корпоративной культуры 10

3.   Опыт корпоративной   культуры в России 17

Заключение 26

Список использованной литературы 28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Динамические  изменения происходящие в экономической  среде, усиление конкуренции требует  от хозяйствующих субъектов незамедлительной реакции  на сложившуюся  ситуацию, принятия быстрых управленческих решений. Конкурентоспособными оказываются те организации, которые оперативно реагируют на внешние обстоятельства, вырабатывая определённую  стратегию поведения на рынке. Безусловно, преимущества получает компания,  сумевшая сформировать  организационную культуру: достичь поставленной цели легче, если персонал становится союзником, а не противником её топ - менеджеров.

      Еще несколько лет назад почти  никто не знал словосочетания “  организационная культура”, однако она была. Вот, например, все наши “доски передовиков труда”, значки, почетные грамоты и так далее являются классическим атрибутом корпоративной культуры многих западных компаний. В современной литературе существует довольно много определений понятия " организационная культура". Как и многие другие термины организационно-правовых дисциплин этот не имеет единственно верного толкования. Большинство авторов сходятся на том, что культура организации представляет собой сложную композицию важных предположений, бездоказательно принимаемых членами группы или организации в целом.

     Истоки  существования такого феномена, как организационная культура, лежат в самой природе организации.  Организация, по определению, является многомерным сочетанием входящих в неё элементов – это «скоординированное образование, состоящее, по меньшей мере из двух человек, которые работают во имя достижения общей цели или совокупности целей».

      Тема организационной культуры становится все актуальней – важная составная часть современной теории управления. Многие компании решают основательно подойти к этой теме и использовать весь мощный потенциал корпоративной культуры на благо развития компании.

      В последние время в практике бизнеса  все больше применяется гибкий подход к структурным  основам организации, поэтому  культурный базис приобретает  все более актуальное значение как минимум по двум причинам, которые лежат на поверхности. Во-первых, он является неформальной основой существования и эффективного функционирования организации.  Во – вторых, он служит эффективным инструментом  проведения реструктуризации компании изменений, диктуемых обстоятельствами, складывающимися в экономике, отрасли, на самом предприятии.

      Корпоративная культура обычно отличает конкретную организацию от других. Она ориентирует  всех работников на то, что является для организации ценным и важным, указывает, какое поведение считается допустимым.

      Целью данной курсовой работы является корпоративная  культура организации в России. Для  достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить     определения  понятия и сущности корпоративной культуры.
  2. Рассмотреть особенности строения и типологии корпоративной культуры.
  3. Проанализировать опыт  корпоративной культуры организации в России.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Понятие и сущность корпоративной культуры

      Корпоративная культура – это философия, определяющая смысл и существование организации, и её отношение к сотрудникам и клиентам; моральный и социальный климат, проявляющийся во внутренней атмосфере организации, взаимодействии с внешней средой; преобладающие ориентиры, лежащие в основе формирования целей организации и путей их достижения; систему взаимодействия персонала в организации.

     Корпоративная культура лежит в основе  инновационной  культуры организации и культуры производства. Это очень широкое  понятие, трактуемое  по – разному. Корпоративная культура – это  система взаимодействующих материальных и духовных ценностей, проявлений, присущих организации, отражающих её индивидуальность, восприятие себя и окружающей среды.

      История инновационной культуры – это  история инновационной деятельности человека, пронизывающей всю историю. С древних времен человек стремился к переменам, старался рационально организовать  инновационный процесс. С развитием прогресса и постоянным увеличением суммы знаний, потребной для разработки и внедрении инноваций, процесс усложнился.  В начале человек выделил в отдельную науку культуру производства, а так же корпоративную (организационную) культуру, как более широкое понятие,  характеризующее философию организации. Но сам  термин «культура»  с латинского  «colere» означает искусство возделывать, обрабатывать землю. Значение понятие «cultura» с латинского языка В. Вундтом переводится как забота, направленная на облагораживание жизни.

      Современная научная литература характеризуется  быстрым ростом числа определений  культуры. А. Кребер и К. Клакхон подсчитали, что с 1871 по 1917 годы дано всего семь определений, а за последующие  30 лет в научный оборот введено ещем157 определений. А. Моль в книге «Социодинимика культуры» (1968г.) начитывает уже 250 определений. Это свидетельствует о том, что  понятие «культура» охватывает широкий и разнообразный мир явлений и находится на предельно высоком уровне абстракции.

     Как самостоятельное явление социальной жизни культура впервые была рассмотрена лишь во второй половине 18 века, в эпоху просвещения. До этого времени  и вплоть до конца 18 века в европейских языках термин «культура» употребляется с приставкой «agri» или другим зависимым словом (например, культура поведения, культура речи и т.п.).

     Среди попыток выработки научного понимания  культуры необходимо выделить теорию английского этнографа   Э. Б.Тейлора. Считается, что Э.Б.Тейлором было дано первое научное определение культуры: «Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагаются в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». Особое место в исследовании культуры занимает психологическая школа, основанная австрийским психоаналитиком Зигмундом Фрейдом, который считал, что «всякая культура вынуждена строиться на принуждении и запрете влечений». 

     На  рубеже 19-20 веков понятие «культура» получило свое развитие в трудах А. Вебера, О Шпенглера, Ф.Тенниса и  др. Например, Фердинанд Теннис выделял культуру народа, которая включает в себя религию, нравственность и искусство.

     В ряде исследований отмечается, что  вплоть до начала 80-х годов 20 –го  века ученые не уделяли серьезного внимания концепции культуры организации.

     Термин  «корпоративная культура», возникший  в 70- е годы, получил широкое распространение в 80-х после публикации в США  книги Т. Дила и А. Кеннеди под одноименным названием. Под корпоративной культурой понимают совокупность мышления, определенная внутренняя жизнь организации. Это образ мышления, действия и существования. Тем не менее   единого  толкования понятия  корпоративной культуры до сих пор нет но можно выделить следующие её признаки:

- единые  ценности, нормы и правила поведения,  характер общения сотрудников;  история организации, включающая  конкретные случаи и легенды; церемонии и ритуалы; принятые специфические  формы наград и поощрений.

- совокупность  устоявшихся базовых представлений,  образов поведения и рабочих приемов, способствующих лучшей организации труда;

- набор  наиболее важных условий, принимаемых  членами организации в виде уставов, правил, программ, задающих людям ориентиры их поведения и действий;

- социально  сконструированное представление,  разделяемое членами организации  (или ее активным ядром), сложившееся  в ходе решения проблем адаптации  к изменяющимся внешним и внутренним условиям.

     С начала 1990-х гг. интерес к корпоративной  культуре резко усилился. Это связанно, прежде всего с тем, что возросло понимание того влияния, которое феномен культуры оказывает на успехи и эффективность организации. Многочисленные исследования показывают, что процветание организации непременно связано с высоким уровнем культуры, который формируется в результате продуманных действий.

  Корпоративная культура создаётся  или формируется  с течением времени под влиянием внутренних и внешних факторов (рис1). 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Рис  
 

Рис. 1 Факторы, оказывающие влияние на корпоративную  культуру организации

      Значение  корпоративной культуры для развития любой организации нельзя недооценивать. Она позволяет работникам предприятия осознавать идентичность, даёт ощущение стабильности и надежности самой организации, формирует чувство социальной защищенности. Она стимулирует самосознание и высокую ответственность работника. Поощряя  соответствующие организационное поведение, она закрепляет желательные в организации нормы.

      Корпоративная культура оказывает значительное влияние  на успешность реализации стратегии  организации. Некоторые аспекты  деятельности организации, оговорённые  стратегии, могут совпадать или  вступать в противоречие с основными принципами корпоративной культуры. Только в случае  полного соответствия между культурой и долговременными планами предприятие достигнет хороших результатов.  В этом случае высокоорганизационная культура  поддерживает реализацию стратегии, даёт стимулы к творческой деятельности работников, воспитывает и мотивирует их.

      Сильная культура способствует развитию организации, а развитие невозможно без инноваций. Корпоративная культура, сориентированная на инновации, позволяет организации быстро изменяться и реагировать на изменения внешней и внутренней среды. Корпоративная культура, направленная на инновации, превращается в инновационную культуру.

      Как и любая другая категория, корпоративная  культура обладает следующими свойствами:

  1. всеобщность – пронизывает все виды отношений как внутри организации, так и при взаимоотношении с внешней средой;
  2. неформальность – строится параллельно организационной структуре управления, иногда подменяя даже властные  структуры;
  3. устойчивость – базируется на традициях.

      В отношении работников корпоративная  культура выполняет следующие функции:

1) Адаптивная  – обеспечивает вхожде6ние новичков  в организацию.

2) Регулирующую –   обеспечивает поддержание правил  и норм поведения.

3) Ориентирующую – направляет действия членов организации в нужное русло.

4) Интегрирующую – объединяет действия всех  членов организации.

5) Мотивирующую  – побуждает сотрудников активно участвовать в делах организации.

     В функциональном отношении культура организации помогает решить следующие задачи:

– координации, осуществляемой с помощью установленных  процедур и правил поведения;

– мотивация, реализуемый путем разъяснения  сотрудникам смысла выполняемой  работы;

– профилирования, позволяющего обрести характерное  отличие от других предприятий;

– привлечение  кадров путем пропагандирования  претендентам на рабочие вакансии преимущества своего предприятия.

      От  характера корпоративной культуры зависят многие социально- экономические характеристики компании – стабильность трудового коллектива, профессиональная активность, производительность труда, удовлетворенность трудом. В свою очередь, на её формирование оказывает влияние уровень образования и квалификации рабочих, профессиональный рост и расширение трудовой мотивации, организация оплаты труда и стимулирования.

  Подводя итог всему выше сказанному можно сделать вывод, что корпоративная культура определяет правила и нормы поведения людей в организации. Смысл корпоративной культуры состоит в том, что ценности компании и человека должны совпадать.  

    1. Особенности строения и типологии корпоративной культуры

Информация о работе Корпоративная культура