Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 10:19, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является корпоративная культура организации в России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить определения понятия и сущности корпоративной культуры.
Рассмотреть особенности строения и типологии корпоративной культуры.
Проанализировать опыт корпоративной культуры организации в России.
Введение 3
1. Понятие и сущность корпоративной культуры 5
2. Особенности строения и типологии корпоративной культуры 10
3. Опыт корпоративной культуры в России 17
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Содержание
Введение 3
1. Понятие и сущность корпоративной культуры 5
2. Особенности строения и типологии корпоративной культуры 10
3. Опыт корпоративной культуры в России 17
Заключение 26
Список использованной
литературы 28
Введение
Динамические
изменения происходящие в экономической
среде, усиление конкуренции требует
от хозяйствующих субъектов
Еще несколько лет назад почти никто не знал словосочетания “ организационная культура”, однако она была. Вот, например, все наши “доски передовиков труда”, значки, почетные грамоты и так далее являются классическим атрибутом корпоративной культуры многих западных компаний. В современной литературе существует довольно много определений понятия " организационная культура". Как и многие другие термины организационно-правовых дисциплин этот не имеет единственно верного толкования. Большинство авторов сходятся на том, что культура организации представляет собой сложную композицию важных предположений, бездоказательно принимаемых членами группы или организации в целом.
Истоки существования такого феномена, как организационная культура, лежат в самой природе организации. Организация, по определению, является многомерным сочетанием входящих в неё элементов – это «скоординированное образование, состоящее, по меньшей мере из двух человек, которые работают во имя достижения общей цели или совокупности целей».
Тема организационной культуры становится все актуальней – важная составная часть современной теории управления. Многие компании решают основательно подойти к этой теме и использовать весь мощный потенциал корпоративной культуры на благо развития компании.
В последние время в практике бизнеса все больше применяется гибкий подход к структурным основам организации, поэтому культурный базис приобретает все более актуальное значение как минимум по двум причинам, которые лежат на поверхности. Во-первых, он является неформальной основой существования и эффективного функционирования организации. Во – вторых, он служит эффективным инструментом проведения реструктуризации компании изменений, диктуемых обстоятельствами, складывающимися в экономике, отрасли, на самом предприятии.
Корпоративная культура обычно отличает конкретную организацию от других. Она ориентирует всех работников на то, что является для организации ценным и важным, указывает, какое поведение считается допустимым.
Целью данной курсовой работы является корпоративная культура организации в России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Корпоративная культура – это философия, определяющая смысл и существование организации, и её отношение к сотрудникам и клиентам; моральный и социальный климат, проявляющийся во внутренней атмосфере организации, взаимодействии с внешней средой; преобладающие ориентиры, лежащие в основе формирования целей организации и путей их достижения; систему взаимодействия персонала в организации.
Корпоративная культура лежит в основе инновационной культуры организации и культуры производства. Это очень широкое понятие, трактуемое по – разному. Корпоративная культура – это система взаимодействующих материальных и духовных ценностей, проявлений, присущих организации, отражающих её индивидуальность, восприятие себя и окружающей среды.
История
инновационной культуры – это
история инновационной
Современная научная литература характеризуется быстрым ростом числа определений культуры. А. Кребер и К. Клакхон подсчитали, что с 1871 по 1917 годы дано всего семь определений, а за последующие 30 лет в научный оборот введено ещем157 определений. А. Моль в книге «Социодинимика культуры» (1968г.) начитывает уже 250 определений. Это свидетельствует о том, что понятие «культура» охватывает широкий и разнообразный мир явлений и находится на предельно высоком уровне абстракции.
Как самостоятельное явление социальной жизни культура впервые была рассмотрена лишь во второй половине 18 века, в эпоху просвещения. До этого времени и вплоть до конца 18 века в европейских языках термин «культура» употребляется с приставкой «agri» или другим зависимым словом (например, культура поведения, культура речи и т.п.).
Среди попыток выработки научного понимания культуры необходимо выделить теорию английского этнографа Э. Б.Тейлора. Считается, что Э.Б.Тейлором было дано первое научное определение культуры: «Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагаются в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». Особое место в исследовании культуры занимает психологическая школа, основанная австрийским психоаналитиком Зигмундом Фрейдом, который считал, что «всякая культура вынуждена строиться на принуждении и запрете влечений».
На рубеже 19-20 веков понятие «культура» получило свое развитие в трудах А. Вебера, О Шпенглера, Ф.Тенниса и др. Например, Фердинанд Теннис выделял культуру народа, которая включает в себя религию, нравственность и искусство.
В ряде исследований отмечается, что вплоть до начала 80-х годов 20 –го века ученые не уделяли серьезного внимания концепции культуры организации.
Термин «корпоративная культура», возникший в 70- е годы, получил широкое распространение в 80-х после публикации в США книги Т. Дила и А. Кеннеди под одноименным названием. Под корпоративной культурой понимают совокупность мышления, определенная внутренняя жизнь организации. Это образ мышления, действия и существования. Тем не менее единого толкования понятия корпоративной культуры до сих пор нет но можно выделить следующие её признаки:
- единые
ценности, нормы и правила поведения,
характер общения сотрудников;
история организации,
- совокупность
устоявшихся базовых
- набор
наиболее важных условий,
- социально
сконструированное
С начала 1990-х гг. интерес к корпоративной культуре резко усилился. Это связанно, прежде всего с тем, что возросло понимание того влияния, которое феномен культуры оказывает на успехи и эффективность организации. Многочисленные исследования показывают, что процветание организации непременно связано с высоким уровнем культуры, который формируется в результате продуманных действий.
Корпоративная
культура создаётся или формируется
с течением времени под влиянием внутренних
и внешних факторов (рис1).
Рис
Рис. 1 Факторы, оказывающие влияние на корпоративную культуру организации
Значение корпоративной культуры для развития любой организации нельзя недооценивать. Она позволяет работникам предприятия осознавать идентичность, даёт ощущение стабильности и надежности самой организации, формирует чувство социальной защищенности. Она стимулирует самосознание и высокую ответственность работника. Поощряя соответствующие организационное поведение, она закрепляет желательные в организации нормы.
Корпоративная культура оказывает значительное влияние на успешность реализации стратегии организации. Некоторые аспекты деятельности организации, оговорённые стратегии, могут совпадать или вступать в противоречие с основными принципами корпоративной культуры. Только в случае полного соответствия между культурой и долговременными планами предприятие достигнет хороших результатов. В этом случае высокоорганизационная культура поддерживает реализацию стратегии, даёт стимулы к творческой деятельности работников, воспитывает и мотивирует их.
Сильная культура способствует развитию организации, а развитие невозможно без инноваций. Корпоративная культура, сориентированная на инновации, позволяет организации быстро изменяться и реагировать на изменения внешней и внутренней среды. Корпоративная культура, направленная на инновации, превращается в инновационную культуру.
Как и любая другая категория, корпоративная культура обладает следующими свойствами:
В отношении работников корпоративная культура выполняет следующие функции:
1) Адаптивная
– обеспечивает вхожде6ние
2) Регулирующую – обеспечивает поддержание правил и норм поведения.
3) Ориентирующую – направляет действия членов организации в нужное русло.
4) Интегрирующую – объединяет действия всех членов организации.
5) Мотивирующую
– побуждает сотрудников
В функциональном отношении культура организации помогает решить следующие задачи:
– координации, осуществляемой с помощью установленных процедур и правил поведения;
– мотивация, реализуемый путем разъяснения сотрудникам смысла выполняемой работы;
– профилирования, позволяющего обрести характерное отличие от других предприятий;
– привлечение кадров путем пропагандирования претендентам на рабочие вакансии преимущества своего предприятия.
От
характера корпоративной
Подводя
итог всему выше сказанному можно сделать
вывод, что корпоративная культура определяет
правила и нормы поведения людей в организации.
Смысл корпоративной культуры состоит
в том, что ценности компании и человека
должны совпадать.