Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 10:19, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является корпоративная культура организации в России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить определения понятия и сущности корпоративной культуры.
Рассмотреть особенности строения и типологии корпоративной культуры.
Проанализировать опыт корпоративной культуры организации в России.
Введение 3
1. Понятие и сущность корпоративной культуры 5
2. Особенности строения и типологии корпоративной культуры 10
3. Опыт корпоративной культуры в России 17
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Часто корпоративная культура воспринимается как идеология, философии управления, основу которой формируют ценности ориентации, верования и нормы поведения работников. Составляющие корпоративной культуры представлены на рис.2.
Классификация
элементов корпоративной
Рис. 2 Элементы корпоративной культуры
К источникам, определяющим корпоративную культуру, относятся различные национальные, индустриально – функциональные, институциональные факторы. Теория влияния на корпоративную культуру национальных факторов, свойственных различным странам, получила широкое распространение не в последнюю очередь из-за очевидных различий между культурой компаний разных стран и наличия феномена кросскультурных коллизий. В работах Хосфстида и Льюиса подчеркивается влияние национальных обычаев, воспитания, этикета и других составляющих, свойственных национальным сообществам, на организационную культуру, которая в свою очередь является своеобразным коллективным программированием поведения индивидов и групп. Такие национальные особенности, как постулаты, на которых построена система образования, здравоохранения, социальная или рыночная структура экономики, также оказывают существенное влияние на формирование особых типов организационных культур в рамках национальных сообществ.
Отраслевые и проектные свойства также рассматриваются как фактор, оказывающий влияние на культурный базис организации. Так называемая индустриально – функциональная составляющая обеспечивает успех определенных управленческих моделей в одних секторах экономики и их “провалы” в других. Иногда в качестве примера влияния этих факторов проводится даже состоятельность определенных организаций в военных операциях, программах национального значения.
Влияние государства и
Для описания формы проявления корпоративной культуры обращаются к таким категориям, как здравый смысл, традиции, восприятия реальности, времени и пространства, форма лидерства в организации и др. Поскольку как источники, так и формы проявления корпоративной культуры непосредственно взаимосвязаны в процессе воспроизводства культуры, и те, и другие элементы, составляющие многообразие организованной культуры, чаще всего рассматриваются в комплексе. К примеру, такие классики теории корпоративных культур, как Терренс Дил и Алан Кеннеди, основными элементами культуры называют деловую среду, ценности, героев, обряды и ритуалы, а также систему культурной коммуникации. Эдгаром Шейном помимо классификации культурных проявлений было выделено все многообразие элементов неформального базиса существования организации, включающее и источники и формы проявления культуры (табл. 1).
Элементы корпоративной культуры по Шейну
Внешние факторы выживания | Внутренние интеграционные факторы |
Миссия, стратегия ,цели | Общий язык и понятия |
Организационные
факторы: структура,
системы, процессы |
Групповые границы и своеобразие |
Подход
к измерению: определение
отклонений и коррективов |
Природа власти и взаимоотношений |
Распределение поощрений и привилегий | |
Более глубокие предположения | |
Отношение человека к природе | |
Природа истины | |
Природа человеческого естества | |
Природа человеческих взаимоотношений | |
Природа времени и пространства |
В дополнение к «реактивным» элементам культуры рассматриваются отдельные индивиды, коллектив, формальная организация – так называемые « проактивные» носители организационной культуры. Здесь важно отметить, что культуру группы составляет равнодействующая культурного многообразия множества индивидов, зачастую усиливаемая или ослабляемая определенными факторами. При этом индивидуальный характер субкультур сохраняется: отдельные «проактивные» элементы общей корпоративной культуры могут выступать как «катализаторы» определенных организационных процессов, в то время как другие участники организации будут играть роль « замедлителей».
В то же время, Эдгард Шейн, останавливаясь на способах оказания влияния на корпоративную культуру, рассмотрел механизмы изменения культуры в соответствии со стадиями развития организации. При этом у Шейна процесс изменения обладает свойством кумулятивности, т.е. на каждой последующей стадии действуют все предыдущие механизмы и добавляются новые (табл 2).
Механизмы изменения культуры на разных стадиях жизненного цикла компании
Стадия
развития
организации |
Механизмы изменения |
Основание, ранний рост, развитие |
|
Средний рост |
|
Зрелость и закат |
|
Так же при рассмотрении структуры корпоративной культуры не менее важно изучить типологию корпоративной культуры.
Например, американские специалисты в области корпоративной культуры И. Дил и А.Кеннеди вводят типологию культуры, определяя два фактора: а) степень риска, связанного с основным видом деятельности организации б) скорость, с которой организации и её сотрудники получают обратную связь относительно того, были ли принятые решения эффективными. В соответствии с этим авторами выделены следующие типы культур.
Культура «жесткого подхода» представляет собой среду индивидуалистов, которые постоянно рискуют и быстро получают ответную информацию относительно того, были их действия правильными или нет. Сущность такой среды заключается в словах «все или ничего».
Культура «много работаем– хорошо отдыхаем» – это мир продаж. Чтобы преуспеть в такой культуре, люди должны поддержать очень высокий уровень активности и все время оставаться бодрыми. Успех приходит благодаря настойчивости.
Культура «ставим на свою компанию» связана с принятием очень рискованных решений, но при этом проходит много времени, прежде чем работники узнают, было ли это решение правильным. Важность принятие правильных решений воспитывает коллективное чувство осмотрительности.
Культура «процесса» – это среда, где мало риска, где обратная связь очень слабо выражена, где работникам трудно оценить, что они делают; вместо этого они особо внимательно относятся к тому, как они это делают. Ценности в этой культуре сосредоточены на техническом и интеллектуальном совершенстве. Особое значение придается ритуалам и церемониям.
Наряду с такой классификацией в Западных странах и в США различают следующую типологию культуры корпорации:
Итак,
на формирование структуры корпоративной
культуры оказывает влияние множество
факторов: национальные, индустриально
– функциональные, институциональные
факторы. Основными элементами корпоративной
культуры считают – систему культурной
коммуникации, систему ценностей, деловую
среду организации, стиль руководства
компании и её героев. Среди выделенных
типологий корпоративной культуры необходимо
отметить «предпринимательскую культуру»,
«культуру участия» и культуру «много
работаем– хорошо отдыхаем», где наиболее
полно отражается сущность корпоративной
культуры.
3. Опыт корпоративной культуры в России
Анализ зарубежного опыта подтверждает, что и в российских фирмах необходимо формировать нечто общее, что объединяло бы всех сотрудников в единый механизм, работающий на достижение поставленных целей и задач. Руководители некоторых отечественных предприятий и фирм начинают осознавать тот факт, что управление фирмой не будет эффективным без освоения и использования возможностей и средств культуры фирмы.
Исследования феномена культуры фирмы в России стали по- настоящему актуальны лишь к началу 90-х гг. прошлого века. Но при всей своей современности и новизне оформление концепции культуры фирмы имеет в нашей стране глубоко исторические корни. Анализ процесса трансформации отечественных представлений о культуре фирмы позволяет выделить три основных исторических этапа, которые можно обозначить как дореволюционный (вторая половина 19 начало 20века), социалистический (20-е годы – 80-е годы 20 века) и современный (90-е гг.20 века.)
Особенности становления и развития концепции российской культуры фирмы в настоящее время заключается в том, что чаще всего заимствуются и внедряются эффективно функционирующие американские, европейские и японские типы культур фирмы.
Каждая
конкретная российская фирма, решившая
целенаправленно формировать свою
корпоративную культуру, должна иметь
целостное представление о многообразии
типов культур, известных на сегодняшний
день (табл. 3).
Таблица
3
Многообразие культур фирмы, отраженное в их типологии.
Критерии | Тип культур фирмы |
Вид мотивации сотрудников фирмы | Бюрократическая, органическая, предпринимательская, партиципативная (по Д. Коулу) |
Тип структуры фирмы | Линейная, функциональная, адаптивная, координационная |
Эффективность культуры | Сильная, слабая (ПО т. Диллу и А.Кеннеди) |
Сферы экономической деятельности | Инвестиционная, административная, культура торговли, культура выгодных сделок |