Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 20:55, курсовая работа
По Фридриху Ницше культура - это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом. Альбер Камю сказал, что в мире параллельно силе смерти и силе принуждения есть еще одна огромная движущаяся сила, несущая в себе уверенность, и ее имя - культура.
Введение……………………………………………………………………стр.3
1. Понятие корпоративной культуры
1.1. Понятия корпоративной и организационной культуры…………………………………..……………………………….стр.11
1.2. История организации и ее культура………………………………………………...………………….стр.15
1.3. Организационная культура как система корпоративных правил…………………………………………………………………..….стр.18
1.4. Организационная культура как аналог большой культуры……………………………...........................................................стр.20
1.5. Корпоративная культура как коллективное бессознательное……………………………………………………..…….стр. 23
1.6. Ограничения корпоративной культуры…………………………………………………………………...стр.25
2. Виды и индикаторы культуры.
2.1. Виды культуры организации...……………………………………………………………..стр.27
2.2. Структура корпоративной культуры…………………….……………………………………….……стр.30
2.3. Позитивная и негативная культура……………………………………………………………………стр. 32
Заключение…………..………………………………………………….....стр.37
Список использованной литературы…………………………………….стр.43
У тех, кто попал на рынок позже, главным является миф о том, что “нашим главным капиталом и коммерческим секретом является наша клиентская база”.Для начавших бизнес в 1998-ом актуален миф о безопасности работы с отечественными поставщиками.
Но на организационную
культуру влияет и более частная
история, история развития отрасли.
Правила и мифы адекватные для
производства и торговли мясом не
совпадают с культурными
1.3. Организационная культура как система корпоративных правил.
В ряде работ термин организационная культура используется скорее как метафора, по аналогии с понятием “культурный человек”. Тогда можно говорить не столько об организационной культуре, сколько о “культурных” и “некультурных” организациях. Культурной при этом будет организация, соблюдающая правила “хорошего тона”. А “хороший тон” предполагает определенный набор ценностей, протокол и этикет. Нужные ценности и правила должны откуда-то возникать, на что-то опираться, из чего-то исходить. Одни консультанты и менеджеры выводят ценности и нормы из требований среды. Тогда все эти нормы: от формы одежды и оценки качества продукции до правил взаимодействия - являются ответом на ожидания и требования клиентов, партнеров, госорганов и даже иногда общественного мнения. Можно социологическими методами, через опросы и фокус-группы, выявлять такие ожидания и формулировать соответствующие им правила. Тогда у фирмы будут ценности и нормы, отвечающие ожиданиям, их можно назвать “кодексом корпоративных правил” и продумывать систему мер, стимулирующих их соблюдение и карающих за их нарушение. Такое понимание и реализация формирования корпоративной культуры делает ее сопоставимой и вытекающей из желаемого имиджа организации.
Ряд авторов
акцентирует другой аспект корпоративной
культуры - технологический. Каждая технология
предполагает определенные требования
к людям, в ней задействованным.
И, тогда можно говорить о форме
одежды, критериях оценки качества,
правилах поведения и взаимодействия,
оптимальных для реализуемой
технологии. Впрочем, чаще, особенно в
нашей стране, корпоративные правила задаются,
исходя из неких субъективных представлений
руководства организации. Это может быть,
например, правило запрещающее непосредственное
общение между сотрудниками. Руководитель
объясняет это тем, что он не любит всякие
совещания и обсуждения, и, вообще, лучше
пусть подчиненные общаются в письменной
форме, а то непродуктивно, “на болтовню”
уходит много рабочего времени. Представление
о корпоративной культуре, как наборе
написанных, продекларированных ценностей
и правил, вытекающих из требований социального
атома или технологии, или просто из субъективных
представлений лидеров организации очень
популярно в настоящее время. Причем то,
что такие требования к каждой организации
реально можно сформулировать, и они должны
учитываться менеджерами, не подлежит
никакому сомнению. Сложность в том, а
готовы ли члены организации выполнять
эти правила и требования.
1.4. Организационная культура как аналог большой культуры.
Другой подход к организационной культуре развивается в основном учеными, хотя и имеет, на наш взгляд, важное следствие для практики. Сторонники этого подхода рассматривают организационную культуру как аналог традиционных культур: народов, наций, стран. Они проводят и публикуют подробные и очень интересные описания и анализ различных культур в организациях и профессиональных сообществах. Корни данного подхода связаны с социальной этнографией, направлением исследований первобытных культур. Особенностью данного направления, принципиальной, на наш взгляд, для практики работы с организационными культурами, является вывод о не конструктивности оценки одной культуры с точки зрения критериев, выработанных в другой. Например, в христианских культурах при входе в храм или любой другой дом мужчины снимают головной убор. Не выполнение этой нормы воспринимается как проявление не уважения. Оскорблением может оказаться и нахождение в головном уборе за столом. Но в иудаистской и исламской культурах, наоборот, мужчины, входя в храм должны покрыть головы. Каждая культура предполагает не просто свои обычаи и правила, но и свою символику. Фаллические символы в одних культурах используются как оскорбления, в других как символы, которым поклоняются. В одних культурах обнаженное тело воспринимается как что-то неприличное, в других, неприличным, оказывается, прятать, прикрывать свое тело. Можно приводить огромное количество таких прямо противоположных норм, различных смысловых трактовок символов, но культуры различаются и базовыми критериями оценки эффективности. В одних культурах более эффективным считается активный, и даже агрессивный человек, добивающийся богатства, высокого благосостояния, пользующийся успехом у женщин и имеющий много детей. В других, высокий статус задает отказ от мирских благ, минимизация потребностей. Одни культуры ориентированы на изменение окружающей среды и оставляют память о себе в огромных зданиях, каналах и уничтоженных, вырубленных лесах, осушенных болотах и культивированных пустынях. Другие, наоборот, стремятся жить в гармонии с природой и максимально использовать свои знания о ней, чтобы ее сохранить.
Очень трудно представителю одной культуры удержаться от критики другой, от использования привычных критериев оценки эффективности. Ведь за правилами и символами лежат определенные ценностные приоритеты. Еще труднее бывает удержаться от копирования, соблазна перенести на другую культурную почву, то, что понравилось за границей. Такие попытки происходят постоянно и приводят к неожиданным эффектам. Один из известных примеров описывает попытку применения такой практики в США. В начале 90-х. Американцы были поражены эффективностью японской экономики и пробовали перенести ее принципы на свои предприятия. Для этого ряд корпораций приглашали японских консультантов и давали им карт-бланш на изменения. В одной из компаний японский консультант полностью изменил пространственные границы. Он разрушил привычные для американских менеджеров "выгородки", закрыл персональные кабинеты топ-менеджеров и посадил всех руководителей компании в одном большом зале. Все оказались на виду друг у друга.
Логика понятна.
Легко можно подойти к топ-
К такому выводу
приводит и анализ опыта работы зарубежных
консультантов в России. Многие из
них приезжали и пробовали
работать с российскими бизнесменами.
В 90-ые годы это было новым и модным
опытом, и на семинары с участием
западных специалистов собиралось множество
участников. Но чаще всего они оказывались
разочарованными. А сами, известные
и успешные на Западе консультанты,
говорят о том, что чувствуют
какой-то непонятный барьер, мешающий
им устанавливать контакт и
Немецкий фонд Кербера в течение нескольких лет организовывал и проводил обучение российских менеджеров в Германии, а затем отказался от этого проекта. Статистика свидетельствовала о том, что 60% выпускников оставалась работать в Германии, а остальные находили себе места в России, но в основном в представительствах западных компаний.
Очевидно, что
любые серьезные
1.5.Корпоративная культура как коллективное бессознательное.
Иной подход предлагает один из основоположников изучения культур организаций Эдгар Шайн. Он определяет это понятие, как: “глубинный уровень основополагающих предположений и убеждений, разделяемых членами организации, которые действуют бессознательно и определяют в основном “принятый без обоснований” привычный способ воспринимать и оценивать себя и среду”. При этом Э. Шайн связывает появление этих “принятых на веру”, не требующих доказательства предположений и убеждений с прежним опытом организации, в котором она могла убедиться, что все эти предположения и убеждения подтверждались, помогая выживать и развиваться в среде и решать внутренние проблемы интеграции. Для автора существенно, что нельзя искать прямых аналогий между организационной культурой и многовековой культурой наций и народов или, наоборот, путать ее с артефактами, лежащими на поверхности и осознаваемыми представлениями о ценностях и нормах. Механизм формирования культуры при этом подходе связывается с первыми успехами организации. Стремясь выжить в среде, не распасться под воздействием внутренних факторов, сотрудники организации принимают определенные решения, осуществляют некие действия и, если эта активность оказывается успешной, то она далее уже на бессознательном уровне воспроизводится и во взаимоотношениях с внешним миром и при разрешении внутренних проблем. За первыми успешными действиями стоят какие-то неосознаваемые ценностные приоритеты. И именно эти глубинные и неосознаваемые ценности становятся ядром организационной культуры. Они проявляются в неких неписаных правилах. Э.Шайн предлагал искать их в первую очередь в области структурирования времени и пространства. Кроме проявлений в неписаных правилах структурирования, организационная культура может быть выявлена через анализ убеждений и поверий, то есть тех мифов, которые распространены в организации и передаются как истины, без обоснований и доказательств. Такие мифы существуют в любой организации и, действительно во многом описывают выбранное отношение к внешним и внутренним реалиям.
В качестве примеры можно привести следующие весьма распространенные мифы:
- отношения в организации должны быть не дружеские, а товарищеские;
- отношения должны быть интеллигентные, без склок;
- отношения в
организации должны быть
- отношения должны быть теплые, как в семье;
- хороший продавец может продать все, что угодно;
- стыдно продавать не качественный товар;
- торговать постыдно;
- торговля
- клиенты должны разбираться в технике;
- клиенты должны
нам доверять как
- организация должна быть большой;
- только большая организация устойчива;
- в организации все должно быть легально;
- организация
должна быть небольшой, без
бюрократии и проблем с
- нашему правительству
нельзя верить, следовательно, нельзя
показывать реальные доходы и
финансовые потоки и т.д. Этот
список можно продолжать и продолжать.
Причем что существующие мифы, действительно,
очень живучи и позволяют определить,
в какой момент нашей современной истории
возникала организация, какой прежний
опыт был у ее членов.
1.6. Ограничения корпоративной культуры.
Для практиков все эти научные подходы, по сути, сводятся к известной старой альтернативе управления: то ли втискивать людей в некие рамки, то ли “асфальтировать тропинки, уже протоптанные пешеходами”. Как всегда достоинства и недостатки есть и при том, и при другом подходе. И работающее решение лежит где-то посередине и находится, как всегда в управлении путем нескольких интеграций, то есть не достигается в один шаг. Если не учитываются требования среды, если ценности и правила организации противоречат принятым в среде на 100%, то организация просто не выживет длительное время. В этом смысле среда выступает как ограничитель организационной культуры.
В современном менеджменте существует и развивается множество стандартов и общих требований, для оценки организаций используются общепринятые оценочные критерии, и все управленческие IT-технологии создаются на их основе, игнорировать задаваемые глобализацией рамки, значит, лишиться внешнего финансирования, партнерства, обречь себя на жизнь на «необитаемом острове». Большинство из существующих стандартов носят формальный характер и не затрагивают реальное взаимодействие людей, наконец, есть возможность выбора самих стандартов.