Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:14, курсовая работа
Цель: Рассмотреть систему электронного декларирования товаров в таможенных органах Республики Беларусь.
Задачи работы:
Выявить принципы работы системы электронного декларирование товаров на таможнях Республики Беларусь.
Изучить основные взаимодействиях в области информационных технологий товаров на международном уровне.
Введение
Глава 1 Система электронного декларирования информационных таможенных систем Республики Беларусь
Глава 2 Основные взаимодействиях в области информационных технологий в таможенной сфере на межгосударственном уровне.
Глава 3 Совершенствование системы электронного декларирования товаров и перспективы развития информационных технологий в таможенной сфере
Заключение
Список источников и литературы
Так, для подачи деклараций таможенным органам Латвийской Республики лицам необходим доступ к Системе электронного декларирования (EDS) Латвийской Республики, через которую можно подключиться к вышеупомянутым таможенным системам. Доступ к EDS может получить любое юридическое или физическое лицо, заключив договор и дополнительное соглашение об электронном декларировании с Государственной службой доходов Латвийской Республики. Договор и дополнительное соглашение должны быть заполнены и подписаны на латышском языке в двух экземплярах, и высланы по почте в адрес Главного таможенного управления Государственной службы доходов Латвийской Республики.
Вместе с договором и дополнительным соглашением необходимо выслать:
заявление, в котором указываются системы и данные о пользователях (физических лицах), которые уполномочены подавать декларации от лица этой компании.
доверенность (с подписью и штампом), удостоверяющую, что данное должностное лицо имеет право подписывать выше упомянутый договор и соглашение, указав также, имеет ли право данное лицо уполномочить (регистрировать) других пользователей[21].
После получения вышеупомянутых документов Главное таможенное управление Государственной службы доходов Латвийской Республики, зарегистрирует лицо в системе и направит первоначальный идентификатор пользователя и пароль на адрес электронной почты, указанный в заявлении. Второй экземпляр договора и соглашения, подписанный Государственной службой доходов Латвийской Республики, будет выслан на юридический адрес лица по почте[там же].
Подключение и использование систем бесплатное. Для того чтобы пользоваться системами, необходимо иметь подключение к Интернету. Системный интерфейс пользователя доступен также на русском и английском языках. Главное таможенное управление Государственной службы доходов Латвийской Республики информирует, что существует возможность подключить информационную систему лица напрямую к таможенным системам Латвийской Республики (system-to-system connection). Сертификация программного обеспечения лица не требуется.[21]
В ЕС с 1 января 2011 г. внедрены в полном объеме требований безопасности мировой торговли. Условие функционирования европейской системы безопасности - полный переход на электронный документооборот между коммерческими организациями и государственными органами, контролирующими торговые операции.[16]
8 сентября 2010 в Минске прошла очередная трехсторонняя встреча глав МИДов Украины, Беларуси и Литвы, участники которой утвердили перечень приоритетных проектов в рамках инициативы Европейского Союза "Восточное партнерство". Эти проекты планируется представить на рассмотрение Евросоюза Среди проектов - создание и внедрение электронной системы обмена информацией между таможнями в рамках инициативы "Интегрированное управление границами".
При этом можно надеяться, что ЕС поддержит разработанные проекты, касающиеся как инфраструктурных, пограничных и таможенных, так и гуманитарных вопросов[15].
Ю.Ш.Авиженис, начальник отдела согласования таможенного законодательства Таможенного департамента при Министерстве финансов Литовской Республики, обратил внимание что с 1 января 2011 г. до прибытия товара на таможенную территорию ЕС или отправления с нее в таможенные органы ЕС необходимо подать информацию о товаре в электронной форме. Для каждого вида транспорта предусмотрены сроки предварительного информирования, различаются также условия подключения к электронным системам каждой страны ЕС. Законодательство государства - члена ЕС, через границу которого осуществляется ввоз (вывоз) товара, может устанавливать санкции в случае непредставления соответствующей информации. Эти меры являются оправданными, так как приводят к прозрачности информации о том или ином виде товара[16].
М.Латти, глава сектора Восточной Европы Генерального директората по Таможенному союзу и налогообложению Европейской Комиссии, отметил, что для таможенных администраций и коммерческой деятельности в ЕС активно реализуется система EORI - одна из составных частей создаваемой в ЕС в рамках программы e-Customs, т.е. среды без бумажных носителей, электронной среды таможенного дела. Каждое из государств - членов ЕС разработало подобную национальную систему как часть единой системы[22]. Однако европейские таможенные операции в Европе являются сложнымиbecause the European Customs landscape is immense потому что Европейский пейзаж таможенных органов огромен and complex. и сложен. It includes 27 EU member states; countries Она включает в себя 27 государств-членов ЕС, странbordering on, and in frequent commerce with, EU member граничащих с ними. Каждое государство-член ЕСit own legislation to deal with national concerns. его собственное законодательство для решения национальных проблем. Although Хотяmany member states already use electronic declarations, многие государства-члены уже используют электронные декларации,many of their existing legacy systems can be monolithic, многие из их существующих систем может быть монолитной,not fully integrated and not always suitable for the но не в полной мере и не всегда подходит дляchanges demanded by a pan-European e-Customs изменения по требованию передовых стран Европейского союза.
В.Г.Шадурский, декан факультета международных отношений Белорусского государственного университета, доктор исторических наук, профессор, обратил внимание присутствующих, что реализация опыта таможенной интеграции ЕС поможет создаваемому нашими странами Таможенному союзу не повторить некоторых ошибок и избежать трудностей[16]. В настоящее время на постсоветском пространстве существует целый ряд проблем, замедляющих реализацию идеи более широкого Таможенного союза, а именно:
1) интеграционный эгоизм государств;
2) высокая сырьевая зависимость большинства стран от нескольких государств, обладающих углеводородами;
3) недостаточная привлекательность центра (ядра) интеграции - Российской Федерации;
4) неучастие в основных интеграционных объединениях Украины;
5) вмешательство третьих стран во внутренние интеграционные процессы;
6) отсутствие эффективного механизма разрешения экономических споров на постсоветском пространстве.
Одним из эффективных решений большинства указанных проблем могла бы стать единая промышленная политика в СНГ[16].
В рамках европейской программы "Таможня 2013" совершенствуется законодательство стран-членов, внедряются новейшие информационно-
Модернизация идет путем развития применяемых информационных технологий и юридической базы. Самые актуальные направления - предварительное уведомление о ввозе товаров на территорию ЕС и создание системы управления рисками. Кроме того, до последней четверти 2011 года будет проводиться работа по введению в действие положений измененного Таможенного кодекса Европейского союза.
В настоящее время отрабатывается взаимодействие, сближаются информационные системы Республики Беларусь и Европейского союза, страны лучше понимают друг друга. Предполагалось, что получение предварительной информации позволит значительно сократить время на таможенное оформление товаров в пунктах пропуска. Время, действительно, сократилось, но незначительно. Все упирается в то, что передаваемый ЕС состав данных недостаточен для процедур таможенного оформления в соответствии с белорусским законодательством. В какой-то степени это выхолащивает суть проекта. Но переговоры с европейскими коллегами продолжаются. И таможенные органы будут добиваться, чтобы пилотный проект приносил реальную выгоду для обеих сторон, создавая необходимые условия для облегчения и ускорения перемещения товаров из ЕС в Белоруссию.
Глава 3 Совершенствование системы электронного декларирования товаров и перспективы развития информационных технологий в таможенной сфере.
Сегодня в Беларуси, по данным Государственного таможенного комитета, количество документов, оформляемых за сутки в электронном виде, составляет в среднем 2,2 тыс. единиц. Около 90% всех экспортных и 40% импортных поставок оформлены с применением электронной декларации. Более 90% временного вывоза также оформляется в электронном виде, реэкспорта — 25%, количество зарегистрированных электронных статистических деклараций — 40%. В этом проекте участвуют более 1400 экспортеров. Среди них предприятия с заслуженным авторитетом и богатым опытом внешнеэкономической деятельности - РУП «Минский тракторный завод», РУП «Белорусский металлургический завод», ОАО «Минский автомобильный завод»[16].
В системе электронного декларирования товаров оформляются экспортные, импортные, статистические декларации и другие. Такой выбор неслучаен. Страна имеет торговые связи с более чем 150 государствами.
С октября 2009 года организован прием электронных таможенных деклараций в режимах временного вывоза и реэкспорта, оформляются сборные грузы и вывоз товаров по частям.
Этому предшествовала сложная, на протяжении не одного года работа по созданию информационных сетей, программного продукта, формированию необходимой нормативной базы, адаптации таможенных технологий к электронным. Государство вложило большие средства, создав для всех участников национальной экономики, независимо от формы собственности, принципиально новую схему взаимодействия с таможней.
Стратегической платформой такого сотрудничества является система электронного декларирования, организация которой базируется на принципах доверия и прозрачности[16].
В Беларуси более 500 субъектов хозяйствования, получивших такой статус, применяют упрощенный порядок таможенных операций, связанных с представлением товаров к таможенному оформления.
В декабре 2002 года создание пилотной зоны Национальной автоматизированной системы электронного декларирования вошло в Государственную программу информатизации Республики Беларусь на 2003- 2005 годы и реализована в 2010 года проект «Электронная Беларусь», а в период с 2010 до 2014 планируется реализовать проект "Электронная таможня»[22].
Для реализации амбициозного на тот момент проекта были приглашены специалисты Объединенного института проблем информатики Национальной академии наук, которые разработали технологию и специальное обеспечения.
Эффетивность внедрения системы во многом предопределила автоматизация делопроизводства. За несколько лет в таможенных органах 90 % внутреннего документооборота переведен в электронную форму.
Первую экспортную декларацию в Национальной автоматизированной системе электронного декларирования товаров оформили 2 апреля 2009 года в Минской региональной таможне. До этого надежность безбумажного таможенного оформления проверялась в режиме эксперимента, первыми участниками которого стали ОАО «Минский моторный завод» и ОАО «Керамин».
Надо сказать, что бизнес не сразу воспринял новацию. Потребовалось несколько месяцев точечной работы с каждым предприятием для формирования благоприятного социального контекста нововведения.
Одним из важных направлений в работе белорусской таможни является внедрение системы электронного декларирования товаров, главная цель которой минимизировать затраты предприятий и ускорить процедуры, связанные с таможенным оформлением. Начатый в минувшем году эксперимент в рамках Национальной автоматизированной системы электронного декларирования позволил не только сократить финансовые расходы предприятий, связанные с доставкой товаров на склады временного хранения, но и время таможенного оформления более чем в 8 раз: с 4–6 часов до 30 минут. Кстати, система создана с учетом международных стандартов в области электронного документооборота и позволяет интегрироваться с аналогичными зарубежными системами[20].
Внедрения интернет-технологии при электронном представлении сведений — одна из приоритетных задач которая была выполнена таможенными органами в 2010 г. С 2014 г. предусмотрен полный переход на безбумажный оборот и технологию представления в электронном виде таможенной декларации и документов, на основании которых она заполнена. Теперь таможенное декларирование будет производиться только в письменной и электронной формах с использованием таможенной декларации. Устная и конклюдентная формы декларирования исключены.
Сегодня 100% таможенных постов, принимающих декларации, готовы к работе по технологии электронного декларирования. Переход на Интернет-декларирование в значительной степени зависит от самих участников ВЭД, от их заинтересованности в применении информационных технологий. Отмечается рост интереса бизнес-сообщества к применению новейших технологий таможенного контроля. Таможенные органы в декабре 2010 г. ежедневно оформляли свыше 73,5 % деклараций в электронном виде, в том числе около 71,5 % — с использованием Интернета. Более 50,6 % участников ВЭД использовали интернет-декларирование[16].
Создана правовая основа для внедрения технологии удаленного выпуска товаров, которая наряду с предварительным информированием и электронным декларированием выводит таможенное администрирование на качественно новый уровень. Основой технологии удаленного выпуска является разделение процесса таможенного контроля на документальный и фактический контроль, которые осуществляют различные таможенные органы. Это позволяет сокращать поток большегрузного автотранспорта, следующего в крупные города, упрощает документооборот, снижает расходы участников ВЭД, уменьшает время проведения таможенных операций в отношении перемещаемых товаров. В перечень таможенных постов, участвующих в реализации технологии удаленного выпуска, к концу года уже входило 36 внутренних и 27 приграничных таможенных постов.
Важнейшим событием 2010 г. явились интеграционные процессы на пространстве России, Беларуси и Казахстана. В течение года осуществлялась непрерывная работа по разработке таможенного законодательства Таможенного союза, включая Таможенный кодекс Таможенного союза, международные соглашения и решения Комиссии Таможенного союза[22].
Проект "Электронная таможня" планируется реализовать в Беларуси к 2014 году. Об этом сообщил сегодня на расширенном заседании Постоянного комитета при консультативном совете по иностранным инвестициям при Совмине первый заместитель председателя Государственного таможенного комитета Владимир Гошин
По словам эксперта Владимира Гошина, 95% информации, запрашиваемой импортерами и экспортерами в министерствах, есть в таможне. "Фактически везде предоставляют одну и ту же информацию, - констатировал он. - Наша идея в том, чтобы все предоставлять единожды в электронном виде". Это и предполагает проект "Электронная таможня". Будет создано так называемое единое национальное окно, через которое предприятия смогут получать необходимую информацию[16].