Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:14, курсовая работа
Цель: Рассмотреть систему электронного декларирования товаров в таможенных органах Республики Беларусь.
Задачи работы:
Выявить принципы работы системы электронного декларирование товаров на таможнях Республики Беларусь.
Изучить основные взаимодействиях в области информационных технологий товаров на международном уровне.
Введение
Глава 1 Система электронного декларирования информационных таможенных систем Республики Беларусь
Глава 2 Основные взаимодействиях в области информационных технологий в таможенной сфере на межгосударственном уровне.
Глава 3 Совершенствование системы электронного декларирования товаров и перспективы развития информационных технологий в таможенной сфере
Заключение
Список источников и литературы
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский Государственный Университет
Исторический факультет
Кафедра источниковедения
Шавердо Артур Чеславович
Электронное декларирование товаров как фактор совершенствования таможенной сферы в Республике Беларусь
Дипломная работа студента 5 курса дневного отделения
Направление специальности: Документоведение (защита информации)
Научный руководитель: старший преподаватель
В. А. Латышева
____________________
(подпись)
«__»_____________2011 г.
Минск, 2011
Оглавление
Введение
Глава 1 Система электронного декларирования информационных таможенных систем Республики Беларусь
Глава 2 Основные взаимодействиях в области информационных технологий в таможенной сфере на межгосударственном уровне.
Глава 3 Совершенствование системы электронного декларирования товаров и перспективы развития информационных технологий в таможенной сфере
Заключение
Список источников и литературы
Приложения
Введение
Использование информационных технологий является неотъемлемой составляющей в реализации современной таможенной политики. Особую роль информационных технологий в таможенной политике подчёркивает тот факт, что в Таможенном кодексе Союзного государства [6] уделено большое значение информационным технологиям.
Вопросы информатизации общества, создания электронного правительства, организации электронной торговли в последние десятилетия вышли из сферы обсуждения в отдельных странах и рассматриваются на международных форумах руководителями крупнейших стран мира.
Интеграция в глобальную экономику сегодня в немалой степени зависит от уровня развития информационно-коммуникационных технологий, в том числе в таможенной сфере. Яркии пример введение с 1 января 2010 гола в странах Европейского союза обязательного предварительного электронного декларирования транзитных товаров, а с 1 января 2011 года всех товаров, вступление в силу Таможенного кодекса Союзных государств.
На высшем уровне диалог с Евросоюзом в области электронного обмена таможенными документами ведет Российская Федерация, так как имеет больше торговых отношений с этими странами. Республика Беларсь также неоднократно выступала с инициативой по организации предварительного электронного и информационного обмена со странами ЕС, который ввели с 1 января 2011 года.
За последние годы белорусская таможня достигла значительного развития в применении передовых IT-технологий, преследуя основную цель таможенного администрирования ускорение и упрощение таможенных процедур.
На данный момент таможенными органами ведётся огромная работа по совершенствованию и развитию электронного декларирования. Однако следует отметить что в Европе на порядок лучше поставлена работа таможенных органов с использованием новейших технологий.
Перспективы электронного декларирования определены рамках проекта "Электронная таможня". Это развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры таможенных органов, а также органов государственного управления и участников внешнеэкономической деятельности, повышение качества и доступности предоставляемых информационных услуг. "Электронная таможня" будет интегрироваться с информационными ресурсами банковской системы, государственных органов, информационными системами зарубежных таможенных служб.
Цель: Рассмотреть систему электронного декларирования товаров в таможенных органах Республики Беларусь.
Задачи работы:
Выявить принципы работы системы электронного декларирование товаров на таможнях Республики Беларусь.
Изучить основные взаимодействиях в области информационных технологий товаров на международном уровне.
Определить развитие и перспективы электронного декларирования.
Курсовая работа написана на основе следующих источников: Таможенный кодекс таможенного союза Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан [6]; Таможенный кодекс Республики Беларусь [5], который в связи с внедрением системы электронного декларирования, претерпел серьёзные изменения; Закон Республики Беларусь «Об электронном документе и электронно-цифровой подписи» [4]. Постановление Совета министров Республики Беларусь «Об особенностях таможенного декларирования товаров [2]; постановление Государственного таможенного комитета «О порядке таможенного оформления и контроля товаров в случае их декларирования в электронной форме [1]. Указ президента Республики «О статусе «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности»[7]. Постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь «О форме и порядке оформления таможенных документов, представлении таможенных и иных документов таможенным органам и порядке регистрации таких документов»[9]. Эти законодательные акты регулируют отношения в области связанных с электронным декларированием товаров как внутри Республики Беларусь, так и в отношении белорусских товаров находящихся на территории других стран.
Теоретические и практические аспекты функционирования системы электронного таможенного декларирования рассматривались в работах белорусских исследователей. Процесс внедрения и использования системы электронного декларирования рассматривает в своих работах начальник Управления информационных технологий, таможенной статистики и анализа Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Л. Кузьмич [13]. Тенденции развития электронного декларирования анализируются руководителем Центра исследования проблем управления инвестиционными и предпринимательскими рисками ГНУ «Институт экономики НАН Беларуси» кандидатом экономических наук Г. Гриц [11,12].
Кроме того, использовались Интернет ресурсы: Белорусское телеграфное агентство [16]. Информационный интернет-портал Республики Беларусь [19]. Интернет-портал официального телевидения Республики Беларусь [22]. На информационных порталах представлена информация о развитии электронного декларирования товаров, международное сотрудничество в области информационных технологий в таможенной сфере, материалы конференций связанных с перспективами развития передовых технологий в таможенной сфере Республики Беларусь и стран ближнего зарубежья. На официальных Интернет порталах государственных комитетов Белоруссии, Латвии, Литвы [17], [18], [21]. Представлены материалы касающиеся сотрудничества с соседними странами в области передовых технологий, описание рабаты и характеристики системы электронного декларирования товаров каждой из страны.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы. Во введении определяются основные цели и задачи работы, рассматриваются источники и литературы по данному вопросу. Первая глава посвящена рассмотрению вопросов связанных с роботой системы электронного декларирования в Беларуси,
Во второй главе анализируется взаимодействия в области информационных технологий в таможенной сфере.
В третьей главе рассматривается история развития системы электронного декларирования товаров, о совершенствования этой системы, и перспективы развития информационных технологий в таможенной сфере.
Глава 1 Система электронного декларирования информационных таможенных систем Республики Беларусь
Сегодня, в век информационных и компьютерных технологий, информация является основным двигателем социального прогресса. Компьютеризация проникает во все сферы жизнедеятельности общества, что, в свою очередь, приводит к изменениям в области коммуникаций и становится неотъемлемой частью нашей повседневной жизни.
Электронный обмен данными оказывает значительное влияние на экономику и политику. В нем участвуют органы государственной власти, коммерческие и некоммерческие организации, а также граждане в своих официальных и личных отношениях.
Использование электронного документа для многих юридических и физических лиц стало нормой и находит все более широкое применение в практике субъектов предпринимательской деятельности. Информационные технологии такие например как электронное декларирование товара предоставляют большие возможности для ведения бизнеса.
Электронное декларирование – это информационный обмен электронными документами между автоматизированными системами различных органов госуправления и субъектов хозяйствования в формализованном виде[6].
В рамках программы построения интегрированной телекоммуникационной сети пограничной и таможенной служб Беларуси выполнена полномасштабная модернизация телекоммуникационных сетей объектов таможенной инфраструктуры. Организованы высокоскоростные каналы связи.
Динамика роста числа оформленных электронных документов за 10 месяцев 2009 года подтверждает заинтересованность экспортеров: в марте – всего 1,5 %, около 40 % – на конец июля и, как уже отмечалось, более 75 % – в середине октября. Причем в ряде регионов данный показатель превысил 90 %, в настоящее время эти показатели превышают 90 % рубеж. Это связано преимуществом декларирования товара в электронной форме, в отличии от традиционных форм декларирования[12].
Таможенное оформление товаров с использованием декларирования в электронной форме может применяться только лицами, обладающими статусом «Добросовестный участник ВЭД» в отношении товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, не подлежащих обложению вывозными таможенными пошлинами и в отношении которых не применяются ограничения по основаниям экономического либо неэкономического характера, установленные законодательством Республики Беларусь. В случае декларирования товаров в электронной форме декларант обязан сделать следующее:
- оплатить таможенные сборы за таможенное оформление;
- произвести загрузку товаров в транспортное средство;
- наложить на транспортные средства полученные от таможенного органа средства идентификации;
- разместить товары в зоне таможенного контроля[ 13];
Представить таможенным органам следующие электронные документы, соответствующие требованиям законодательства Республики Беларусь об электронных документах: грузовую таможенную декларацию (далее – ЭГТД) и документ таможенного транзита (далее у ЭДТТ), подписанные электронной цифровой подписью. ЭГТД и ЭДТТ (далее Т документы, необходимые для таможенных целей), посредством электронного обмена информацией представляются декларантом в пункт таможенного оформления (далее – ПТО), где будет производиться таможенное оформление[там же].
Субъект хозяйствования должен приобрести соответствующее программное обеспечение. Сейчас оно стоит около 2 миллионов рублей. Кроме того, на электронные документы субъект должен накладывать свою электронно – цифровую подпись, которая бы идентифицировалась таможенными органами. То есть таможенные органы должны точно знать, от кого пришел документ. Должен быть закуплен т.н. носитель ключевой информации. Он стоит около 230 — 240 тысяч рублей[ ]. Общая стоимость не является крупной суммой, так как организация экономит намного больше, в связи с уменьшение энергетических и временных затрат связанными с оформлением товара на таможенном посту.
При таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации:
1) декларация на товары;
2) транзитная декларация;
3) пассажирская таможенная декларация;
4) декларация на транспортное средство[15].
Формы и порядок заполнения таможенной декларации определяются решением Комиссии таможенного союза.
Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств – членов таможенного союза. Этого вполне достаточно, так как даёт полную информацию о характере товара.
В качестве таможенной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой, в случаях и порядке, которые определяются настоящим Кодексом или решением Комиссии таможенного союза[16].