Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 11:51, лекция
Социально-экономическая система в любом своем виде и любой форме (общественная формация, фирма, предприятие) имеет две тенденции своего существования: функционирование и развитие.
Патиенты вырастают из эксплерентов и в зависимости от стадии развития могут быть либо близки по влиянию на рынок к эксплерентам (начальная стадия развития патиента), либо соответствовать виолентам (заключительная стадия развития патиента); как показывает практика, количество неудач у этих фирм колеблется от 40 до 80%. Это объясняется тем, что управлять патиентами или экс-плерентами — не одно и то же.
Патиенты крайне агрессивны в своих действиях
и не обращают внимания на окружающую
среду, поскольку им необходимо «захватить»
определенную нишу рынка и доказать свою
состоятельность. Эти фирмы с точки зрения
решения вопросов предотвращения кризисов
наиболее трудноуправляемы. Их агрессивность
может компенсироваться только предпринимательской
культурой всего общества.
Третий переходный период — утверждение:
закрепление позиций фирмы на рынке, появление
у нее определенных конкурентных преимуществ
и их реализация в поведении на рынке.
В этот период фирма самоутверждается
на рынке, но во внутренних процессах развития
возможно отделение от нее другой фирмы
или разделение ее на самостоятельные
фирмы. Ведь виоленты являются наиболее
крупными фирмами, оказывающими значительное
влияние на рыночную ситуацию, и для них
существует опасность кризиса. Она заключается
в обостренной конкурентной борьбе, организационной
сложности, характерной для крупных фирм,
социально-психологических моментах,
инновационной успокоенности менеджеров.
Банкротство или распад таких
фирм могут привести к
Кризис виолента не только нарушает
баланс на рынке, но и вызывает серьезные
осложнения в социальной сфере. В большинстве
стран законодательство о банкротстве,
как правило, ориентировано именно на
фирмы такого типа.
Четвертый переходный период — падение: снижение большинства важных показателей жизнедеятельности фирмы.
Вообще падение основных
Пятый переходный период - исход: окончательное разрушение фирмы, ее ликвидация тем или иным путем.
Каждый из переходных периодов, так же, как и этапы, имеет свои временные границы и качественные особенности.
Первые определяются эффективностью управления, точнее, системой антикризисного управления,
вторые — закономерной
Внутренние признаки — финансовое положение, управляемость, социально-психологическая атмосфера деятельности, интеллектуальный и инновационный потенциал, ресурсосбережение, стратегия, информационные технологии, качество персонала.
Внешние признаки — конкурентоспособность, конкурентные преимущества, имидж фирмы, региональная структура, социально-политическая позиция, международные связи, связи с общественностью (паблик рилейшнз), природные условия.
Именно сочетание всех этих свойств, выраженное в показателях функционирования фирмы, и характеризует качественную определенность этапа ее развития, а переходный период отражает последовательные изменения в определенном направлении от этапа к этапу.
Но не всякие изменения отражают переходный период. Некоторые изменения характеризуют простую неустойчивость, флуктуацию (колебания) показателей под воздействием природных или социальных условий, перипетии конкурентной борьбы, ситуации рынка и пр.
Поэтому в практике антикризисного управления очень важно уметь распознавать характер изменений в управляемых и неуправляемых процессах, отделять изменения переходного периода от изменений нормального функционирования фирмы.