Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 11:51, лекция
Социально-экономическая система в любом своем виде и любой форме (общественная формация, фирма, предприятие) имеет две тенденции своего существования: функционирование и развитие.
Такие
организации (фирмы), называемые эксплерентными
— уже некие организации, но еще не фирмы
в полном смысле этого слова.
Коллектив эксплерентной организации — это весьма инициативные люди. Лидером является человек, способный увлечь идеей, пользующийся авторитетом, имеющий сильный и волевой характер.
Это антрепренер, т.е. человек,
Второй этап — патиентный: при удачном развитии событий организация (фирма) продолжает расти и увеличиваться и вступает в новый этап (рис. 5.5). В связи с тенденциями роста требуются перестройка структуры, дифференциация функций управления, повышение эффективности деятельности. Это этап завоевания какого-либо сегмента рынка, упрочения рыночных позиций, выработки конкурентной стратегии, повышения роли маркетинга в управлении фирмой.
Чаще всего он рассматривается как этап
количественного роста, и все перестройки
в управлении фирмой связаны с количественными
изменениями. На этом этапе также существует
опасность кризиса, но она незаметна на
фоне устойчивых тенденций внутреннего
развития. Кризис здесь в основном вызывается
внешними причинами, внешними циклами
развития экономики или политическими
причинами. На этом этапе фирма может вырасти
до нескольких тысяч человек, и этот рост
оказывается оправданным, он вызывается
потребностями развития.
Третий этап - виолентный (рис.5.6): организация достигает зрелого состояния, устойчивого положения на рынке, конкурентоспособность ее высока, она чувствует себя уверенно.
Фирмы - виоленты — это фирмы с силовой стратегией, которые, как правило, работают в области большого бизнеса, характеризуются высоким уровнем освоенной технологии, массовым выпуском продукции.
Фирмы-виоленты могут быть трех видов:
- национальные,
- интернациональные и
- деструктурированные.
Национальные виоленты почти всегда организовывают венчурные, в том числе экплерентные, фирмы, связанные с разработкой нового продукта или дизайна, новыми организационными структурами продажи и производства. По оценкам специалистов, общее количество национальных виолентов в промышленной сфере не должно превышать 20%, в противном случае ослабнет «подпитка» развития новыми идеями, продукция или услуги могут быстро устаревать морально.
По достижении определенного предела (например, фирма уже утвердилась на рынке, имеются достаточные технологические и финансовые возможности) фирма, как правило, принимает решение о дальнейшем развитии в виде освоения новых рынков сбыта, организации нового производства, стратегических разработок технологии и пр.
Некоторые группы развитых национальных виолентов, несмотря на свои размеры, не утрачивают способности к быстрому росту. Они динамичны и являются наиболее яркими примерами агрессивной конкуренции в верхнем эшелоне. Особенности их позиций на рынке часто обусловлены технологическими и организационными преимуществами в конкретной области производства и экономической деятельности. Стремление полностью использовать выгоды часто заставляет эти фирмы выступать как возмутители спокойствия, делает их минимально заинтересованными в сотрудничестве с другими гигантами.
Эти компании-«слоны» нередко утрачивают былой динамизм, обретая взамен повышенную стабильность.
Стабильность обеспечивается преимущественно тремя факторами:
- большие размеры,
- диверсификация,
- наличие
широкой международной сети филиалов.
В условиях жесткой конкуренции трудно постоянно быть первым в создании новшеств, но широкий в ассортиментном и географическом отношении охват рынка позволяет менее зависеть от исхода конкурентной гонки. Ни одно новшество, реализованное соперниками, не затронет всех сегментов рынка, следовательно, всегда остаются возможности догнать конкурентов.
Часто «слоны» вполне сознательно избегают
первенства, поскольку риск первопроходства
всегда велик. Они пускают в ход свои гигантские
возможности, только в том случае, когда
успех уже наметился, и нередко при этом
оттесняют новатора.
Интернациональный виолент возникает как продолжение развития национального посредством открытия филиалов за рубежом, освоения других национальных рынков сбыта и вынужден действовать по правилам мирового рынка (рис. 5.7). Специфическая проблема России, которая не решена до настоящего времени, — это стремление более развитых в экономическом отношении стран перевести в Россию экологически грязные производства, что в конечном счете ставит под угрозу ее национальную безопасность.
Закат монополии (деструктивный виолент) связан с состоянием «неповоротливого бегемота». Сохраняя гигантский оборот, фирма постепенно утрачивает способность добиваться соразмерной прибыли, а то и начинает приносить убытки. Причинами этого могут быть распыление активности по слишком широкому кругу направлений, усложнение организационной структуры, омертвление значительной части капитала в утративших перспективу производствах.
Как правило, выход из такой ситуации — дезинвестиции, безжалостное избавление от убыточных производств и снижение издержек на сохраняемых предприятиях.
Уменьшив свои размеры, фирма получает возможность финансового оздоровления.
При этом возможно, что попавшая в полосу кризисного развития фирма утрачивает самостоятельность или медленно переходит на второстепенные роли в экономическом развитии.
Четвертый этап — коммутантный: период упадка, старения фирмы, когда наиболее значимые параметры ее жизнедеятельности заметно ухудшаются, а развитие, понимаемое как дальнейшее совершенствование, заходит в тупик. Структура имеет тенденцию к упрощению, свертыванию, а окрепшие конкуренты занимают большее жизненное пространство и более эффективны.
Так появляются фирмы-
Коммутанты работают на этапе падения цикла выпуска какого-либо вида продукции. Как правило, это фирмы, отжившие свой век и выпускающие продукцию или оказывающие услуги, либо частично устаревшие, либо имеющие ограниченный спрос (в рамках только национального или регионального рынка).
Это могут быть как крупные и средние, так и малые фирмы. Их научно-техническая политика требует принятия решений о своевременной постановке продукции на производство, о степени технологической освоенности изделий, выпускаемых виолентами, о целесообразных изменениях в них согласно требованиям специфических потребителей.
Пятый этап — леталентный:
деструктуризация фирмы, прекращение
ее существования в прежнем виде. На этом
этапе появляются фирмы-леталенты,
т.е. фирмы, распадающиеся в связи с невозможностью
их эффективного функционирования, или
фирмы, на которых происходит диверсификация
с полным изменением профиля деятельности
и полной или частичной заменой прежних
технологических процессов, а также сменой
персонала. Такие глубокие изменения,
естественно, могут породить осложнения
самого различного характера, в том числе
и ухудшение рыночных позиций.
2.3 Опасность и вероятность кризисов в цикличных тенденциях развития организации
Знания о возможности кризиса,
его проявлениях в
Возможность кризиса и
Первый переходный период - зарождение потенциала развития. Он предшествует этапу появления фирмы в качестве эксплерента. Этот период характеризуется процессами зарождения новой фирмы в уже функционирующей старой, или исходной фирме, влияя на ее жизнедеятельность - иногда болезненно, иногда благотворно. Чаще всего наблюдается переплетение положительных и отрицательных моментов.
Возникновение потенциала отдельного развития рождает опасность кризиса - но не всегда разрушительного.
Это может быть
- кризис обновления,
- кризис ускорения,
- кризис поиска.
Кризис характеризует ключевое противоречие развития. Возникновение потенциала новой фирмы, как правило, связано с общей экономической ситуацией в регионе или стране, где предполагается ее действие. Этот период похож на предпринимательство в области малого бизнеса: рождение идеи и первые осторожные действия в области в ее реализации, повышенная предпринимательская активность и повышенная вероятность промаха, отрицательного кризисного эффекта.
Кризисы при возникновении
Но если количество
В силу того, что эти фирмы
невелики по количеству занятых
и часто бесприбыльны (в особенности в
начале своей деятельности), они не могут
содержать специальную структурную единицу,
специализирующуюся на прогнозировании,
предотвращении и минимизации потерь
от кризиса. Поэтому менеджеры эксплерентных
фирм должны владеть азами прогнозирования,
теории кризисов и быть экономически грамотными.
Умение менеджеров
Исчезновение значительной части фирм,
особенно вновь возникших и получивших
юридический статус, фиксируется статистикой
многих стран. Английские исследователи
отмечают, что до конца второго года продолжает
функционировать не более 20—30%
вновь возникших фирм.
Второй переходный период - становление: реальное появление новой фирмы как самостоятельной организации в экономической среде, имеющей некоторые рыночные позиции и юридическое оформление.
Для патиентов проблемы