Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 11:51, лекция
Социально-экономическая система в любом своем виде и любой форме (общественная формация, фирма, предприятие) имеет две тенденции своего существования: функционирование и развитие.
Заочники
Дисциплина:
«Антикризисное управление».
Лекция.
2 часа.
Тема 5: «Инвестиционная политика в антикризисном управлении. Санация
предприятий»
5.1.- Инвестиционный процесс в антикризисном управлении ;
5.2.- Источники финансирования инвестиций;
5.3.- Понятие санации и ее принципы;
5.4.- Санация инвестиционного потенциала предприятия;
5.5.- Санация кадрового
потенциала;
5.1.
Инвестиционный процесс
в антикризисном управлении
Объем инвестиций — важнейший критерий устойчивого развития национальной экономики.
При анализе инвестиционной деятельности необходимо разграничивать
- инвестиции, направленные на создание реального капитала (капиталообразующие инвестиции), и
- финансовые
инвестиции.
В составе капиталообразующих инвестиций
наибольший удельный вес составляют-
капитальные вложения (инвестиции
в основные средства).
Кроме них следует выделить:
- инвестиции в нематериальные активы (патенты, лицензии, программные продукты, НИОКР и др.),
- инвестиции в оборотные средства,
- на приобретение земельных участков и объектов природопользования,
- затраты
на капитальный ремонт.
Причины, обусловливающие необходимость инвестиций, могут быть различными, но их можно сгруппировать следующим образом:
- новое строительство, связанное, как правило, с освоением новых видов деятельности;
- реконструкция,
- техническое
перевооружение или расширение действующих
предприятий.
Для обеспечения успеха антикризисной инвестиционной политики важно обеспечить связь между стратегическими и тактическими решениями в области инвестиций.
Основная цель антикризисной инвестиционной
стратегии государства — структурная
перестройка экономики.
Тактические инвестиционные решения нацелены на:
- поддержание эффективной деятельности предприятий,
- осуществление государственной финансовой поддержки неплатежеспособных предприятий (для восстановления их платежеспособности),
- финансирования реорганизационных мероприятий.
Тактические и стратегические инвестиционные
решения различаются масштабами
финансовых вложений и степенью неопределенности
результатов принимаемых решений, что
обусловливает различную степень финансовых
рисков.
Реализация государственной антикризисной стратегии должна опираться на ряд предпосылок:
- политическая и социально-экономическая стабильность в обществе;
- наличие законодательной базы для развития инвестиционного процесса, и в том числе совершенствование налогового законодательства;
- рост реальных налоговых поступлений в бюджет;
- устойчивость национальной валюты;
- снижение темпов инфляции;
- прекращение
утечки капитала из страны.
Антикризисная инвестиционная стратегия
должна быть направлена на преодоление
негативных явлений в экономике государства.
В управлении инвестиционным процессом необходимо:
А. - четко определить цели инвестирования (создание новых предприятий; техническое перевооружение и реконструкция действующих предприятий, модернизация оборудования и т.д.);
Б. - выбрать объекты инвестирования в соответствии с обозначенными приоритетами
(в современных
условиях преимущественным направлением
использования бюджетных средств является
создание относительно небольших проектов
с высокой
скоростью оборота капитала и быстрой
отдачей. В условиях кризиса в инвестиционной
сфере особую значимость приобретает
такой принцип финансирования, как получение
максимально го эффекта при минимуме затрат);
В.
- выявить реальные источники
инвестиций и с учетом определенных
возможностей создать законодательную
базу для осуществления и развития инвестиций,
в том числе иностранных.
Эти базовые условия должны обеспечить
решение основной задачи антикризисной
инвестиционной стратегии на уровне государства
— создание накоплений для обновления
основного капитала, для долгосрочного
инвестирования в реальный сектор экономики.
5.2.
Источники финансирования
инвестиций
Источниками финансирования инвестиционного процесса являются:
- собственные финансовые средства (прибыль, накопления, амортизационные отчисления, суммы, выплачиваемые страховыми органами в виде возмещения ущерба, и т.д.);
- продажа основных фондов, земельных участков и других видов активов;
- привлеченные средства от продажи акций, средства, выделяемые промышленно-финансовыми группами на безвозмездной основе, благотворительные и иные взносы;
- ассигнования из федерального (государственного) бюджета, бюджетов субъектов федерации (государства) и местных бюджетов;
- иностранные
инвестиции, предоставляемые в форме финансового
или иного участия в уставном капитале
совместных предприятий, а также в форме
прямых вложений (в денежной форме) международных
организаций и финансовых институтов,
государств, пред
приятий различных форм собственности
и частных лиц;
- различные
формы заемных средств, в том числе кредиты,
предоставляемые государством на возвратной
основе, кредиты иностранных инвесторов,
облигационные займы, векселя, кредиты
банков и других институциональных инвесторов.
Для того чтобы выполнить содержательный анализ источников инвестиционных ресурсов, сгруппируем их следующим образом (для анализа источников инвестиций выделим 4 группы):
- бюджетное финансирование (из бюджетов всех уровней);
- собственные накопления предприятий и организаций;
- иностранные инвестиции;
- различные
формы заемных средств, в том числе кредиты
банков и других институциональных инвесторов.
1. Использование бюджетов всех
уровней для финансирования инвестиционных
программ является весьма проблематичным.
Исследования в этом направлении выявили
достаточно устойчивые тенденции снижения
инвестиций в основной капитал.
2. Реального накопления собственных ресурсов предприятий, по существу, не происходит - в основном из-за достаточно высокого уровня инфляции. Рост цен в первые же годы реформ обусловил обесценение амортизационных фондов и оборотных средств предприятий. У многих предприятий не хватает финансовых ресурсов даже на поддержание объемов производства, а тем более на техническое перевооружение или увеличение выпуска продукции.
В свою очередь падение, производства приводит к уменьшению прибыли, необходимой для накопления инвестиционных ресурсов. Сегодня оборотные средства предприятий почти на 80% обеспечиваются кредитами коммерческих банков. Это приводит к тому, что большая часть прибыли уходит на выплату банковских процентов.
Для российских предприятий (в ПМР та же проблема) характерны:
- высокие издержки и низкая рентабельность производства,
- высокий уровень износа и устаревания оборудования,
- потеря достаточно весомой части высококвалифицированного персонала,
- рост
дебиторской и кредиторской задолженности,
что не может не приводить
к сокращению реальной
базы для накоплений
и инвестиций.
3. Возможность оживить инвестиционные процессы зачастую связывают с активным привлечением иностранных инвестиций.
Однако зарубежные инвесторы предпочитают вкладывать деньги в экспортно-ориентированные отрасли, а также в предприятия торговли и сервиса.
Следует
также учесть, что большая часть
иностранных инвестиций носит рисковый
и относительно краткосрочный характер.
Кроме того, поведение иностранных инвесторов
чрезвычайно подвержено влиянию многих
экономических, политических и психологических
факторов.
4. Банковские кредиты как источник финансовых ресурсов используются слабо, особенно для долгосрочного кредитования. Это было связано с высокими процентными ставками, что ограничивает возможности привлечения кредитов предприятиями, и высокими рисками кредитования, что крайне ограничивало возможности долгосрочного кредитования для банков.
Размер сбережений населения оценивается весьма приближенно, т.к. их большая часть находится в наличной форме у населения, а доверие к различным финансовым учреждениям подорвано.
В рыночной экономике банковская система играет важнейшую роль в концентрации денежных накоплений в обществе и обеспечении их наиболее эффективного инвестирования.
Поэтому именно банки должны убедить население,
что оно не только должно иметь стимул
накопления, но и может доверять тому механизму,
который заставит эти накопления эффективно
работать. Это является ключевым фактором
мобилизации финансовых ресурсов для
обеспечения развития экономики.
Таким образом, в сложившейся ситуации
необходимо стимулировать процесс создания
накоплений, т.к. реальный рост инвестиций
возможен главным образом за счет внутренних
источников — накоплений
предприятий и мобилизации
средств населения.
5.3. Понятие
санации и ее принципы
В законе «О банкротстве (несостоятельности) предприятий» используется понятие «досудебная санация» — единовременное выделение денежных средств внешним инвестором на оздоровление и предотвращение банкротства предприятия.
Причем, сумма выделенных средств должна быть значительной, чтобы ее хватило на погашение денежных обязательств и восстановление платежеспособности должника.
Целесообразно использовать более широкое понятие санации, которая может проводиться на любом этапе развития предприятия, в том числе и при процедурах банкротства (финансовом оздоровлении и внешнем управлении). К санации должно быть привлечено как можно больше инвестиционных источников, как внешних, так и внутренних, для периодического пополнения средств и снижения общего инвестиционного риска.
Таким образом, санация — это комплекс реорганизационных мероприятий по восстановлению платежеспособности предприятия, его жизнестойкости, предупреждению банкротства.
Проведение санации базируется на следующих принципах: