Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 13:10, курсовая работа
С каждым годом Россия все больше вливается в цивилизованную мировую экономику. Строже становятся «правила игры» на российском рынке и «прозрачнее» – механизмы взаимодействия. Но, наряду с возрастающей упорядоченностью, все более ожесточается конкуренция, причем как со стороны отечественных компаний, так и со стороны зарубежных, которые уже достаточно уверенно чувствуют себя на российском рынке. Чтобы не просто удержаться «на плаву», но и успешно развиваться в нынешних условиях, стать конкурентоспособными и привлекательными для инвесторов, компаниям волей-неволей приходится задумываться о повышении эффективности работы и снижении издержек.
Введение………………………………………………….………………….. 3
Глава_1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ_ОСНОВЫ_СТРУКТУРНОГО
ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ……………………………… 5
1.1 Причины совершенствования организационных структур…….…...….5
1.2 Сущность и анализ основных типов и видов
структур……..………..….. 11
Глава_2. ХАРАКТЕРИСТИКА_ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ_КОМПАНИИ «ПФАЙЗЕР»_
В_РОССИИ …………………………..……….…. 27
2.1 Исследование и анализ структуры системы
управления «Пфайзер» 29
2.2 Общая характеристика фармацевтического рынка
Российской Федерации……………………………………………….. 38
Заключение………………………….…………..………………………… 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .………….…………..…… 44
Стратегические
единицы бизнеса представляют собой
организационные единицы
Таблица 33 - Преимущества и недостатки дивизиональной структуры управления
Преимущества |
Недостатки дивизиональной структуры |
|
|
Следует отметить, что наиболее эффективно использование дивизиональных структур управления при следующих условиях:
Однако, при всех «плюсах» дивизиональных структур, они не лишены и изъянов. Сравним достоинства и недостатки рассматриваемой структуры, сгруппированные в таблице 3. Таким образом, используя данную структуру, можно воплотить большую часть идей современной философии качества. Однако достоинства дивизионных структур перевешивают их недостатки только в периоды достаточно стабильного существования, при нестабильном окружении они рискуют повторить судьбу динозавров.
Органический (адаптивный) тип структур управления.
Адаптивные организационные структуры, как правило, характеризуются следующими признаками:
При
внедрении этих структур необходимо
одновременно изменять и взаимоотношения
между подразделениями
Одной из последних разработок, развивающих идею гибких органических структур управления, является их построение в форме перевернутой пирамиды, в которой на верхний уровень иерархии выведены специалисты-профессионалы, в то время как руководитель организации находится в нижней части схемы. Такие структуры могут использоваться там, где профессионалы имеют опыт и знания, дающие им возможность действовать независимо и квалифицированно удовлетворять потребности клиентов. Прежде всего, это относится к организациям здравоохранения и образования, где сконцентрировано большое число специалистов, работающих самостоятельно при поддержке вспомогательного или обслуживающего персонала (см. рис. 6).
Рис.6 –
Перевернутая пирамида организационной
структуры управления организацией
Проектные структуры управления – это структуры управления комплексными видами деятельности, которые из-за их решающего значения для компании требуют обеспечения непрерывного координирующего и интегрирующего воздействия при жестких ограничениях по затратам, срокам и качеству работ.
Проектные структуры в компании, как правило, применяются тогда, когда возникает необходимость разработать и осуществить организационный проект комплексного характера, охватывающий, с одной стороны, решение широкого круга специализированных технических, экономических, социальных и иных вопросов, и, с другой стороны, деятельность различных функциональных и линейных подразделений. К организационным проектам можно отнести любые процессы целенаправленных изменений в системе (реконструкцию производства, разработку и освоение новых видов продукции и технологических процессов, строительство объектов). Управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию выполнения работ, координацию действий исполнителей.
Под проектной структурой управления понимается временная структура, создаваемая для решения конкретной комплексной задачи (разработки проекта и его реализации). Смысл проектной структуры управления состоит в том, чтобы собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников разных профессий для осуществления сложного проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества и в рамках выделенных для этой цели материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
После выполнения проекта структура проекта распадается, ее компоненты, включая сотрудников, переходят в новый проект или увольняются (если они работали на контрактной основе). По форме структура управления по проектам может соответствовать как бригадной (кросс-функциональной) структуре, так и дивизиональной структуре, в которой определенный дивизион (отделение) существует не постоянно, а на срок выполнения проекта.
Существует
несколько типов проектных
Рис.7 –
Одна из разновидностей проектных структур
управления
В состав группы обычно включаются различные специалисты, в том числе по управлению работами. Руководитель проекта наделяется так называемыми проектными полномочиями, охватывающими ответственность за планирование, составление графика и ход выполнения работ, расходование выделенных средств, а также за материальное поощрение работающих.
В связи с этим большое значение приобретает умение руководителя разработать концепцию управления проектом, распределить задачи между членами группы, четко наметить приоритеты и конструктивно подойти к разрешению конфликтов.
Сравним достоинства и недостатки такого вида структур управления, сгруппированные в таблице 4.
Таблица 44 - Преимущества и недостатки управления по проектам
Преимущества
структуры управления
по проектам |
Недостатки
структуры управления
по проектам |
|
|
Таким образом, преимущества рассматриваемой структуры перевешивают недостатки на предприятиях лишь с небольшим числом одновременно выполняемых проектов. Возможности воплощения принципов современной философии качества определяются формой управления проектами.
Матричная
(программно-целевая) структура управления
отражает закрепление в организационном
построении фирмы двух направлений руководства,
двух организационных альтернатив. Вертикальное
направление – управление функциональными
и линейными структурными подразделениями
компании. Горизонтальное – управление
отдельными проектами, программами, продуктами,
для реализации которых привлекаются
человеческие и иные ресурсы различных
подразделений компании (см. рис. 8).
Рис.8 – Укрупненная
схема матричной структуры управления
Матричная структура управления может быть охарактеризована как «решетчатая» организация, построенная на основе принципа двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю функционального подразделения, которое предоставляет персонал и другие ресурсы руководителю проекта (или целевой программы), с другой – руководителю временной группы, который наделен необходимыми полномочиями и несет ответственность за сроки, качество и ресурсы. При такой структуре устанавливается разделение прав менеджеров, осуществляющих управление подразделениями, и менеджеров, руководящих выполнением проекта, и важнейшей задачей высшего руководящего состава компании в этих условиях становится поддержание баланса между двумя организационными альтернативами.
Основополагающим принципом построения организационных структур управления в матричном подходе является не совершенствование организационных структур управления, а улучшение их взаимодействия в целях реализации того или иного проекта или эффективного решения определенной проблемы.
Главным принципом формирования матричной структуры является развитая сеть горизонтальных связей, многочисленные пересечения которых с вертикальной иерархией образуются за счет взаимодействия руководителей проектов с руководителями функциональных и линейных подразделений.
Пример матричной программно – целевой структуры управления приведен на рисунке 9 страницы 31.
Хотя приведено достаточно недостатков этого вида структур, масштабы их применения или использования отдельных элементов матричного подхода в компаниях довольно значительные. При этом следует помнить, что переход к матричным структурам, как правило, охватывает не всю компанию, а лишь какую-то часть.