Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 15:02, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить, кто и как защищает интересы участников внешнеэкономической деятельности. В связи с поставленной целью определены следующие задачи: - рассмотреть теоретические аспекты темы; - проанализировать законодательную базу по защите внешнеэкономической деятельности России; - проанализировать мировой рынок;- рассмотреть внешнеэкономическую деятельность на примере лесопромышленного комплекса.
Введение………………………………………………………..с.1
Глава1. Защита экономических интересов участников ВЭД
§1.Участники Внешнеэкономической деятельности и их классификация…………………………………………………с.1-4
§2. Законодательная база по защите Внешнеэкономической деятельности России…………………………………………..с.4-6
§3. Защитные меры, применяемые при регулировании Внешнеэкономической деятельности………………………...с.6-12
Глава. 2Анализ мирового рынка по защите экономических интересов участников ВЭД
§1. Роль международных организаций в регулировании ВЭД…………………………………………………………....с.12-16
§2.Международный опыт обеспечения защиты экономической безопасности внешнеторговой деятельности………………с.16-23
Глава 3. Внешнеэкономическая деятельность лесопромышленного комплекса
§1. Экономический потенциал лесопромышленного комплекса России на международном рынке……………………………………………………….с. 23-26
§2. Поддержка и защита экспорта ……………………………………………………………….с.26-29
§3. Положительные и отрицательные тенеденции внешней торговли России лесом…………………………………….с. 29-31
Заключение………………………………………………...
Лесной сектор экономики России традиционно подразделяется на две части: лесопромышленный комплекс и лесное хозяйство. Оба понятия включают собственно лесную, целлюлозно-бумажную и деревообрабатывающую промышленность и систему управления лесным государственным хозяйством. Лесная промышленность в этом контексте включает деятельность, связанную с лесозаготовками.
Лесная промышленность объединяет лесозаготовительные, деревообрабатывающие, целлюлозно-бумажные лесохимические предприятия.
Лесопромышленный комплекс всегда являлся неконцентрированной отраслью народного хозяйства, разобщенный по многочисленным ведомствам и десяткам тысяч предприятий. Такое состояние в современных условиях приобретает определенную положительную основу для создания конкурентоспособной продукции и выхода на мировые рынки.
Экономический потенциал предприятий лесной промышленности России на международном рынке во многом определяется размещением лесных ресурсов.
В лесах России заготавливают разнообразные ассортименты древесины, имеющие ценность как на внутреннем так и на мировом рынке.
Несмотря на то, что возможности лесопромышленного комплекса достаточно значительны, все же в 2003 г. функционировало 1 447 убыточных предприятий. Доля убыточных предприятий в лесопромышленном комплексе составляет порядка 53%, при том, что в целом по промышленности этот показатель равен 40,6%. Доля переработки древесины в структуре российского экспорта составляет около 40 %. Экспорт круглого леса из России в 2011 г., на базе оперативных данных ФТС РФ, с оценкой торговли в рамках Таможенного союза, составил 21,2 млн. куб. м против 21,3 млн. куб. м в 2010 г. Заготовкой древесины в России занимаются 74 ведомства, корпорации, ассоциации, акционерные общества и организации, которые имеют в своем составе 12 тыс. предприятий и участков.
Россия относится к основным экспортерам лесобумажной продукции, также как и экономически развитые страны (Канада, США, скандинавские страны). Однако доля предприятий лесной промышленности в общем объеме производства промышленной продукции и экспорта России все еще крайне недостаточна и в целом не превышает 5 %.
В 2011 г. можно наблюдать
оживление в лесной отрасли. Значения
показателей по производству, экспорту/импорту
значительно выросли в последни
Сегодня среди двухсот крупнейших российских предприятий можно назвать 9 лесопромышленных корпораций с большим объёмом реализации. К ним относятся, прежде всего, Сыктывкарский ЛПК, Архангельский ЦБК АО «Волга», «Континентальинвест», «Соликамскбумпром», «Кондопога», «Светогорск», Сегежский ЦБК.
В номенклатуре международной
торговли лесоматериалы занимают по
стоимости четвертое место
§2. Поддержка и защита экспорта
Внешнеторговая политика в области лесной промышленности будет направлена на интеграцию в мировую экономику, усиление позиций отечественных товаропроизводителей на рынках лесобумажной продукции.
В целях поддержки экспорта продукции глубокой переработки древесины и защиты отечественных производителей на внутреннем рынке предусматривается оптимизация таможенных пошлин на лесобумажную продукцию, снижение ставок таможенных пошлин на ввозимое технологическое оборудование, не производимое в Российской Федерации.
Российская Федерация заинтересована в равноправном участии в
международных экономических отношениях, которые в значительной мере регулируются нормами и правилами Всемирной торговой организации (ВТО).
Вступление в ВТО позволило получить возможность участвовать в мировой торговле на общепринятых и равных условиях, повысить инвестиционную привлекательность отрасли, приблизить отечественные технические стандарты на лесобумажную продукцию к международным нормам.
Вместе с тем присоединение к ВТО сопряжено с необходимостью проведения ряда мер по защите отечественных производителей.[ 23]
Кроме этого, в лесном хозяйстве страны присутствуют значительные по своим масштабам незаконные рубки леса, что неизбежно ведет к непрозрачности продвижения лесной продукции, как на внутреннем рынке, так и на экспорт.
Применение различных систем добровольной лесной сертификации, создание единой базы данных по учету и контролю над лесозаготовками, организация электронной биржи с обязательной фиксацией всех сделок купли-продажи лесных ресурсов, обоснованное ценообразование, рациональное налогообложение и достаточное финансирование в лесной отрасли, – таковы лишь некоторые возможные меры, принятие которых позволит решить сложные вопросы одной из важнейших отраслей экономики России и будет способствовать устранению существующих экономических барьеров на пути продвижения отечественной лесопродукции на внешние рынки.
Лесная промышленность России в целом является прибыльной, наиболее активно развиваются те отрасли отечественного ЛПК, которые находятся в сфере экономических интересов крупных вертикально-интегрированных компаний, где наблюдается активная деятельность мощных российских инвесторов. Это позволяет осуществить полноценное инвестиционное наполнение крупных экономически значимых проектов, обеспечить координацию всех базовых составляющих многоуровневой транспортно-производственной схемы отрасли, активизировать внешнеэкономическую деятельность российского ЛПК, укрепить его позиции и повысить авторитет России на международном рынке леса.
Однако большинство предприятий в настоящее время мало способно к модернизации и развитию экологически чистых производств, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная отрасли, работают ниже своих возможностей. Необходимо сосредоточить максимум усилий и средств на создании высокопродуктивных плантационных лесов, позаботиться о повышении эффективности находящихся здесь производств, решить проблемы инвестирования в развитие огромных неосвоенных территорий посредством принятия соглашений о разделе продукции и механизма деятельности концессий.
Эффективное управление ЛПК России требует принятия мер, направленных на укрепление координации деятельности не только лесного хозяйства и отраслей переработки, но и внутри лесоперерабатывающих подотраслей. Сохранение и укрепление позиций государства в интересах бережного лесопользования и восстановления лесов, а также в сфере внешнеторговой деятельности и международных контактов ЛПК не противоречит общей тенденции либерализации функционирования российской экономики и полностью согласуется с мировой практикой лесопользования.
Создание управленческой структурной вертикали – Министерство природных ресурсов РФ – Федеральное агентство лесного хозяйства – Лесная инспекция – в значительной степени соответствует мировому опыту в вопросах государственного регулирования лесной отрасли, т. к. позволяет четко разделить функции органов управления, ведения хозяйства и надзора, а также распределить полномочия и определить сферы ответственности федерального центра и субъектов РФ. [16, с. 115-117]
Рациональное управление лесами в условиях рыночной экономики должно обеспечить баланс экономических интересов всех бизнес партнеров, связанных с лесом: государства, крупных отечественных и иностранных инвесторов, частных предпринимателей, арендаторов. Но большие капиталы, способные менеджеры и честные труженики придут в лесную отрасль только тогда, когда в ней будет действовать разумное законодательство, будет создан благоприятный долгосрочный инвестиционный климат, будут активно работать экономические рычаги и механизмы.
При сохранении федеральной собственности на леса, необходимо менять устаревшие формы и методы административного управления, проводить аукционы, конкурсы, вводить долгосрочную аренду, концессии.
Наиболее приемлемой для нынешнего этапа развития ЛПК России является модель государственно-частного партнерства в форме концессий. Такая модель дает возможность сохранить государственное регулирование и, одновременно с этим, привлечь в лесную отрасль значительные инвестиционные потоки.
Предлагаемые
механизмы повышения
С принятием нового Лесного кодекса сделан серьезный шаг в решении вопросов организации лесных отношений на территории России, особенно в части разграничения полномочий между органами власти, как по горизонтали, так и по вертикали, а именно – между органами федеральной власти, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.
Новые правовые акты направлены на создание эффективной системы использования лесного фонда России. Новое лесное законодательство ориентировано на то, чтобы арендатор приходил в бизнес с долгосрочными инвестиционными интересами, с ответственным и заинтересованным отношением к сбережению и воспроизводству лесов.
§3. Положительные и отрицательные тенденции внешней торговли России лесом.
К позитивным тенденциям относятся следующие:
глобализация и
высокая активность внешней торговли России в лесной сфере, чему способствовали принятые в 2002–2005 г.г. правительством РФ принципиально важные решения об уменьшении или полной отмене ставок вывозных таможенных пошлин на многие виды лесобумажной продукции;
стимулирование лесного экспорта в качестве важной сферы торговой политики государства: правительством РФ разработаны основные направления государственной поддержки экспорта промышленной продукции, важнейшее значение среди которых имеют финансовые механизмы, предоставление государственных гарантий от политических и долгосрочных коммерческих рисков; возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам;
увеличение пошлин на вывоз круглого леса и их снижение на лесную продукцию более высокой переработки, что стимулирует иностранных инвесторов.
К негативным тенденциям внешнеторговой деятельности России в лесной сфере можно отнести следующие:
сохранение сырьевой
направленности экспорта лесоматериалов
России: экспорт круглых
значительный разрыв между российскими экспортными ценами на круглые лесоматериалы и ценами на внутренних рынках импортеров, что приводит к развитию криминально-теневых схем ухода от налогов и спекуляции лесоматериалами. Этим пользуются недобросовестные лесозаготовители, организуя на территории зарубежных стран фиктивные фирмы, от незаконной деятельности которых страдают добросовестные лесозаготовители;
во внешней торговле российскими лесоматериалами сложилась криминальная обстановка: одновременно с ростом официальных лесозаготовок увеличиваются объемы незаконно заготовленной в лесах древесины и все большее ее количество поступает на мировой рынок;
сохранению негативных аспектов во внешней торговле лесом способствует крайне запутанная система российской таможенной классификации лесоматериалов;
исходя из всестороннего
анализа состояния
Значительное сокращение сырьевой составляющей и фундаментальное совершенствование структуры российского экспорта лесоматериалов потребует реализации серьёзных инвестиционных программ по развитию в Российской Федерации производства продукции глубокой механической и химической переработки древесины, сопоставимой по качественным показателям с аналогичной продукцией мирового уровня. [23]
Заключение
Итак, к участникам ВЭД относятся: Международные организации, государство, агенты валютного контроля, экспортёры, импортёры и посредники.
Общую правовую базу регулирования ВЭД в России составляют законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, различные нормативные акты соответствующих министерств и ведомств.
Органом, на который
непосредственно возлагается
Информация о работе Защита экономических интересов участников ВЭД