Защита экономических интересов участников ВЭД

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определить, кто и как защищает интересы участников внешнеэкономической деятельности. В связи с поставленной целью определены следующие задачи: - рассмотреть теоретические аспекты темы; - проанализировать законодательную базу по защите внешнеэкономической деятельности России; - проанализировать мировой рынок;- рассмотреть внешнеэкономическую деятельность на примере лесопромышленного комплекса.

Содержание

Введение………………………………………………………..с.1
Глава1. Защита экономических интересов участников ВЭД
§1.Участники Внешнеэкономической деятельности и их классификация…………………………………………………с.1-4
§2. Законодательная база по защите Внешнеэкономической деятельности России…………………………………………..с.4-6
§3. Защитные меры, применяемые при регулировании Внешнеэкономической деятельности………………………...с.6-12
Глава. 2Анализ мирового рынка по защите экономических интересов участников ВЭД
§1. Роль международных организаций в регулировании ВЭД…………………………………………………………....с.12-16
§2.Международный опыт обеспечения защиты экономической безопасности внешнеторговой деятельности………………с.16-23
Глава 3. Внешнеэкономическая деятельность лесопромышленного комплекса
§1. Экономический потенциал лесопромышленного комплекса России на международном рынке……………………………………………………….с. 23-26
§2. Поддержка и защита экспорта ……………………………………………………………….с.26-29
§3. Положительные и отрицательные тенеденции внешней торговли России лесом…………………………………….с. 29-31
Заключение………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК ПО ВЭД.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

Лесной сектор экономики  России традиционно подразделяется на две части: лесопромышленный комплекс и лесное хозяйство. Оба понятия  включают собственно лесную, целлюлозно-бумажную и деревообрабатывающую промышленность и систему управления лесным государственным хозяйством. Лесная промышленность в этом контексте включает деятельность, связанную с лесозаготовками.

Лесная промышленность объединяет лесозаготовительные, деревообрабатывающие, целлюлозно-бумажные лесохимические предприятия.

   Лесопромышленный комплекс всегда являлся неконцентрированной отраслью народного хозяйства, разобщенный по многочисленным ведомствам и десяткам тысяч предприятий. Такое состояние в современных условиях приобретает определенную положительную основу для создания конкурентоспособной продукции и выхода на мировые рынки.

Экономический потенциал  предприятий лесной промышленности России на международном рынке во многом определяется размещением лесных ресурсов.

В лесах России заготавливают  разнообразные ассортименты древесины, имеющие ценность как на внутреннем так и на мировом рынке.

Несмотря на то, что  возможности лесопромышленного  комплекса достаточно значительны, все же в 2003 г. функционировало 1 447 убыточных предприятий. Доля убыточных предприятий в лесопромышленном комплексе составляет порядка 53%, при том, что в целом по промышленности этот показатель равен 40,6%. Доля переработки древесины в структуре российского экспорта составляет около 40 %. Экспорт круглого леса из России в 2011 г., на базе оперативных данных ФТС РФ, с оценкой торговли в рамках Таможенного союза, составил 21,2 млн. куб. м против 21,3 млн. куб. м в 2010 г. Заготовкой древесины в России занимаются 74 ведомства, корпорации, ассоциации, акционерные общества и организации, которые имеют в своем составе 12 тыс. предприятий и участков.

Россия относится к  основным экспортерам лесобумажной продукции, также как и экономически развитые страны (Канада, США, скандинавские  страны). Однако доля предприятий лесной промышленности в общем объеме производства промышленной продукции и экспорта России все еще крайне недостаточна и в целом не превышает 5 %.

В 2011 г. можно наблюдать  оживление в лесной отрасли. Значения показателей по производству, экспорту/импорту  значительно выросли в последние 2 года и продолжают расти в 2013 г.

  • Крупнейшие производители мира – США, Канада, Россия, Бразилия, Китай и Швеция.
  • Основные мировые экспортеры деловой древесины – Россия, США, Германия, Малайзия, Новая Зеландия и Канада.
  • Крупнейшие мировые импортеры деловой древесины – Китай, Финляндия, Япония, Швеция и Австрия.[24]

 

Сегодня среди двухсот  крупнейших российских предприятий  можно назвать 9 лесопромышленных корпораций с большим объёмом реализации. К ним относятся, прежде всего, Сыктывкарский ЛПК, Архангельский ЦБК АО «Волга», «Континентальинвест», «Соликамскбумпром», «Кондопога», «Светогорск», Сегежский ЦБК.

В номенклатуре международной  торговли лесоматериалы занимают по стоимости четвертое место после  нефти и нефтепродуктов, машин, оборудования, газа.[22 ]

 

 

§2. Поддержка и защита экспорта

 

   Внешнеторговая политика в  области  лесной  промышленности  будет направлена   на  интеграцию  в  мировую  экономику,  усиление  позиций отечественных товаропроизводителей на рынках лесобумажной продукции.

   В  целях   поддержки  экспорта   продукции  глубокой  переработки древесины и  защиты отечественных  производителей на  внутреннем рынке предусматривается  оптимизация   таможенных  пошлин   на  лесобумажную продукцию,   снижение    ставок   таможенных    пошлин   на   ввозимое технологическое оборудование, не производимое в Российской Федерации.

   Российская Федерация  заинтересована  в  равноправном  участии  в

международных экономических  отношениях, которые  в значительной  мере регулируются нормами и правилами Всемирной торговой организации (ВТО).

   Вступление в ВТО позволило  получить  возможность участвовать в мировой  торговле   на  общепринятых   и  равных   условиях,  повысить инвестиционную  привлекательность  отрасли,  приблизить  отечественные технические  стандарты   на  лесобумажную  продукцию  к  международным нормам.

   Вместе с  тем присоединение  к  ВТО  сопряжено  с  необходимостью проведения ряда мер по защите отечественных производителей.[ 23]

   Кроме этого, в лесном хозяйстве страны присутствуют значительные по своим масштабам незаконные рубки леса, что неизбежно ведет к непрозрачности продвижения лесной продукции, как на внутреннем рынке, так и на экспорт.

Применение различных  систем добровольной лесной сертификации, создание единой базы данных по учету и контролю над лесозаготовками, организация электронной биржи с обязательной фиксацией всех сделок купли-продажи лесных ресурсов, обоснованное ценообразование, рациональное налогообложение и достаточное финансирование в лесной отрасли, – таковы лишь некоторые возможные меры, принятие которых позволит решить сложные вопросы одной из важнейших отраслей экономики России и будет способствовать устранению существующих экономических барьеров на пути продвижения отечественной лесопродукции на внешние рынки.

   Лесная промышленность России в целом является прибыльной, наиболее активно развиваются те отрасли отечественного ЛПК, которые находятся в сфере экономических интересов крупных вертикально-интегрированных компаний, где наблюдается активная деятельность мощных российских инвесторов. Это позволяет осуществить полноценное инвестиционное наполнение крупных экономически значимых проектов, обеспечить координацию всех базовых составляющих многоуровневой транспортно-производственной схемы отрасли, активизировать внешнеэкономическую деятельность российского ЛПК, укрепить его позиции и повысить авторитет России на международном рынке леса.

   Однако большинство предприятий в настоящее время мало способно к модернизации и развитию экологически чистых производств, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная отрасли, работают ниже своих возможностей. Необходимо сосредоточить максимум усилий и средств на создании высокопродуктивных плантационных лесов, позаботиться о повышении эффективности находящихся здесь производств, решить проблемы инвестирования в развитие огромных неосвоенных территорий посредством принятия соглашений о разделе продукции и механизма деятельности концессий.

   Эффективное управление ЛПК России требует принятия мер, направленных на укрепление координации деятельности не только лесного хозяйства и отраслей переработки, но и внутри лесоперерабатывающих подотраслей. Сохранение и укрепление позиций государства в интересах бережного лесопользования и восстановления лесов, а также в сфере внешнеторговой деятельности и международных контактов ЛПК не противоречит общей тенденции либерализации функционирования российской экономики и полностью согласуется с мировой практикой лесопользования.

   Создание управленческой структурной вертикали – Министерство природных ресурсов РФ – Федеральное агентство лесного хозяйства – Лесная инспекция – в значительной степени соответствует мировому опыту в вопросах государственного регулирования лесной отрасли, т. к. позволяет четко разделить функции органов управления, ведения хозяйства и надзора, а также распределить полномочия и определить сферы ответственности федерального центра и субъектов РФ. [16, с. 115-117]

 

   Рациональное управление лесами в условиях рыночной экономики должно обеспечить баланс экономических интересов всех бизнес партнеров, связанных с лесом: государства, крупных отечественных и иностранных инвесторов, частных предпринимателей, арендаторов. Но большие капиталы, способные менеджеры и честные труженики придут в лесную отрасль только тогда, когда в ней будет действовать разумное законодательство, будет создан благоприятный долгосрочный инвестиционный климат, будут активно работать экономические рычаги и механизмы.

При сохранении федеральной  собственности на леса, необходимо менять устаревшие формы и методы административного управления, проводить аукционы, конкурсы, вводить долгосрочную аренду, концессии.

Наиболее приемлемой для нынешнего этапа развития ЛПК России является модель государственно-частного партнерства в форме концессий. Такая модель дает возможность сохранить государственное регулирование и, одновременно с этим, привлечь в лесную отрасль значительные инвестиционные потоки.

Предлагаемые  механизмы повышения эффективности  лесопромышленного комплекса и  его внешнеэкономического потенциала базируются на новых законах (новый Лесной кодекс, Закон о концессиях в лесной промышленности, Закон о частной собственности на землю) и предполагают корректировку старых законодательных актов (Налоговый, Таможенный, Земельный кодексы).[ 19, с. 243]

   С принятием нового Лесного кодекса сделан серьезный шаг в решении вопросов организации лесных отношений на территории России, особенно в части разграничения полномочий между органами власти, как по горизонтали, так и по вертикали, а именно – между органами федеральной власти, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Новые правовые акты направлены на создание эффективной системы  использования лесного фонда  России. Новое лесное законодательство ориентировано на то, чтобы арендатор приходил в бизнес с долгосрочными инвестиционными интересами, с ответственным и заинтересованным отношением к сбережению и воспроизводству лесов.

§3. Положительные и отрицательные тенденции внешней торговли России лесом.

 К позитивным  тенденциям относятся следующие:

глобализация и интернационализация  российского ЛПК, его исключительная значимость для покрытия мировой  потребности в деловой древесине, которая к 2020 году вырастет, по прогнозам  ученых, примерно, на 100 млн. куб.

высокая активность внешней торговли России в лесной сфере, чему способствовали принятые в 2002–2005 г.г. правительством РФ принципиально важные решения об уменьшении или полной отмене ставок вывозных таможенных пошлин на многие виды лесобумажной продукции;

стимулирование лесного экспорта в качестве важной сферы торговой политики государства: правительством РФ разработаны основные направления государственной поддержки экспорта промышленной продукции, важнейшее значение среди которых имеют финансовые механизмы, предоставление государственных гарантий от политических и долгосрочных коммерческих рисков; возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам;

увеличение пошлин на вывоз круглого леса и их снижение на лесную продукцию более высокой  переработки, что стимулирует иностранных инвесторов.

К негативным тенденциям внешнеторговой деятельности России в лесной сфере можно отнести  следующие:

сохранение сырьевой направленности экспорта лесоматериалов России: экспорт круглых лесоматериалов составляет в среднем около 30% от общего объема производства лесной продукции, отправляемой на экспорт;

значительный разрыв между российскими экспортными  ценами на круглые лесоматериалы и ценами на внутренних рынках импортеров, что приводит к развитию криминально-теневых схем ухода от налогов и спекуляции лесоматериалами. Этим пользуются недобросовестные лесозаготовители, организуя на территории зарубежных стран фиктивные фирмы, от незаконной деятельности которых страдают добросовестные лесозаготовители;

во внешней торговле российскими лесоматериалами сложилась криминальная обстановка: одновременно с ростом официальных лесозаготовок увеличиваются объемы незаконно заготовленной в лесах древесины и все большее ее количество поступает на мировой рынок;

сохранению негативных аспектов во внешней торговле лесом способствует крайне запутанная система российской  таможенной классификации лесоматериалов;

исходя из всестороннего  анализа состояния внешнеторгового  обмена лесоматериалами с КНР, можно  сделать вывод о том, что в  торговле лесом с Китаем России отведена роль сырьевого источника, поставляющего в КНР круглые лесоматериалы достаточно высокого качества по заведомо низким ценам.

   Значительное сокращение сырьевой составляющей и фундаментальное совершенствование структуры российского экспорта лесоматериалов потребует реализации серьёзных инвестиционных программ по развитию в Российской Федерации производства продукции глубокой механической и химической переработки древесины, сопоставимой по качественным показателям с аналогичной продукцией мирового уровня. [23]

 

Заключение

Итак, к участникам ВЭД  относятся: Международные организации, государство, агенты валютного контроля, экспортёры, импортёры и посредники.

Общую правовую базу регулирования ВЭД в России составляют законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, различные нормативные акты соответствующих министерств и ведомств.

Органом, на который  непосредственно возлагается координация  и регулирование внешнеэкономической  деятельности в государстве является Министерство экономического развития РФ.

Информация о работе Защита экономических интересов участников ВЭД