Защита экономических интересов участников ВЭД

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определить, кто и как защищает интересы участников внешнеэкономической деятельности. В связи с поставленной целью определены следующие задачи: - рассмотреть теоретические аспекты темы; - проанализировать законодательную базу по защите внешнеэкономической деятельности России; - проанализировать мировой рынок;- рассмотреть внешнеэкономическую деятельность на примере лесопромышленного комплекса.

Содержание

Введение………………………………………………………..с.1
Глава1. Защита экономических интересов участников ВЭД
§1.Участники Внешнеэкономической деятельности и их классификация…………………………………………………с.1-4
§2. Законодательная база по защите Внешнеэкономической деятельности России…………………………………………..с.4-6
§3. Защитные меры, применяемые при регулировании Внешнеэкономической деятельности………………………...с.6-12
Глава. 2Анализ мирового рынка по защите экономических интересов участников ВЭД
§1. Роль международных организаций в регулировании ВЭД…………………………………………………………....с.12-16
§2.Международный опыт обеспечения защиты экономической безопасности внешнеторговой деятельности………………с.16-23
Глава 3. Внешнеэкономическая деятельность лесопромышленного комплекса
§1. Экономический потенциал лесопромышленного комплекса России на международном рынке……………………………………………………….с. 23-26
§2. Поддержка и защита экспорта ……………………………………………………………….с.26-29
§3. Положительные и отрицательные тенеденции внешней торговли России лесом…………………………………….с. 29-31
Заключение………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК ПО ВЭД.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

Тема: Защита экономических интересов  участников ВЭД

 

Введение………………………………………………………..с.1

 

Глава1. Защита экономических интересов  участников ВЭД

 

§1.Участники  Внешнеэкономической деятельности и их классификация…………………………………………………с.1-4

§2. Законодательная база по защите Внешнеэкономической деятельности России…………………………………………..с.4-6

 §3. Защитные меры, применяемые при регулировании Внешнеэкономической деятельности………………………...с.6-12

 

Глава. 2Анализ мирового рынка по защите экономических интересов участников ВЭД

§1. Роль международных  организаций в регулировании  ВЭД…………………………………………………………....с.12-16

§2.Международный  опыт обеспечения защиты экономической  безопасности внешнеторговой деятельности………………с.16-23

 

Глава 3. Внешнеэкономическая деятельность лесопромышленного комплекса

 

§1. Экономический потенциал  лесопромышленного комплекса России на международном рынке……………………………………………………….с. 23-26

§2. Поддержка  и защита экспорта ……………………………………………………………….с.26-29

§3. Положительные и отрицательные тенеденции внешней торговли России лесом…………………………………….с. 29-31

Заключение………………………………………………...с. 31-33

 

 

Введение

 

 

    Сущность государственного регулирования внешнеэкономических связей заключается в обеспечении гармонии интересов субъектов внешнеэкономической деятельности. Механизм включает разнообразные рычаги, инструменты и средства воздействия на всю систему национальных экономических интересов, отражающих внешнеэкономические отношения страны. Все эти факторы и обусловили актуальность курсовой работы.

Цель курсовой работы – определить, кто и как защищает интересы участников внешнеэкономической деятельности. В связи с поставленной целью определены следующие задачи: - рассмотреть теоретические аспекты темы; - проанализировать законодательную базу по защите внешнеэкономической деятельности России; - проанализировать мировой рынок;- рассмотреть внешнеэкономическую деятельность на примере лесопромышленного комплекса.

 

В рыночном хозяйстве внешнеэкономическая деятельность, осуществляемая при посредстве постоянного законодательного регулирования и совершенствования уголовной и таможенной политики, является существенным источником пополнения казны государства. Достаточно сказать, что практически в большинстве экономически развитых стран только за счет таможенных поступлений от ведения внешнеэкономической деятельности формируется значительная часть доходов государственного бюджета. Например, в Великобритании таможенные денежные поступления составляют более 40% доходной части бюджета[9]

В Российской Федерации  такие поступления равняются  примерно 1/5 части национального дохода.

 

 

 

 

Глава1. Защита экономических интересов участников ВЭД

 

§1.Участники  Внешнеэкономической деятельности и их классификация

 

В Федеральном  законе от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах  государственного регулирования внешнеторговой деятельности" дано широкое понятие участников внешнеэкономической деятельности .

Участник внешнеэкономической  деятельности - юридическое лицо, созданные в соответствии с законодательством РФ, имеющие постоянное местонахождение на её территории или физическое, имеющее постоянное или преимущественное место жительства на территории РФ и зарегистрированное в качестве индивидуальных предприятий.

Действующее в настоящее  время законодательство Российской Федерации устанавливает, что все  лица имеют право на равных основаниях вывозить или ввозить товары на территорию Российской Федерации. Таможенный Кодекс устанавливает следующее положение: никто не может быть принудительно ограничен в правах или лишен права ввозить в страну или вывозить из России товары. Исключение составляют случаи, которые предусмотрены законодательными актами и Таможенным Кодексом.[17,с.143]

Классификация участников внешнеэкономической деятельности

В зависимости от выполняемых  функций можно выделить следующих  участников внешнеэкономической деятельности:

  • Международные организации (например, Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и другие) осуществляют определённое регулирование внешнеэкономической деятельности, могут осуществлять экспортно-импортные операции;
  • Государство (в лице органов законодательной и исполнительной власти - Парламент, Президент, Правительство, министерство торговли, Центральный банк и другие) осуществляет нормативное регулирование внешнеэкономической деятельности внутри страны в соответствии с установленными полномочиями, а также на межправительственном и межгосударственном уровнях;
  • Агенты валютного контроля (уполномоченные банки, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы) осуществляют контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
  • Экспортёры (физические или юридические лица) осуществляют экспорт;
  • Импортёры (физические или юридические лица) осуществляют импорт;
  • Посредники (физические или юридические лица, органы власти), оказывающие содействие в осуществлении экспорта или импорта.
  • [ 4, с.134]

 

Таблица 1. Цели и интересы участников ВЭД по уровням

Уровень целеобразования

Цели  и интересы

Общегосударственный

Политическая  и социальная стабильность Обеспечение  устойчивого развития экономики страны

Региональный

Эффективное функционирование систем жизнеобеспечения населения  Наполнение бюджета Социальная защита населения Экологическая безопасность Комплексное развитие региона

Корпоративный

Обеспечение эффективного развития Максимизация прибыли

Индивидуально–частный

Стабильный  доход семьи


 

Механизм государственного регулирования ВЭД призван обеспечить баланс взаимных интересов, согласование функций, прав и ответственности  субъектов внешнеэкономического комплекса  на макро–, мезо– и микроуровнях регулирования .

 

 
 
§2. Законодательная база по защите внешнеэкономической деятельности России.

    Общую правовую базу регулирования ВЭД в России составляют законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, различные нормативные акты соответствующих министерств и ведомств.

Из числа  действующих ныне законов, регулирующих ВЭД в России, прежде всего, следует  назвать:

Федеральный закон  от 4 января 1999 года N 4–ФЗ «О координации  международных и внешнеэкономических  связей субъектов Федерации»,

Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 196–ФЗ «Об экспортном контроле»,

Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ 
"О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" 
(с изменениями от 24 июля 2002 г.)

Распоряжение  Правительства Российской Федерации  от 14 октября 2003 года N 1493–р «О Концепции  развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации»,

Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 164–ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»,

Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 165–ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных  мерах при импорте товаров»,

Федеральный закон от 10 декабря 2003 года N 173 «О валютном регулировании и валютном контроле»,

Распоряжение Правительства  Российской Федерации от 21 сентября 2004 г. N 1222–р «Перечень промышленной продукции, при осуществлении экспорта которой оказывается государственная  гарантийная поддержка»,

Постановление Правительства  Российской Федерации от 9 июня 2005 г. N 363 «Положение о наблюдении за экспортом  и (или) импортом отдельных видов  товаров»,

Постановление Правительства  Российской Федерации от 9 июня 2005 г. N 364 «Об утверждении положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий»,

Закон «О таможенном тарифе» (от 21 мая 1993 г.),

«Таможенный кодекс Таможенного союза» (от 1 июля 2010 г.) и др. законы определяют общие условия и принципы осуществления ВЭД в России. Главной целью данного нормативно-правового акта является выработка механизмов защиты предпринимателей и инвесторов от беззакония и произвола со стороны властей. В рамках общей концепции Кодекса предусмотрен целый ряд такого рода механизмов. 
[10, с.30]

   Начиная внешнеэкономическую деятельность, каждый должен знать, что он вступает в особую сферу отношений, регулируемых не только общим, но и специальным законодательством. Общее законодательство регулирует экономическую деятельность во всех ее видах и сферах. Радикальные изменения в экономике России, связанные с ее превращением в рыночную, происходят в рамках права, которое закрепляет такие важнейшие положения, как неприкосновенность собственности, новый метод регулирования предпринимательской деятельности - "дозволено все, что не запрещено", недопустимость вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов и т. п. Эти и другие положения закреплены в Гражданском кодексе РФ, ряде законов: "Об инвестиционной деятельности", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "Об акционерных обществах", "О финансово - промышленных группах", "О защите прав потребителей", "О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг" и др.[5, с.14]

 

   Интеграция России в мировое хозяйство невозможна без развития национального законодательства в соответствии с международным. Правовое регулирование ВЭД - это совокупность нормативных актов, в рамках и на основе которых осуществляется ее практика. Эта совокупность представлена:

- международными правилами  и нормами, подписанными РФ. международными  договорами России с другими  странами:

- национальным - законодательством по ВЭД, представленным  законами, кодексами, а также подзаконными  актами.[ 15]

 


§3. Защитные меры, применяемые при регулировании внешнеэкономической деятельности

Обеспечение защиты экономических интересов Российской Федерации — важнейшая задача государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Организационную основу для исполнения индивидуальных, групповых и общегосударственных внешнеэкономических интересов составляют прежде всего органы трех ветвей власти. [ 2, с.51 ]

В соответствии со сложившейся системой управления внешнеэкономическим комплексом России должен быть орган, на который непосредственно возлагается координация и регулирование внешнеэкономической деятельности в государстве. Таким органом с мая 2008 г. является Министерство экономического развития Российской Федерации. Применительно к сфере внешнеэкономической деятельности министерство осуществляет следующие функции:

1) разрабатывает  с участием заинтересованных  министерств и ведомств предложения  по формированию внешнеэкономической  политики, развитию внешнеэкономических  связей, осуществлению совместных проектов и программ;

  1. разрабатывает совместно с другими министерствами и ведомствами основные направления инвестиционной политики, в том числе по привлечению и регулированию иностранных инвестиций, формирует перечень крупных инвестиционных проектов, осуществляемых за счет республиканского бюджета РФ;
  2. подготавливает с участием заинтересованных министерств и ведомств предложения по заключению международных договоров по вопросам экономических связей, осуществляет совместно с МИД РФ координацию действий органов федеральной исполнительной власти и субъектов РФ в области международных переговоров по вопросам торговли товарами, услугами, разрабатывает и реализует меры по обеспечению эффективной интеграции экономики России в мировую экономику;
  3. подготавливает с участием заинтересованных министерств и ведомств предложения по механизму регулирования внешнеэкономической деятельности, применяет в установленном порядке меры нетарифного регулирования, в том числе осуществляет лицензирование экспорта/импорта товаров, работ, услуг в установленных законодательством случаях и определяет в установленном порядке квоты на экспортные поставки стратегических видов продукции;

 

  1. участвует в разработке направлений использования централизованных ресурсов, валютно-кредитной политики, в формировании платежного баланса, организует работу по привлечению и использованию в экономике России иностранных кредитных ресурсов, формирует товарное наполнение кредитов, получаемых под правительственные гарантии, вносит предложения о размерах экспортных и импортных тарифов и пошлин;
  2. является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области контроля и координации проведения конкурсов на размещение заказов на поставки продукции (товаров, работ, услуг) для государственных нужд, лицензирования отдельных видов деятельности, аккредитации представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области туризма, филиалов юридических лиц.

Минэкономразвития России разрабатывает предложения по реализации механизма государственной поддержки промышленного экспорта, в том числе в рамках региональных программ, защищает экономические интересы России, ее субъектов, участников ВЭД на внешнем рынке, а также интересы отечественных товаропроизводителей и потребителей от недобросовестной иностранной конкуренции путем осуществления предусмотренных законодательством мер.

Минэкономразвития России участвует в работе международных экономических организаций и межправительственных комиссий, координирует в них деятельность министерств и ведомств, разрабатывает предложения о заключении международных договоров и заключает их по поручению Правительства, а также выполняет многие другие функции, связанные с разработкой и реализацией единой государственной внешнеэкономической политики.[ 12]

В обязанности государства при регулировании ВЭД входит выполнение внутренних и внешних функций. Понимание внутренних функций государства можно классифицировать следующим образом:

  1. Хозяйственно-организаторская функция, подразумевающая организацию производства товаров и услуг, могущих быть предметом внешнеторговых отношений государства, а также оказание помощи в их продвижении на внешний рынок.
  2. Взимание налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет от внешнеэкономической деятельности.
  3. Защита прав и интересов субъектов внешнеэкономической деятельности.

В состав внешних  функций входят следующие позиции:

  1. Установление торгово-экономических отношений с зарубежными странами.
  2. Защита государственной границы, включая организацию таможенной системы.
  3. Создание и применение мер для защиты внутреннего рынка при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
  4. Участие в международных и межгосударственных организациях, деятельность которых оказывает непосредственное воздействие на систему государственного регулирования ВЭД. [ 2 ]

 

 

Все меры в зависимости от характера воздействия на экономические процессы могут быть разделены на административные и экономические. К административным относятся меры прямого ограничения экспорта и (или) импорта, в частности установление квот, лицензий, эмбарго и др., к экономическим – меры, которые воздействуют на экономические процессы через экономические интересы их участников, например политика установления таможенных пошлин, акцизов, сборов, система налогообложения, банковская процентная ставка, курс валют и др. Россия в процессе регулирования внешнеэкономической деятельности в основном отказалась от применения административных мер и перешла к экономическим мерам; [12]

Информация о работе Защита экономических интересов участников ВЭД