Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 15:02, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить, кто и как защищает интересы участников внешнеэкономической деятельности. В связи с поставленной целью определены следующие задачи: - рассмотреть теоретические аспекты темы; - проанализировать законодательную базу по защите внешнеэкономической деятельности России; - проанализировать мировой рынок;- рассмотреть внешнеэкономическую деятельность на примере лесопромышленного комплекса.
Введение………………………………………………………..с.1
Глава1. Защита экономических интересов участников ВЭД
§1.Участники Внешнеэкономической деятельности и их классификация…………………………………………………с.1-4
§2. Законодательная база по защите Внешнеэкономической деятельности России…………………………………………..с.4-6
§3. Защитные меры, применяемые при регулировании Внешнеэкономической деятельности………………………...с.6-12
Глава. 2Анализ мирового рынка по защите экономических интересов участников ВЭД
§1. Роль международных организаций в регулировании ВЭД…………………………………………………………....с.12-16
§2.Международный опыт обеспечения защиты экономической безопасности внешнеторговой деятельности………………с.16-23
Глава 3. Внешнеэкономическая деятельность лесопромышленного комплекса
§1. Экономический потенциал лесопромышленного комплекса России на международном рынке……………………………………………………….с. 23-26
§2. Поддержка и защита экспорта ……………………………………………………………….с.26-29
§3. Положительные и отрицательные тенеденции внешней торговли России лесом…………………………………….с. 29-31
Заключение………………………………………………...
Государство, при
осуществлении своей
Правовой основой
применения защитных мер являются законы:
\4 Федеральный закон от 13 октября 1995 г.
№ 157-ФЗ «О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности», Федеральный
закон от 14 апреля 1998 № 63-ФЗ «О мерах по
защите экономических интересов Российской
Федерации при осуществлении внешней
торговли товарами», Закон РФ от мая 1993
г. № 5003-1 «О таможенном тарифе».
В этих законодательных актах предусмотрено принятие мер по защите экономических интересов путем установления разрешительного порядка ввоза (вывоза) товаров, повышения уровня таможенного обложения через установление особых таможенных пошлин, количественных ограничений, экспортного контроля, установления запретов и ограничений экспорта и (или) импорта товаров.
Разрешительный порядок представляет собой установление государством требований получения лицензии на экспорт (импорт) какого-либо товара. Например, экспорт и импорт продукции, работ и услуг военного назначения осуществляются только на основании лицензии.
Установление особых таможенных пошлин представляет собой применение антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин при импорте товаров (они взимаются сверх базовой ставки таможенной пошлины).
К защитным мерам относится также установление количественных ограничений, то есть квотирование. [ 4]
Квотирование (экспорта и импорта) -установление государством на определенный период количественных или стоимостных ограничений объема экспорта и импорта товаров (работ, услуг) определенной номенклатуры в натуральном или стоимостном выражении. Квотирование используется как нетарифное средство государственного регулирования экспортно-импортных операций. Статьей 36 Закона РФ "О таможенном тарифе" предусмотрено также использование (в отношении отдельных иностранных государств) тарифных квот, в пределах стоимости или количества которых импортируемые или экспортируемые товары облагаются льготными (преференциальными) таможенными пошлинами, а в случае превышения установленных пределов к товарам применяются обычные ставки пошлин.[5 ]
Однако следует отметить, что если квотирование применяется
в качестве защитной меры, то оно устанавливается
в том же порядке, что и другие защитные
меры. Квотирование и лицензирование внешней
торговли может преследовать две цели:
защиту национальных интересов, не связанных
или косвенно связанных с экономикой (безопасности,
окружающей среды, культурного достояния
и т. д.) и защиту национального рынка от
дезорганизующего импорта или экспорта.
Квотирование и лицензирование являются
методами количественных ограничений
экспорта и импорта, которые могут вводиться
в исключительных случаях Правительством
Российской Федерации.
Осуществление экспортного контроля предусмотрено Федеральным законом от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В России существует единая политика экспортного контроля. Ее целями являются обеспечение национальной безопасности, политических, военных и экономических интересов. Экспортный контроль устанавливается также с целью выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия.
В соответствии
с законодательством можно
— вооружение и военная техника;
— товары двойного применения (отдельные вида сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники);
— оружие массового уничтожения и иные наиболее опасные виды оружия и технологии их создания, экспорт которых запрещен во исполнение международных обязательств Российской Федерации по их нераспространению.[4 ]
Глава. 2.Анализ мирового рынка по защите экономических интересов участников ВЭД
§1. Роль международных организаций в регулировании ВЭД
Помимо государственного
регулирования на организацию учета
внешнеэкономической
Государство, вводя те или иные меры, руководствуется интересами своей страны в первую очередь, а иногда и субъективными соображениями, действует обычно ограничительно. Например, для защиты своего рынка вводится таможенный барьер. Решение создать благоприятные условия развития каким-то отраслям приводит к созданию для них льготного таможенного режима. Вызрело решение пополнить бюджет валютой - увеличивается бремя таможенных платежей для субъектов внешнеторговых операций. Набор инструментов определяется политикой государства (структурной, кредитной, социальной, военной и др).
Международное регулирование служит более широким целям: преодоление барьеров, создание наиболее благоприятных условий развития международных экономических связей, ликвидация торговой дискриминации, сокращение до минимума времени и издержек на подготовку, реализация контрактов, разработка коммерческой терминологии, исключающей разногласия, помощь в разрешении споров.[ 13, с.57]
В международном регулировании можно условно выделить несколько уровней.
Самый высокий уровень - признанные во всем мире нормы, правила, традиции, добровольно соблюдаемые субъектами, либо многосторонние межгосударственные соглашения. Примером последних могут быть: Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров; Всемирная Торговая Организация; Традиционные формы финансирования (расчетов) экспорта-импорта, гарантий выполнения обязательств, страхования сделок и перевозок. Сюда можно отнести также и Международные правила толкования торговых терминов ("Инкотермс"), разработанные Международной торговой палатой. [16, с.234 ]
Наиболее известными
специализированными
В МВФ входит 187 стран. Капитал Фонда складывается за счет взносов стран-членов. Каждое государство имеет в нем свою квоту, которая устанавливается в зависимости от удельного веса страны в мировой экономике и торговле. Наибольшими квотами располагают: США - 18,25%, Германия и Япония - по 5,67, Великобритания и Франция - по 5,10, Россия - 2,97. Квота страны определяет число ее голосов при принятии решений в Совете управляющих МВФ, а также возможность пользоваться ресурсами Фонда.
Основными заемщиками
Фонда стали развивающиеся
В отличие от обычных коммерческих банков, он оказывает техническую помощь, консультирует, как выгоднее использовать кредиты, и всячески содействует капиталовложениям в экономику этих стран.
В регулировании международной торговли товарами и услугами особую роль играет Всемирная торговая организация (ВТО), которая с 1 января 1995 г. пришла на смену Генеральному соглашению о тарифах и торговле (ГАТТ). Главная задача ВТО - либерализация мировой торговли на основе последовательного сокращения уровня таможенных пошлин и устранения различных нетарифных барьеров.
Деятельность организации базируется на ряде фундаментальных принципов:
- Торговля без дискриминации: участники ВТО обязуются предоставлять друг другу принцип наибольшего благоприятствования в торговле (т.е. условия не худшие, чем предоставляются ими любой другой страной), а также предоставлять товарам иностранного происхождения тот же режим, что и национальным товарам, в области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю.
- Защита внутреннего производства с помощью таможенных тарифов: гласно и открыто устанавливаемые таможенные тарифы (пошлины) являются основным, а в перспективе - единственным инструментом регулирования экспорта и импорта стран-участниц; они отказываются от применения количественных мер внешнеторгового регулирования (квоты, импортные и экспортные лицензии и т.п.)
- Стабильная и предсказуемая основа для торговли: закрепление на длительный срок размеров пошлин в таможенных тарифах. Пошлины устанавливаются в ходе многосторонних переговоров.
- Содействие честной конкуренции: противодействие таким нечестным методам конкурентной борьбы, как сбыт товаров по искусственно заниженным ценам (демпинг) или применение государственных субсидий для занижения экспортных цен.
- Гласность и открытость в торговом регулировании.
- Разрешение споров и конфликтов путем консультаций и переговоров.
[17, c. 56]
Одно из важнейших обязательств, которое берет на себя присоединяющаяся к ВТО страна, - приведение национальных принципов и правил, регулирующих ее внешнюю торговлю, в максимальное соответствие с нормами этой организации.
Руководство ВТО призывает к созданию к 2020 г. единой мировой зоны свободной торговли.
К среднему уровню можно отнести соглашения групп государств, экономических сообществ и международных организаций предпринимателей, соглашения специального назначения. Примерами могут служить регулирование в Европейском Сообществе (в частности, законодательство о конкуренции ЕС), (Европейский Союз является крупнейшим торговым партнёром России: на него приходится 32,9% российского экспорта и 37,0% - импорта. Россия занимает 4-е место в экспорте ЕС с долей 3,5% и 6-е место в импорте ЕС с долей 4,0%. Основными статьями экспорта остаются сырьевые материалы, в основном энергоносители, а в импорте - продовольствие, готовые изделия и потребительские товары. ЕС является также крупнейшим источником инвестиций в России. Вместе с тем их величина остаётся незначительной как в сравнении с общими объёмами международных потоков инвестиций, так и с точки зрения потребностей промышленности России [3, с. 41]. Конвенция о представительстве в международной купле-продаже товаров и др. Здесь следует упомянуть и разработку международных стандартов бухгалтерского учета, способствующих росту взаимопонимания партнеров, ускорению операций.
Наконец, можно выделить уровень двусторонних межгосударственных соглашений, обеспечивающих более или менее благоприятные условия сделок.
Особо следует выделить договор (контракт) между предпринимателями разных стран. Его отработанное веками содержание является само по себе регулятором взаимоотношений. Большинство международных (межгосударственных) документов регулируют экономические отношения путем разработки стандартов содержания договора, выработки единых понятий.
Контрактные отношения всегда индивидуальны, как неповторимы участники, их цели, товары и хозяйственные связи. Это не исключает возможности разработки международных стандартов, реализующихся через типовые договоры. Предприниматели используют их в качестве основы (экономя на этом время), дополняя элементами индивидуальными, присущими только данной сделке. Таким образом, контракты включают наряду с индивидуальными ряд типовых элементов: положений, условий, статей, формулировок. Иначе, договоры одного типа содержат отработанную веками общую часть. Она-то и является объектом регулирования в международных соглашениях. [9, с. 189 ]
§2.Международный опыт обеспечения защиты экономической безопасности внешнеторговой деятельности
Во всех странах обеспечение экономической безопасности внешнеторговой деятельности, регулирование внешней торговли - основной формы экономического сотрудничества между странами - осуществляются в той или иной мере государством в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире.
Основным министерством, регулирующим внешнюю торговлю в США, является Министерство торговли, в Великобритании - Министерство торговли и промышленности, в Японии - Министерство внешней торговли и промышленности. Главное направление работы всех этих министерств - обеспечить сбалансированное развитие промышленности, внутренней и внешней торговли. В соответствии с международным опытом обеспечение экономической безопасности, защите экономических интересов внешнеторговой деятельности, государственное регулирование международной торговли могут быть:
- односторонними, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультаций с ее торговыми партнерами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политических напряжений между торговыми партнерами
(обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот на импорт и т.д.);
Информация о работе Защита экономических интересов участников ВЭД