Защита экономических интересов участников ВЭД

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определить, кто и как защищает интересы участников внешнеэкономической деятельности. В связи с поставленной целью определены следующие задачи: - рассмотреть теоретические аспекты темы; - проанализировать законодательную базу по защите внешнеэкономической деятельности России; - проанализировать мировой рынок;- рассмотреть внешнеэкономическую деятельность на примере лесопромышленного комплекса.

Содержание

Введение………………………………………………………..с.1
Глава1. Защита экономических интересов участников ВЭД
§1.Участники Внешнеэкономической деятельности и их классификация…………………………………………………с.1-4
§2. Законодательная база по защите Внешнеэкономической деятельности России…………………………………………..с.4-6
§3. Защитные меры, применяемые при регулировании Внешнеэкономической деятельности………………………...с.6-12
Глава. 2Анализ мирового рынка по защите экономических интересов участников ВЭД
§1. Роль международных организаций в регулировании ВЭД…………………………………………………………....с.12-16
§2.Международный опыт обеспечения защиты экономической безопасности внешнеторговой деятельности………………с.16-23
Глава 3. Внешнеэкономическая деятельность лесопромышленного комплекса
§1. Экономический потенциал лесопромышленного комплекса России на международном рынке……………………………………………………….с. 23-26
§2. Поддержка и защита экспорта ……………………………………………………………….с.26-29
§3. Положительные и отрицательные тенеденции внешней торговли России лесом…………………………………….с. 29-31
Заключение………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК ПО ВЭД.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

- двусторонними, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнерами. Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересов другой, страны могут согласовывать технические требования к маркировке, упаковке, договариваться о взаимном признании сертификатов качества и пр.

 

- многосторонними, когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями. Примеры многосторонней политики включают Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), соглашения в сфере торговли стран - членов Европейского союза (ЕС) и др. .[7]

 

В современной практике обеспечения  экономической безопасности внешнеторговой деятельности все большую роль играет протекционизм - государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

Важную роль в обеспечении  экономической безопасности и защите интересов внешнеторговой деятельности выполняют особые экономические зоны. Зона свободной торговли — зона свободной торговли таможенные территории, на которых в соответствии с международным договором с одним или несколькими государствами либо группами государств отменены таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли товарами. Зоны внешней торговли США (далее - ЗВТ) являются одним из видов свободных экономических зон и играют важную роль в экономике США. Их возникновение объясняется в первую очередь желанием американского правительства создать необходимые благоприятные условия для осуществления различных внешнеэкономических операций с целью привлечения в страну иностранных и национальных инвестиций, а также для повышения конкурентоспособности США в мировой экономике и торговле.

В настоящее время в  мире свободные экономические зоны созданы более чем в 120 государствах, при этом наиболее успешно они  действуют в Республике Корее, Тайване, Сингапуре, Китае, Мексике, странах  Западной Европы и в некоторых других государствах.

 США, безусловно, являются мировым лидером по количеству действующих свободных экономических зон. Сегодня в США действуют 268 зон внешней торговли общего назначения, которые расположены на территории 50 штатов. [21]

 

ЗВТ США были созданы в период Великой депрессии 1930-х гг. Целью их создания являлись:

1) привлечение  иностранных инвестиций благоприятным  таможенным и налоговым регулированием;

2) улучшение  конкурентоспособности американских компаний на международном рынке

за счет новых  инвестиций и более низких цен  на продукцию, производимую в ЗВТ, в  связи с

уменьшением затрат, связанных с импортом и таможенной очисткой;

3) снижение уровня  безработицы вследствие создания  дополнительных рабочих мест на новых производствах.

ЗВТ США представляет собой территорию с ограниченным доступом, расположенную в таможенном порту ввоза либо вблизи от него. С юридической точки зрения, ЗВТ рассматриваются как территориальные образования вне таможенной территории, в которых применяются особые

таможенные  процедуры. При этом ЗВТ продолжают оставаться территорией США, на которую распространяется юрисдикция США.

Иностранные товары принимаются в ЗВТ без обложения таможенными пошлинами и некоторыми видами налогов. Правовой режим ЗВТ позволяет отсрочить уплату таможенных пошлин до тех пор, пока иностранные товары не будут выпущены для внутреннего потребления в США. При этом до момента их формального ввоза на таможенную территорию США разрешается осуществление различных видов деятельности с использованием иностранных компонентов.

Другим преимуществом ЗВТ выступает отсрочка уплаты таможенных пошлин и некоторых федеральных налогов до момента ввоза товара из ЗВТ на таможенную территорию США для внутреннего потребления. При этом размер пошлины и налога на товар, ввезенный на территорию ЗВТ, может измениться в результате операций, произведенных внутри ЗВТ.

 Например, налоговая ставка на импортируемое стекло для автомобилей составляет 5,5 %, если стекло импортируется напрямую в США. Однако если это стекло ввозится в ЗВТ и включается при сборке в автомобиль, налоговая ставка на готовый автомобиль, включая стекло, равняется 2,5 %6.

Основой деятельности по обеспечению экономической безопасности ФРГ во внешнеторговой сфере является развитие экономических связей с ее главными внешнеэкономическими партнерами: ЕС, США и Японией. Большое внимание уделяется расширению присутствия немецких фирм на рынках стран Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, юга Африканского континента, Восточной и Центральной Европы. Первостепенное значение придается укреплению ЕС, в котором Германия занимает ключевое место.[8]

 

   Товарная структура внешней торговли ФРГ характеризуется высоким удельным весом готовой промышленной продукции (свыше 90 % всего объема товарооборота - по стоимости).Структура германского экспорта сложилась уже в 1960-х гг. и оставалась с того времени относительно стабильной. Ведущие позиции в экспорте занимают инвестиционные промышленные товары, главным образом, машины и оборудование (2010 г. - свыше 56 %), промышленное сырье и полуфабрикаты (свыше 22,4 %), промышленные товары широкого потребления (около 11 %).

ФРГ занимает четвертое  место в мире по экспорту сельскохозяйственных товаров и продуктов питания (после США, Франции и Нидерландов).Стимулированию германского экспорта способствует развитая система финансирования и страхования внешнеэкономической деятельности[7].Высокая конкурентоспособность германской промышленности на мировых рынках обеспечивается, как правило, за счет преимуществ в ее неценовых параметрах, в частности, преимуществ в качестве и техническом уровне продукции, отличном сервисе, сроках поставок, которые четко соблюдаются, и др.

В основном за счет импорта обеспечивается удовлетворение потребностей Германии в первичных энергоносителях.

   Франция сегодня успешно обеспечивает экономическую безопасность во внешнеторговой сфере благодаря тому, что после 1945 г. она стала широко открытой для всего мира, отказавшись от исторических традиций протекционизма. Однако это не означает, что Франция отказалась от регулирования внешней торговли: на фоне ее либерализации Франция, как и другие развитые страны, перешла к использованию новых более гибких протекционистских барьеров.

Место таможенных пошлин занимают меры нетарифного протекционизма и, прежде всего, количественные ограничения, стандарты, технические условия, нормы экологической безопасности и т.д., действие которых носит избирательный характер.

Французские предприятия, получая поддержку со стороны  государственных органов, прилагают значительные усилия, чтобы расширить свое присутствие на самых динамичных рынках. Для содействия их торговой и финансовой экспансии за рубежом используются три основных рычага: многосторонние торговые переговоры, финансовая поддержка и информирование предприятий. [9]

 Многосторонние торговые переговоры проводятся Европейским союзом, в частности, в целях выработки правил, необходимых для гармоничного развития торговли, в рамках ВТО, а также на региональном уровне. Финансовая поддержка оказывается, например, малым и средним предприятиям для содействия их выходу на международную арену. Кроме того, используется система прямого субсидирования экспорта сельскохозяйственной продукции.

Страхованием  экспортных кредитов во Франции занимается КОФАС (Французская компания по страхованию внешней торговли), которая за свой счет покрывает коммерческие риски во всех странах, а также политические риски в странах - членах ОЭСР, кроме Турции, при условии, что продолжительность риска не превышает три года. Информирование предприятий о внешних рынках осуществляется через Французский центр внешней торговли и сеть рассредоточенных по всему миру пунктов содействия экономическому развитию, которых в настоящее время насчитывается 166. Являясь основными “винтиками” французского механизма поддержки внешней торговли, эти пункты информируют и консультируют предприятия по двум ключевым аспектам экспортной деятельности: изучению рынка и внедрению на рынок.

Заботясь больше о качестве, чем о количестве выдаваемой информации, они стремятся создавать благоприятные условия для инвестирования или партнерства. С другой стороны, эти пункты играют важную роль в создании имиджа Франции и продвижении ее товаров благодаря воздействию на многочисленную аудиторию (представителей экономики, финансовой сферы или промышленности) в тех странах, в которых они расположены.

Один из таких  пунктов (CFME/ ACTIM) специализируется на продвижении французских технологий и продукции на международном рынке. С этой целью он, например, организует семинары, проводит работу по созданию благоприятных условий для официального участия Франции в специализированных выставках, приглашает во Францию из-за рубежа руководящих лиц, следит за публикацией в зарубежной прессе информации о французских технологиях и товарах.

В качестве одного из основных членов Европейского союза Великобритания постоянно уделяет внимание обеспечению экономической безопасности внешнеторговой деятельности, укрепляет свое присутствие на рынке ЕC, а также является активным участником по выработке внешнеэкономической политики ЕС в целях создания высокопродуктивной и конкурентоспособной экономики. В частности, Великобритания дала свое согласие на вступление в Единый таможенный союз и стала частью общего таможенного пространства, на территории которого действуют единые нормы и правила регулирования внешнеэкономических отношений[12].

   Основными инструментами регулирования внешнеэкономической деятельности Великобритании являются разработанные при ее участии и принятые в рамках ЕС директивы, которые устанавливают общеобязательные для всех его стран-членов нормы и правила взаимодействия внутри Евросоюза, а также определяющие политику в торгово-экономических отношениях с третьими странами во всех сферах внешнеэкономического сотрудничества. В их числе:

1. «Стратегия Таможеного союза»

2. Соглашение  о создании Европейского сообщества, в частности, ст. 133 “Общая торговая  политика”

Ключевым моментом в выработке внешнеэкономической  политики ЕС, а также регулирования  его внешней торговли с третьими странами является полноправное участие в крупных международных организациях, таких как ВТО,ОЭСР, ЮНКТАД и др.

 

В рамках участия  в ВТО для Великобритании приоритетными  являются такие направления, как  инвестиции; защита прав интеллектуальной собственности; вопросы здравоохранения;

изучение взаимосвязи  торговли, долгов и финансов; торговля и обмен технологиями; проблемы интеграции стран с развивающейся экономикой в многостороннюю торговую систему.

Несмотря на то, что Великобритания является самостоятельным  членом ВТО, она также осуществляет сотрудничество с данной организацией как член Евросоюза, как того требует общая торговая политика ЕС. Координирующую роль во взаимодействии с ВТО в Великобритании осуществляет Министерство по делам бизнеса, предпринимательства и государственной реформы. Министерство (DBERR) было образовано в конце июня 2007 г. в результате расформирования Министерства торговли и промышленности (Department of Trade and Industry, DTI) в рамках реформирования структуры государственного аппарата. Полномочия по выработке и проведению политики в области внешнеэкономической деятельности в Великобритании, включая административно-организационные меры и нормотворческие функции, направленные на поддержку национальных производителей и экспортеров, осуществляет ряд органов исполнительной власти, основным из которых является Министерство по делам бизнеса, предпринимательства и государственной реформы (DBERR), головное ведомство в экономическом блоке британского кабинета министров.

В настоящее  время в целях поддержания конкурентоспособности всех отраслей экономики Великобритании на мировой арене и создания благоприятного климата для осуществления предпринимательской деятельности внутри страны для иностранных участников ВЭД при наличии сформированной правовой системы на уровне ЕС DBERR реализует программу по реформированию внутреннего регулирования (Regulatory

reform). Программа реформирования претендует на то, чтобы считаться одной из наиболее прогрессивных административных реформ в мире, и нацелена на совершенствование законодательства, упрощение предусмотренных правил и процедур и снижение административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности как внутри страны, так и в рамках ЕС.

Таким образом, следует отметить, что как и в отношении импорта, так и в случае поддержки

экспорта на смену традиционным формам обеспечения  экономической безопасности внешнеторговой деятельности государств приходят более гибкие и менее заметные формы, действующие избирательно в отношении отдельных видов продукции [4].

 

Глава 3. Внешнеэкономическая деятельность лесопромышленного комплекса

 

 

§1. Экономический потенциал лесопромышленного комплекса России на международном рынке

 

 

   Интерес к внешнеторговой деятельности предприятий лесной промышленности, особенно в современных экономических условиях, обусловлен, значимостью дальнейшего развития внешнеторговой деятельности для нашей страны, как перешедшей к рынку от системы экономических отношений с господствующей государственной формой собственности и унифицированными формами хозяйственной организации, возможностями становления в процессе развития лесной промышленности многообразных экономических и социальных отношений, позволяющих полнее использовать потенциал управления.       Лесная отечественная промышленность является важной отраслью международной специализации. Россия была и остается первой в мире страной по запасам леса. Вместе с тем, как по объему экспортной выручки, так и по ряду иных отраслевых показателей Россия отстает от ведущих стран - лидеров мирового рынка лесопродукции. Одной из причин подобного отставания является исторически сложившаяся неэффективная ориентация экспорта на сырьевые ресурсы страны, что продолжает негативно отражаться на состоянии лесной промышленности, подрывает базу развития отраслей лесной промышленности, делает неясной перспективу их развития.

Информация о работе Защита экономических интересов участников ВЭД