Задача фирмы в условиях олигополии. Постановка задачи дуополии Курно и Стеккельберга. Экономический анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматривается построение модели фирмы в условиях олигополии. Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта.

Содержание

Введение 3
1. Основные понятия математического моделирования экономических систем 5
1.1 Метод моделирования как основа исследования социально-экономических систем 5
1.2 Математические методы исследования экономики 7
2. Модели и задачи теории отраслевых рынков 12
2.1 Экономическая теория отраслевых рынков 12
2.2 Моделирования стратегического взаимодействия фирм на рынке 13
3. Модели дуополии 18
3.1. Модель Курно 18
3.2. Модель Стэкльберга 21
Заключение 26
Глоссарий 28
Список использованной литературы: 30
Приложение А 1

Работа содержит 1 файл

Курсовая по моделированию.doc

— 560.50 Кб (Скачать)

     q1 = (3.25)

     q2 = (3.26)

     Достаточное условие максимизации прибылей дуополистов Стэкльберга показывает, что частные производные второго порядка функций прибыли отрицательны:

       (3.27)

      (3.28)

     Значит, равновесные объемы выпуска q1 и q2, представленные на рис. 3 точкой С1, обеспечивают максимум прибыли как для лидера, так и для последователя при принятых условиях их стратегического взаимодействия. Заметим, что линия реакции R1(q2) представляет наилучший для фирмы-лидера ответ на действия последователя.

     Решение модели Стэкльберга можно найти, используя другой алгоритм. Подставив функцию зависимости q2 от q1 из уравнения (3.22) в функцию прибыли фирмы-лидера (3.6), получим

     П1 = (3.29) 

     Таким образом, лидер решает задачу максимизации прибыли на безусловной экстремум, где в процессе принятия решений он осознает, что отраслевой выпуск составит q1 + q2(q1), т.е. учитывает реакцию последователя.

     Необходимое условие экстремума:

       (3.30)

     позволяет однозначно определить наилучшее решение  фирмы-лидера1. Подставив найденный уровень выпуска первой фирмы в уравнение реакции (3.22) фирмы-последователя, получим равновесный уровень выпуска второй фирмы. Учитывая, что линия реакции представляет наилучший ответ на действия конкурента, равновесный уровень выпуска фирмы-последователя обеспечит ей максимум прибыли при заданных условиях взаимодействия.

     Равновесные уровни выпуска дуополистов Стэкльберга  обеспечивают удовлетворение рыночного спроса в объеме

     Q = q 1 + q2 =

     при равновесной цене

     p = (3.31)

     При этом в соответствии с предпосылками  рассматриваемой

     модели  лидер получает прибыль в размере

       П1 = (3.32) 

     что в два раза превышает уровень  прибыли последователя

     П2 = (3.33) [2].

 

     Заключение

 

     В современной экономике отчетливо прослеживаются тенденции укрупнения участников рынка, являющиеся следствием глобализации экономического пространства. Объемы производства экономического агента во многом определяются долей рынка, которую он занимает по сравнению с конкурентами. В отдельных отраслях на рынке наблюдается доминирование трех-пяти крупных предприятий, что является явным признаком олигополии. В России отчетливо олигополистический характер носят сырьевые отрасли, черная и цветная металлургия, подотрасли химии и машиностроения (производство удобрений, автомобилестроение, аэрокосмическая промышленность и др.).

     Каждый  из участников олигополистического  рынка потенциально имеет возможность  расширения занимаемой доли рынка за счет конкурентов. Перед руководителями олигополистических фирм стоит выбор: скоординировать действия относительно друг друга или следовать независимой стратегии конкуренции.

     В случае выбора кооперативной стратегии  взаимодействия олигополисты стараются  избегать прямого конфликта с  конкурентами, особенно в сфере цены и объемов производства. Но если избирается стратегия независимой максимизации прибыли, то фирмы, скорее всего, обнаружат себя в агрессивной конкурентной среде. Таким образом, модели олигополии строятся либо на кооперативном, либо некооперативном характере взаимодействий между фирмами. Крайними случаями для олигополии являются открытый сговор и «ценовая» война.

     Вопросы стратегического управления крупными предприятиями широко освещены в  работах многих видных зарубежных и  российских ученых. В традиционно известных неоклассических моделях олигополии А.Курно, Дж.Бертрана, Ф.Штакельберга степень воздействия одного участника рынка на другого задается в виде экзогенной величины.

     В работах Дж.Неймана, О.Моргенштерна, Дж.Нэша обобщены результаты неоклассических моделей и предложен подход, основанный на теории игр и выборе стратегий, учитывающий влияние действий экономических агентов друг на друга.

     В данной курсовой  работе рассматриваются наиболее широко применимые модели – модели Стэкльберга и Курно, описывающая взаимодействие участников рынка дуополии.

     Анализ  проблематики исследований позволяет  утверждать, что возникает необходимость  развития рассматриваемых методов  с позиции участников хозяйственной  деятельности, с учетом их индивидуальных характеристик и степени их влияния на принимаемое решение.

     В связи с изложенным, разработка экономико-математической модели и инструментальных средств, позволяющих анализировать и  прогнозировать ситуацию на рынке олигополии, является актуальной проблемой, что и определило выбор темы, цели и задачи курсовой работы.

     В ходе исследования поставлены и решены следующие задачи:

     • анализ существующих моделей и процессов принятия решений экономическими агентами по стратегии поведения в условиях олигополии;

     • построение моделей взаимодействия фирм на олигополистическом рынке.

     Объектом  исследования выступают экономические  интеллектуальные агенты на олигополистическом рынке.

     Особенностью  олигополии является взаимная зависимость  решений отдельных фирм в области объема выпуска продукции и цены на нее. Вступление новых фирм в отрасль существенно затруднено, а эффект масштаба делает неэффективным существование большого количества производителей. Существуют разные модели, описывающие поведение дуополии, в том числе модель Курно и Стэкльберга, рассмотренные в данной работе. Однако единой теории олигополии, которая могла бы объяснить все многообразие поведения фирм, нет.

 

     Глоссарий

  1. Теория  отраслевых рынков – это раздел современной экономической теории, который, изучает закономерности формирования рыночной структуры, зависимость стратегического поведения фирмы и результатов их деятельности от особенностей рынков. Теория отраслевых рынков рассматривает следующие рыночные структуры: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, олигопсония, монополия, монопсония.
  2. Производственная функция фирмы – функция, отражающая технологическую связь между затратами ресурсов и объемом выпуска продукции: q = f(x1,…,xn), x1,…,xn – объемы ресурсов, q – объем выпуска продукции.
  3. Критерий фирмы, работающей в условиях совершенной конкуренции – прибыль от производства продукции П(q)=pq-C(q),или П(x1,…,xn)=pf(x).
  4. Условия максимума прибыли – оптимальный выпуск продукции таков, что при этом выпуске предельный доход равен предельным затратам р=МС(q) или , i=1,…,n.
  5. Предложение фирмы – зависимость объема выпуска от цены реализации.
  6. Модель совершенной конкуренции - экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения.
  7. Функция спроса на ресурсы – зависимость объемов ресурсов, необходимых для оптимального выпуска, от цен на ресурсы.
  8. Задача фирмы в условиях монополии – определение выпуска и цены, при которых достигается максимум прибыли.
  9. Условие максимума прибыли – при оптимальном выпуске предельный доход равен предельным затратам.
  10. Олигополия - это рыночная форма, в которой на рынке доминирует небольшое количество продавцов (олигополистов). Слово образовано от др.-греч. λίγος — малочисленный,и πωλέω— продаю, торгую. Так как на рынке находится небольшое количество участников, каждый олигополист должен принимать во внимание действия других участников.
  11. Фирма олигополист – фирма, которая в своей деятельности вынуждена принимать во внимание экономическое поведение других фирм, цена на товар складывается в зависимости от объемов выпусков олигополисов.
  12. Дуополия Курно – работа двух фирм на рынке одного товара при условии, что предположительные вариации каждой фирмы равны нулю.
  13. Кривая реакции Курно – стратегия  дуополиста (его оптимальный выпуск) в зависимости от объема выпуска другим дуополистом.
  14. Модель Стэкльберга – (Модель Штакельберга) —теоретико-игровая модель олигополистического рынка при наличии информационной асимметрии. Названа в честь немецкого экономиста Генриха фон Штакельберга. впервые описавшего ее в работе «Структура рынка и равновесие», вышедшей в 1934 г.

 

     Список  использованной литературы:

     1. Вэриан Х.Р. Микроэкономика: промежуточный уровень, современный подход [Текст]: Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ,1997. ISBN 5-645-02874-5

     2. Грачева М.В., Фадеева Л.Н., Черемных Ю.Н.Моделирование экономических процессов [Текст]: Учебник М71 для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (060000) / Под ред. М.В. Грачевой, Л.Н. Фадеевой, Ю.Н. Черемных. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 351с. ISBN 5-238-00856-2

     3. Видяпина В.И., Математические методы исследования экономики. Бакалавр экономики (Хрестоматия) Т.2  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.vvsu.ru/books/bakalavr02/default.asp

     4. Бережная Е.В., Бережной В.И. Математические методы моделирования экономических систем [Текст]: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2006. - 432 с: ил.   ISBN 5-279-02940-8

     5. Шеррер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков[Текст]: Пер. с англ. - М.: ИНФРА -М, 1997.

     6. Экономическая теория [Текст]: Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. -3-е изд. -СПб: СПбГУЭФ, ПИТЕР, 2002. -544с. ISBN 5-838-00344-2

     7. Экономическая теория: Уч. пособ. [Текст]: Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. -Мн.: Книжный дом, Экоперспектива, 2004. -637с.

     8. Экономическая теория: Учебник [Текст]: Под общ. ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой и др. -М.: ИНФРА-М, 2003. -714с.

     9. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. [Текст]: СПб.: Питер, 2001. -256с.

     10. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков[Текст]: Учебник. - М.: ИЧП "Издательство Магистр", 1998. - 320с. ISBN 5-874-00564-5

     11. Википедия – свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wik

 

       

     

     Таблица 1. Сравнительный  анализ моделей дуополии

 

     Окончание таблицы 1. Сравнительный анализ моделей дуополии

Информация о работе Задача фирмы в условиях олигополии. Постановка задачи дуополии Курно и Стеккельберга. Экономический анализ