Задача фирмы в условиях олигополии. Постановка задачи дуополии Курно и Стеккельберга. Экономический анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматривается построение модели фирмы в условиях олигополии. Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта.

Содержание

Введение 3
1. Основные понятия математического моделирования экономических систем 5
1.1 Метод моделирования как основа исследования социально-экономических систем 5
1.2 Математические методы исследования экономики 7
2. Модели и задачи теории отраслевых рынков 12
2.1 Экономическая теория отраслевых рынков 12
2.2 Моделирования стратегического взаимодействия фирм на рынке 13
3. Модели дуополии 18
3.1. Модель Курно 18
3.2. Модель Стэкльберга 21
Заключение 26
Глоссарий 28
Список использованной литературы: 30
Приложение А 1

Работа содержит 1 файл

Курсовая по моделированию.doc

— 560.50 Кб (Скачать)

     2) определение методов, с помощью  которых можно решить задачу;

     3) анализ полученных результатов.

     При экономико-математическом моделировании  часто возникает ситуация, когда  изучаемая экономическая система  имеет слишком сложную структуру, еще не разработаны такие математические методы, схемы, которые охватывали бы все основные особенности и связи подобной системы, например такой, как экономика предприятия в целом, в ее динамике и развитии. Возникает необходимость упрощения изучаемого объекта, исключения и анализа некоторых его второстепенных особенностей с тем, чтобы подвести эту упрощенную систему под класс уже известных структур, поддающихся математическому описанию и анализу. При этом степень упрощения должна быть такой, чтобы все существенные для данного экономического объекта черты в соответствии с целью исследования были включены в модель [4].

     Важным  моментом первого этапа моделирования  является четкая формулировка конечной цели построения модели, а также  определение критерия, по которому будут сравниваться различные варианты решения. В экономическом анализе  такими критериями могут быть: наибольшая прибыль, наименьшие издержки производства, максимальная загрузка оборудования, производительность труда и др. В задачах математического программирования такой критерий отражается целевой функцией. Например, необходимо проанализировать производственную программу выработки продукции с целью выявления резервов повышения прибыли в результате структурного сдвига в ассортименте. Критерием оптимальности в данном случае при построении экономико-математической модели выступает максимум прибыли. Уравнение целевой функции будет иметь вид:

       

     где х, — количество производимой продукции (тонны, шт., и т.д.) j - го вида; Пj — прибыль, получаемая от производства единицы продукции j - го вида.

     При постановке задач математического  программирования обычно предполагается ограниченность ресурсов, которые необходимо распределить на производство продукции. Поэтому очень важно определить, какие ресурсы являются решающими для изучаемого процесса и в то же время лимитирующими, каков их запас. Если все виды производственных ресурсов, к которым относятся сырье, трудовые ресурсы, мощность оборудования и др., используются для выпуска продукции, то необходимо знать расход каждого вида ресурса на единицу продукции [4].

     Все   ограничения, отражающие экономический процесс, должны быть непротиворечивыми, т.е. должно существовать хотя бы одно решение задачи, удовлетворяющее всем ограничениям.

     В качестве ограничений при построении экономико-математической модели выступает  система неравенств, имеющая следующий  вид:

     

     где aij — норма расхода i - го производственного ресурса на производство единицы j – го вида продукции; wi — запасы i - го вида производственного ресурса на рассматриваемый период времени.

     Объединяя уравнение целевой функции и  систему ограничений в единую модель, получим линейную экономико-математическую модель ассортиментной задачи:

     

     Не  для всякой экономической задачи нужна собственная модель. Некоторые  процессы с математической точки  зрения однотипны и могут описываться  одинаковыми моделями. Например, в  линейном программировании, теории массового обслуживания и других существуют типовые модели, к которым приводится множество конкретных задач.

     Вторым  этапом моделирования экономических  процессов является выбор наиболее рационального математического  метода для решения задачи. Например, для решения задач линейного программирования известно много методов: симплексный, потенциалов и др. Лучшей моделью является не самая сложная и самая похожая на реальное явление или процесс, а та, которая позволяет получить самое рациональное решение и наиболее точные экономические оценки. Излишняя детализация затрудняет построение модели, часто не дает каких-либо преимуществ в анализе экономических взаимосвязей и не обогащает выводов. Излишнее укрупнение модели приводит к потере существенной экономической информации и иногда даже к неадекватному отражению реальных условий.

     Третьим этапом моделирования является всесторонний анализ результата, полученного при  изучении экономического явления или  процесса. Окончательным критерием  достоверности и качества модели являются: практика, соответствие полученных результатов и выводов реальным условиям производства, экономическая содержательность полученных оценок. Если полученные результаты не соответствуют реальным производственным условиям, то необходим экономический анализ причин несоответствия. Такими причинами могут быть: недостаточная достоверность информации, а также несоответствие используемых математических средств и схем особенностям и сущности изучаемого экономического объекта. После того, как причина определена, в модель должны быть внесены соответствующие коррективы, и решение задачи повторяется.

     Таким образом, экономико-математическое моделирование  работы предприятия, фирмы должно быть основано на анализе его деятельности и, в свою очередь, обогащать этот анализ результатами и выводами, полученными после решения соответствующих задач.

     Построение, или моделирование, конечной факторной  системы для анализируемого экономического показателя хозяйственной деятельности можно осуществить как формальным, так и эвристическим путем на основе качественного анализа сущности экономического явления, отражаемого через данный результативный показатель. Моделирование факторной системы основывается на следующих экономических критериях выделения факторов как элементов факторной системы: причинности, достаточной специфичности, самостоятельности существования, учетной возможности. С формальной точки зрения, факторы, включаемые в факторную систему, должны быть количественно измеримыми [4].

 

     2. Модели и задачи теории отраслевых рынков

     2.1 Экономическая теория отраслевых рынков

 

     Экономическая теория отраслевых рынков — сравнительно молодая область экономической  науки, которая сформировалась в 30-е  и 40-е гг. XX века, опираясь на традиции Гарвардской, Чикагской и Австрийской научных школ. Она известна в зарубежной литературе под двумя близкими по смыслу названиями: «Industrial Economics» и «Industrial Organization». Как правило, термины «Industrial Economics» и «Industrial Organization» считаются синонимами, которые характеризуют рассматриваемую область экономической теории: первый — преимущественно в Европе, а второй — преимущественно в США.

     Вопросы теории и экономики отраслевых рынков являются неотъемлемой частью подготовки студентов-экономистов в странах с рыночной экономикой. В России это направление начало разрабатываться лишь в середине 90-х годов XX века. В это же время были подготовлены первые программы для преподавания курсов по экономической теории отраслевых рынков.

     Новая для России учебная дисциплина имеет  дело прежде всего с проблемами рыночной экономики, хотя сравнительный анализ может затрагивать как централизованно планируемую, так и смешанную экономики. Объектом анализа являются отраслевые рынки, а в качестве предмета анализа большинство специалистов называют процессы их функционирования.

     Современная теория отраслевых рынков (New Industrial Organization) строится на базе сочетания двух подходов к анализу отраслей и рынков: классического подхода на основе парадигмы «Структура — Поведение — Результат» и микроэкономического подхода [2].

     Модель  совершенной конкуренции предполагает, наличие на рынке большого числа  фирм, производящих данную продукцию  и потребляющих одинаковые факторы  производства. Это означает, что  ни один из участников рынка не может  за счет выбранной им стратегии повлиять ни на цену единицы выпуска, ни на цены факторов производства. В данной ситуации все участники рынка являются ценополучателями.

     Задача  производителя может рассматриваться  как в условиях краткосрочного периода, так и в условиях долгосрочного периода.

     Краткосрочный период предполагает, что период производства продукции является недостаточно длительным, для того чтобы фирма могла  полностью задействовать все  ресурсы производства продукции  и, следовательно, фирма ограничена в потреблении того или иного фактора производства.

     Долгосрочный  период предполагает, что производство осуществляется в течение достаточно длительного промежутка времени, что  позволяет фирме не быть ограниченной в объемах потребления того или  иного фактора производства. Кроме того, в долгосрочном периоде отсутствуют фиксированные издержки, связанные с началом производства продукции.

     Переменные  издержки касаются использования имеющихся  в распоряжении фирмы факторов производства и изменяются в соответствии с  объемом выпуска продукции.

     2.2 Моделирования стратегического взаимодействия фирм на рынке

 

     Стратегическое  взаимодействие характерно не для всех типов рыночных структур и непосредственно связано с понятием несовершенной конкуренции на рынке. К случаям несовершенной конкуренции относятся рыночные структуры, которые нельзя считать полностью конкурентными и которые в то же время не контролируются продавцом-монополистом. Несовершенная конкуренция возникает тогда, когда на рынке конкурируют фирмы, две или более, каждая из которых имеет возможность влиять на цену. Известны две формы несовершенной конкуренции: монополистическая конкуренция и олигополия.

     Монополистическая конкуренция предполагает, что значительное число фирм, каждая из которых удовлетворяет относительно небольшую долю рыночного спроса, конкурирует на рынке дифференцированного товара со свободным входом и выходом. Олигополия, напротив, отличается небольшим числом фирм, которые доминируют на рынке, где вход и выход могут быть затруднены.

     Следует заметить, что монополистическую конкуренцию иногда рассматривают как особую форму олигополии, а олигополист может предлагать на рынке как однородный, так и дифференцированный продукт.

     Олигополия  — это тип строения рынка, на котором действует ограниченное число фирм, осознающих свою взаимозависимость.

     Олигополия  является преобладающей формой рыночной структуры многих отраслей экономики, поэтому существует много примеров стратегического взаимодействия в  условиях олигополии. Создано немало моделей олигополии, цель которых — исследовать процессы принятия стратегических решений и, по возможности, предсказать результаты взаимодействия фирм на рынке.

     Модели  олигополии последовательно развивают идеи классической теории олигопольного ценообразования, выдвинутые А. Курно в 1838 г. и Ж. Бертраном в 1883 г. Нет единой модели олигополии: модели олигополии могут иметь различную структуру, но существует несколько предпосылок, общих для всех моделей олигополии. Выделим две главные предпосылки. Во-первых, возможность прямо или опосредованно воздействовать на цену предполагает убывающую кривую спроса на продукцию олигополии. Во-вторых, ценообразование на рынках олигополии предполагает взаимозависимость фирм-производителей (и одновременно продавцов) товара при принятии решений относительно их поведения на рынке. [1]

     Вторая  предпосылка определяет наличие  стратегического поведения или стратегического взаимодействия фирм на рынке. Это означает, что поставщик товара имеет возможность предвидеть и учитывать в принятии решений поведение своих конкурентов.

     Выбор каждого олигополиста зависит от поведения его соперников. Поэтому кривая спроса на продукцию отдельного олигополиста в момент принятия стратегических решений, как правило, неизвестна. Ключевое значение имеют предположения олигополиста относительно реакции конкурентов на действия друг друга. Известны модели некооперированной и кооперированной олигополии. В условиях некооперированной олигополии конкурирующие на рынке фирмы принимают решения независимо друг от друга. В этом случае субъекты рынка не смогут принять решение, не оценив возможную реакцию соперников. В условиях кооперированной олигополии субъекты рынка вступают в сговор (тайный или открытый). В этом случае оценка возможной линии поведения соперников имеет принципиально другое значение. Модели олигополии также отличаются в зависимости от структуры эндогенных и экзогенных переменных. Если олигополисты принимают решение об объеме выпуска продукции, то модель представляет количественную олигополию. Если олигополисты принимают решение о цене на продукцию, то модель рассматривает ценовую олигополию.

Информация о работе Задача фирмы в условиях олигополии. Постановка задачи дуополии Курно и Стеккельберга. Экономический анализ