Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 23:55, курсовая работа
Целью курсовой работы является теоретическое обоснование и разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности ООО СФ «Барит» под влияния внешней среды, направленных на повышение устойчивости функционирования предприятия в современных условиях рыночной конкуренции.
Содержание
Происходящие в нашей стране сложные процессы реформирования экономических отношений и развитие новых рыночных условий хозяйствования требует новых подходов к организации производственно-хозяйственной деятельности, принципов и методов управления производством.
В ходе экономических реформ предприятия претерпели существенные изменения, как с точки зрения социально-экономической природы собственности, так и с точки зрения качественных и количественных характеристик своих производственных возможностей. Изменившаяся коренным образом внешняя среда потребовала навыков ведения хозяйственной деятельности в условиях конкуренции.
Изучение, анализ и оценка этих особенностей, т. е. силы влияния динамичной внешней среды на деятельность предприятия, условий конкуренции и трудно предсказуемого поведения конкурентов, необходимо предприятию, прежде всего, для того чтобы:
-
определить степень своей
-
выявить свои конкурентные
-
разработать комплексы
-
разработать различные
В
рыночной экономике могут
Этими
фактами обусловливается
Целью курсовой работы является теоретическое обоснование и разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности ООО СФ «Барит» под влияния внешней среды, направленных на повышение устойчивости функционирования предприятия в современных условиях рыночной конкуренции.
В соответствии с определенной целью были поставлены следующие задачи:
Предметом исследования в данной дипломной работе является внешняя среда предприятия.
Объектом исследования в данной курсовой работе являются процессы воздействия внешней среды на конкурентоспособность предприятия.
Теоретическую и методическую основу исследования составили книги, учебные пособия и периодические издания.
При
написании курсовой работы были также
использованы методы технико-экономического
анализа, методы системного анализа, теории
принятия решений, теории управления риском,
экономико-математические методы, методы
маркетинга и другие методы.
В настоящее время необходимо учитывать действие факторов, находящихся вне организаций, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Необходимо уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на организацию, подбирать методы и способы реагирования на внешние воздействия. Организации вынуждены приспосабливаться к среде, чтобы выжить и сохранить эффективность.
Выделяют следующие основные характеристики внешней среды:
Отношения предприятия с внешней средой динамичны. Для внешней среды характерно наличие множества связей между ее элементами, которые условно подразделяются на вертикальные и горизонтальные.
Вертикальные связи возникают с момента государственной регистрации, поскольку каждый субъект хозяйствования осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством.
Горизонтальные связи обеспечивают непрерывность процессов производства и реализации продукции, отражают взаимоотношения производителей с поставщиками материальных ресурсов, покупателями продукции, деловыми партнерами и конкурентам. Укрупнено и схематично связи субъекта хозяйствования во внешней среде представлены на рис. 1.1.
Во внешней среде функционирования субъектов хозяйствования различают макроуровень (макросреда) и микроуровень (микросреда).
На каждом уровне действуют свои факторы, оказывающие влияние на субъект хозяйствования. Так, на макроуровне выделяют природные, экологические, социально-демографические и политические факторы.
На микроуровне на хозяйственную деятельность воздействуют такие факторы, как рыночная конъюнктура, форма и теснота партнерских связей, отношения с поставщиками и потребителями, степень развития рыночной инфраструктуры.
В
соответствии со спецификой влияния
на функционирование субъектов хозяйствования
выделяют факторы прямого и косвенного
воздействия (табл. 1.1).
Таблица
1.1 - Факторы прямого и косвенного воздействия
на предприятие
Факторы | Содержание |
Прямого воздействия | Государство
Поставщики материальных и финансовых ресурсов Рынок труда Правовое пространство (законы, законодательные и нормативные акты, регламентирующие деятельность в экономической среде) Потребители Конкуренты Общественные структуры (экологические организации, профессиональные союзы и т.д.) |
Косвенного воздействия | Ситуационные
(отражающие экономическую ситуацию
в стране, мире, особенности межгосударственных
отношений и др.)
Инновационные
(формирующие потенциал для Социокультурные (включающие комплекс жизненных ценностей традиций и обычаев, принятых в стране) Политические (отражающие политику административных органов государства по отношению к хозяйствующим субъектам, устанавливающие стандарты на уровень безопасности продукции, по экологии и т.д.) |
Факторы
прямого воздействия
Факторы косвенного воздействия не оказывают прямого влияния на деятельность субъекта хозяйствования.
Невозможно перечислить все элементы внешней среды. К основным из них относятся:
Кроме внешней среды характер протекания экономических процессов зависит от внутренней организации деятельности субъект хозяйствования или его внутренней среды.
При выработке стратегии требуется произвести анализ конкурентной силы и конкурентной позиции предприятия. Элементами такой оценки являются исследования того: насколько прочно компания удерживает свою конкурентную позицию в настоящее время, каковы перспективы укрепления или ослабления конкурентной позиции при сохранении применяемой в настоящее время стратегии, какое место занимает компания среди основных конкурентов, имеет ли компания в настоящее время конкурентное преимущество или отстает по уровню конкурентоспособности от основных конкурентов, какова способность компании защищать свою позицию в контексте движущих сил отрасли, конкурентного давления, ожидаемых шагов конкурентов.
Наиболее мощным методом оценки конкурентной позиции является количественная оценка по сравнению с конкурентами каждого из ключевых факторов успеха и каждого существенного индикатора конкурентной силы.
Отраслевые ключевые факторы успеха (КФУ) - это те действия по реализации стратегии, конкурентные возможности, результаты деятельности, которые каждая фирма должна обеспечить (или стремится к этому), чтобы быть конкурентоспособной и добиться финансового успеха. КФУ - это те факторы, которым фирмы должны уделять особое внимание, так как они определяют успех (или провал) фирмы на рынке, ее конкурентные возможности, непосредственно влияющие на ее прибыльность.
Возможный
набор КФУ приведен в таблице
1.1
Таблица 1.1 - Набор ключевых факторов успеха
Ключевые факторы успеха / оценка силы | Компания | Конкурент 1 | Конкурент 2 | Вес |
Качество / характеристика товара | ||||
Репутация / имидж | ||||
Производственные возможности | ||||
Технологические навыки | ||||
Сбытовая сеть | ||||
Маркетинг / реклама | ||||
Финансовое положение | ||||
Издержки в сравнении с конкурентами | ||||
Обслуживание клиентов | ||||
Взвешенная оценка |
Знание основных источников конкурентного давления обеспечивает прочный фундамент для стратегического плана действий. Оно позволяет выявить сильные и слабые стороны организации, дать четкое обоснование позиционирования компании в своей отрасли, понять, в каких областях стратегические изменения дадут наивысший положительный эффект, и определить потенциальные возможности и факторы угрозы для компании в конкретной отрасли.