Управление рентабельностью и ликвидностью предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 20:10, дипломная работа

Описание работы

Анализ состояния ликвидности предприятия показывает, по каким конкретным направлениям надо вести эту работу, дает возможность выявления наиболее важных аспектов и наиболее слабых позиций в финансовом состоянии на конкретном предприятии. Целью дипломной работы является рассмотрение теории и методологии, управления рентабельностью и ликвидностью предприятия, выработать рекомендации для дальнейшего поддержания, либо улучшения уровня рентабельности и ликвидности объекта исследования

Содержание

Введение 3
1. Теоритико-методологические основы управления рентабельностью и ликвидностью предприятия 6
1.1 Понятие рентабельности и факторы, на нее влияющие 6
1.2 Понятие, сущность и виды ликвидности 10
1.3 Система показателей и методов оценки ликвидности, анализ ликвидности баланса предприятия 12
1.4 Управление рентабельностью и ликвидностью предприятия 22
2. Анализ рентабельности и ликвидности ЗАО «Прагматика» 34
2.1 Характеристика предприятия и его организационная структура 34
2.2 Анализ финасового состояния ЗАО «Прагматика» 37
2.3 Оценка ликвидности и платежеспособности ЗАО «Прагматика» 40
2.4 Оценка рентабельности 53
3. Пути повышения рентабельности и ликвидности на предприятии ЗАО «Прагматика» 65
3.1 Мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия 65
3.2 Оптимизация управления рентабельностью и ликвидностью ЗАО «Прагматика» 68
3.3 Разработка финансовой политики на предприятии 78
Заключение 81
Список использованных источников 84

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ Управление рентабельностью и ликвидностью.doc

— 884.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

  Введение

 

В условиях рыночной экономики деятельность каждого  хозяйствующего субъекта становится предметом  внимания значительного круга предприятий и лиц, заинтересованных в результатах его функционирования. «На основе доступной финансово-учетной информации партнеры предприятия стремятся адекватно оценить его финансовое состояние.

Финансовое  положение фирмы является главным  критерием для банков при решении вопроса о целесообразности или нецелесообразности выдачи ему кредита, а при положительном решении этого вопроса - под какие проценты и на какой срок» [22, с. 135].

Актуальность  данной темы заключается в том, что  чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно хорошо знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую - заемные. Следует знать и такие понятия рыночной экономики, как деловая активность, платежеспособность, кредитоспособность предприятия, рентабельность и другие, а также методику их анализа.

Для оценки уровня эффективности работы получаемый результат  — прибыль — сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами. Рентабельность есть относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, может быть использован при сравнении деятельности разных хозяйствующих субъектов. Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности, прибыльности.

Анализ состояния  ликвидности предприятия показывает, по каким конкретным направлениям надо вести эту работу, дает возможность  выявления наиболее важных аспектов и наиболее слабых позиций в финансовом состоянии на конкретном предприятии.

Целью дипломной работы является рассмотрение теории  и методологии, управления рентабельностью и ликвидностью предприятия, выработать рекомендации для дальнейшего поддержания, либо улучшения уровня рентабельности и ликвидности объекта исследования

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • изучить научную литературу по теме дипломной работы;
    • изучение деятельности ЗАО «Прагматика»;
    • изучение организации: его структура, основными функции управленческих и производственных подразделений;
    • провести расчет основных показателей, используемых для оценки управления ликвидностью предприятия
    • провести анализ ликвидности и платежеспособности предприятия;
    • изучение управления рентабельностью и ликвидностью предприятия.

Объектом исследования является рекламно-производственное предприятие ЗАО «Прагматика» (ранее ООО фирма «Прагматика»)

В данной работе в качестве информационной базы были использованы следующие материалы:

    • специальная научная и учебная литература;
    • Устав ЗАО «Прагматика»;
    • статистические данные;
    • специальные печатные издания;
    • внутренние нормативные документы;
    • материалы собранные в ходе практики на организации;
    • бухгалтерская отчетность за 2011 – 2013 г.г.

В ходе подготовки данной работы изучены исторические, теоретические разработки, статистические источники, официальные документы, законодательные акты.

Методологической основой  дипломной работы послужили труды  ученых и специалистов в области  бухгалтерского учета, анализа ликвидности  и платежеспособности, нормативные  и законодательные акты, регламентирующие сферу бухгалтерского учета, информация справочных систем, информационные ресурсы сети «Интернет», рабочие материалы бухгалтерии и других отделов ЗАО «Прагматика»

Практическая значимость результатов дипломной работы заключается в возможности применения основных положений, результатов и рекомендаций в практике бухгалтерского учета и анализа рентабельности и ликвидности.

Временные границы определены с учетом имеющихся в распоряжении автора достоверных данных.

Структура дипломной работы состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 48 источников и приложений. Работа изложена на 88 страницах, содержит 10 таблиц, 4 рисунка.

 

  1. Теоритико-методологические основы управления рентабельностью и ликвидностью предприятия

    1. Понятие рентабельности и факторы, на нее влияющие

 

Рентабельность – это коэффициент полученный как отношение прибыли к затратам, где в качестве прибыли может быль использована величина балансовой, чистой прибыли, прибыли от реализации продукции, а также прибыли от разных видов деятельности  предприятия. В знаменателе в качестве затрат могут быть использованы показатели стоимости основных и оборотных фондов, выручки от реализации, себестоимости продукции собственного и заемного капитала и т.д.

«Рентабельность  (от нем. rentabel - доходный) эффективность, прибыльность, доходность предприятия или предпринимательской деятельности. Количественно рентабельность исчисляется как частное от деления прибыли на затраты, на расход ресурсов» [47].

Рентабельность  предприятия – «показатель эффективности использования основных средств предприятия, производственных ресурсов. Общая рентабельность предприятия определяется как отношение прибыли к средней стоимости основных и оборотных средств» [22, с.116].

Предприятие считается  рентабельным, если в результате реализации товаров, работ, услуг оно покрывает все свои издержки и получает прибыль. Поэтому в широком смысле слова понятие рентабельность означает прибыльность, доходность. Но определение рентабельности как прибыльности не достаточно точно раскрывает её экономическое содержание из-за отсутствия тождества между ними, т.к. сумма прибыли и уровень рентабельности, как правило, изменяются не в равной пропорции, а зачастую и в разном направлении.

В течение производственного цикла на уровень рентабельности влияет ряд факторов. Которые можно разделить на: внешние – связаны с воздействием на деятельность предприятия рынка, государства, географического положения и внутренние: производственные и внепроизводственные. Выявление в процессе анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на рентабельность, дает возможность “очистить” показатели эффективности от внешнего воздействия.

Рассмотрим  сначала факторы, непосредственно  связанные с деятельностью предприятия,  которые оно может изменять и регулировать в зависимости от поставленных перед предприятием целей и задач, т.е.  внутренние факторы. Их можно разделить на производственные, непосредственно связанные с основной деятельностью предприятия, и внепроизводственные факторы, которые не связаны с производством продукции и с основной деятельностью предприятия.

Внепроизводственные факторы включают в себя снабженческо-сбытовую деятельность, т.е. своевременность и полноту выполнения поставщиками и покупателями обязательств перед предприятием, их удаленность от предприятия, стоимость транспортировки до места назначения и т.д.. Природоохранные мероприятия, которые необходимы для предприятий ряда отраслей, например, химической, машиностроительной и т.п. отраслей, и влекут за собой значительные издержки. Штрафы и санкции за несвоевременность или не точность выполнения каких-либо обязательств фирмы, например, штрафы в налоговые органы за несвоевременность расчетов с бюджетом. На финансовые результаты деятельности фирмы, следовательно, и на рентабельность косвенно влияют и социальные условия труда и быта работников. Финансовая деятельность предприятия, т.е. управление собственным и заемным капиталом на предприятие, деятельность на рынке ценных бумаг, участие в других предприятиях и т.д.

Что касается производственных факторов - из курса экономической теории известно, что процесс производства состоит из трех элементов: средства труда, предметы труда и трудовые ресурсы. В связи с этим, выделяют такие производственные факторы, как наличие и использование средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов. Названные факторы являются основными факторами роста прибыли и рентабельности предприятия, именно с повышением эффективности их использования связываются процессы интенсификации производства.

Влияние производственных факторов на результат деятельности можно оценить с двух позиций: как экстенсивное и как интенсивное. Экстенсивные факторы связаны с изменением количественных параметров элементов процесса производства, к ним относятся :

    • изменение объема и времени работы, т.е., например, покупка дополнительных станков, машин и т.д., строительство новых цехов и помещений или увеличение времени работы оборудования для увеличения объема производимой продукции;
    • изменение количества предметов труда, непроизводительное использование средств труда, т.е. увеличение запасов, большой удельный вес брака  и отходов в объеме выпускаемой продукции;
    • изменение численности рабочих, фонда рабочего времени, непроизводительные затраты живого труда (простои).

Количественное  изменение производственных факторов всегда должно быть оправдано изменением объема выпускаемой продукции, т.е. предприятие должно следить за тем, чтобы не снижались тепы прироста прибыли относительно темпов прироста затрат.

Интенсивные производственные факторы связаны с повышением качества использования производственных факторов, к ним относятся:

    • повышение качественных характеристик и производительности оборудования, т.е. своевременная замена оборудования на более современное с большей производительностью;
    • использование прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки, ускорение оборачиваемости материалов;
    • повышение квалификации рабочих, снижение трудоемкости продукции, совершенствование организации труда.

Кроме внутренних факторов на рентабельность предприятия оказывают косвенное воздействие и внешние факторы, которые не зависят от деятельности предприятия, но зачастую достаточно сильно влияют на результат его деятельности. К данной группе факторов  относятся географическое положение предприятия, т.е. регион в котором оно располагается, удаленность предприятия от сырьевых источников, от районных, республиканских центров, природные условия и т.д. Конкуренция и спрос на продукцию предприятия, т.е. наличие на рынке платежеспособного спроса на продукцию фирмы, присутствие на рынке фирм - конкурентов, производящих аналогичный по потребительским свойствам товар. Ситуация на смежных рынках, например, на финансовом, кредитном, рынке ценных бумаг, сырьевых рынках и т.д., т.к. изменение доходности на одном рынке, влечет за собой снижение доходности на другом, например, повышение доходности государственных ценных бумаг ведет к сокращению инвестиций в реальный сектор экономики. Государственное вмешательства в экономику, которое проявляется в изменение законодательных основ деятельности рынка, изменение налогового бремени на предприятия, изменение ставок рефинансирования и т.д.» [44, с.597].

«Данные о рентабельности могут служить базой для оценки уровня эффективности производства, разработки мер по снижению задолженности предприятий, улучшению налоговой и ценовой политики, проведению структурных преобразований, регулированию деятельности естественных монополий и предприятий-монополистов» [13, с.84].

 

    1.  Понятие, сущность и виды ликвидности

 

В условиях экономической  обособленности и самостоятельности, хозяйствующие субъекты обязаны в любое время иметь возможность срочно погашать свои внешние обязательства, т.е. быть платежеспособными, или краткосрочные обязательства, т.е. быть ликвидными.

Ликвидность:

  • в деловой терминологии способность превращения активов фирмы, ценностей в наличные деньги, мобильность активов;
  • способность заемщика обеспечить своевременное выполнение долговых обязательств, платежеспособность;
  • способность рынка поглощать ценные бумаги, мера их продаж при существующем уровне цен, без их существенного изменения;

 «Под ликвидностью предприятия понимается ее способность покрывать свои обязательства активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. Понятие ликвидности на практике сравнивают с платежеспособностью. Это не точное представление, но в обеспеченности кредита эти понятия приблизительно равны. Ликвидность означает безусловную платежеспособность организации и предполагает постоянное равенство между ее активами и обязательствами одновременно по:

    1. общей сумме;
    2. срокам превращения в деньги (активы) и срокам погашения (обязательства).

Платежеспособность  организации — внешний признак  его финансовой устойчивости и обусловлена  степенью обеспеченности оборотных активов долгосрочными источниками. Она определяется возможностью организации своевременно погашать наличными денежными ресурсами свои платежные обязательства» [21, с. 107]. Анализ платежеспособности необходим не только для самой организации с целью оценки и прогнозирования его дальнейшей финансовой деятельности, но и для ее внешних партнеров и потенциальных инвесторов.

Хозяйствующий субъект считается платежеспособным, если его общие активы больше чем  долгосрочные и краткосрочные обязательства. Предприятие является ликвидным, если его текущие активы больше, чем краткосрочные обязательства.

Информация о работе Управление рентабельностью и ликвидностью предприятия