Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 11:25, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является анализ практики найма персонала предприятия и разработка предложений по его совершенствованию.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность и содержание набора и отбора персонала;
охарактеризовать способы привлечения претендентов;
дать общую характеристику ООО «Сантино»;
проанализировать систему найма персонала в ООО «Сантино»;
выявить критерии подбора работников в ООО «Сантино»;
разработать рекомендации по совершенствованию процедуры найма персонала предприятия .
1 ВВЕДЕНИЕ 7
2.2 РОЛЬ НАБОРА И ОТБОРА ПЕРСОНАЛА В ФОРМИРОВАНИИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ 22
3 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЙМА ПЕРСОНАЛА ООО «САНТИНО» 30
3.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 30
3.2 АНАЛИЗ КАДРОВОГО СОСТАВА И ДВИЖЕНИЕ КАДРОВ ООО «САНТИНО» 35
3.3 ОРГАНИЗАЦИЯ НАБОРА И ОТБОРА ПЕРСОНАЛА В ООО «САНТИНО» 50
4 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАБОРА И ОТБОРА ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ С УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 54
4.1 СПЕЦИФИКА ТРЕБОВАНИЙ К РАБОТНИКАМ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «САНТИНО» 54
4.2 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ НАБОРА И ОТБОРА РАБОТНИКОВ 61
5 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ А 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 74
ПРИЛОЖЕНИЕ В 75
Организационно участники ОДИ разбиваются на три группы: группа претендентов (которые в свою очередь разбиваются на подгруппы), группы экспертов и рабочая группа с функцией экспертной оценки.
На каждой фазе по 2 – 3 часа отводится на работу в подгруппах, затем проводится общее заседание, на котором каждая подгруппа делает 5- 10 минутный доклад. По каждому докладу развертывается дискуссия. Обязательная процедура (1 час) – рефлексивный анализ ситуации, то есть разбор того, что происходит на игре.
После завершения ОДИ начинается «предвыборная кампания», в процессе которой претенденты-финалисты выступают со своими программами в различных службах и подразделениях предприятия. Этот этап завершается окончательным выбором кандидата на вакантную должность.
Метод ситуационного моделирования
Это технология, ориентированная на решение конкурсных задач в условиях социально – экономической, политической нестабильности.
Процедуры конкурса конструируются применительно к задаче отбора.
Решение задачи по выбору процедур основываются на избранной парадигме конкурса. В зависимости от сочетания управленческих форм и их удельного веса в организационной культуре предприятия вырабатываются рекомендации разработчикам конкурса по использованию тех или иных процедур. Один из возможных методов определения удельного веса управленческих форм – экспертная оценка организационной культуры предприятия. Результат этой оценки может выражаться в процентах наличия той или иной управленческой формы и представляется в виде диаграммы – круга. Проще говоря, моделируется ситуация, в которой предстоит действовать будущему руководителю, и определяются требования к нему.
Целесообразность
Менеджер по подбору персонала при найме выполняет следующие задачи:
Для обеспечения повышения качества предварительного отбора руководству кадровой службы необходимо четко определить:
В результате проведения интервью принимаются следующие решения:
В процессе отбора персонала в рамках
найма происходит распределение
ролей между линейными
Общая схема найма персонала двуедина. С одной стороны, должно учитываться, что предлагает рынок труда (специалисты, их возможности), компетенции специалистов. На этой основе должна быть построена иерархия кадров. С другой стороны надо работать и внутри предприятия: набор должностей, их характеристики, описание (они могут как создаваться, так и дорабатываться). Следовательно, это создает иерархию потребностей кадров.
Именно на этом этапе происходит определение соответствия кандидатов и потребностей предприятия.
Процесс найма важен на каждом предприятии,
но особенно на предприятиях, являющихся
представителями малого бизнеса. Так
как там процесс функционирован
- где искать потенциальных
- как известить о будущих рабочих местах?
Источники найма персонала
Внутренние источники
Методы набора персонала из внутреннего источника разнообразны, среди них можно выделить следующие:
1. Внутренний конкурс. В
2. Совмещение профессий. Этот метод целесообразно использовать, если объем работ небольшой или исполнитель требуется на время, например, когда другой сотрудник находится в отпуске. В российских производственных организациях в последнее время достаточно часто встречается совмещение должностей собственными специалистами организации. Так мастер одного производственного участка как правило одновременно выполняет обязанности другого мастера. Это позволяет ему получать приработок в условиях низких ставок заработной платы. Так же примером совмещения профессий будет являться выполнение работы на должности декана факультета ВУЗа и занятие должности доцента и профессора на какой-либо кафедре данного учебного заведения этого же вуза, или ведение учебных занятий параллельно на двух кафедрах.
3. Ротация кадров. Ротация представляет собой перемещение специалистов или руководящих работников с одной должности на другую в пределах одной организации. Ротация кадров может иметь целью повышение в должности с расширением полномочий и круга должностных обязанностей; повышение уровня квалификации, сопровождающееся поручением руководителю или специалисту более сложных задач, без повышения в должности, но с увеличением заработной платы; смену задач и обязанностей в связи с переводом на равноценную должность без повышения в должности и заработной плате.
4. Способом замещения вакантных
мест может являться также
сверхурочная работа. Преимущество
сверхурочной работы состоит
в том, что не возникают
К внешним источникам подбора персонала относится все то неопределенное количество людей, способных работать в организации, но не работающих в ней в настоящий момент. Среди них могут быть как люди, с которыми руководители организации и работники службы персонала раньше встречались по вопросу трудоустройства (из так называемого списка ожидания, или резерва), так и специалисты, с которыми подобные встречи еще предстоят.
Выделяют следующие способы формирования персонала из внешних источников.
Центры занятости. Многие фирмы и компании используют местные центры занятости в качестве источника для найма людей. Эти службы могут помочь найти не слишком квалифицированный персонал (для простой, рутинной работы, возможно, требующей неполной занятости). Как правило, через службу занятости устраиваются на работу специалисты, которые потеряли работу из-за банкротства своих прежних предприятий и были вынуждены пройти переобучение (переподготовку) для освоения новой специальности.
Кадровые агентства. Многие менеджеры по персоналу пользуются услугами агентств по найму, чтобы сэкономить время и избежать трудностей при поиске нового персонала. Агентству представляется заявка на специалистов с указанием должности, оклада, содержания деятельности, ориентировочных критериев поиска и отбора. Как правило, хорошо работающее агентство представляет нескольких кандидатов, чтобы работодатель сделал свой выбор самостоятельно. На представленных специалистов может быть дана «гарантия», которая вступает в силу в случае увольнения специалиста по собственному желанию или некомпетентности в течение оговоренного срока. В таком случае агентство обязано бесплатно представить других кандидатов на данную должность.
Самостоятельный поиск через средства массовой информации, знакомые, родственники. Многие серьезные фирмы предпочитают самостоятельно искать и отбирать кандидатов на работу. В этом случае очень важно хорошо представлять себе, к каким средствам массовой информации они обращаются.
Необходимо правильно
И внешние, и внутренние источники привлечения кандидатов имеют свои преимущества и недостатки. Приведем некоторые из них в сводной таблице 2.1.
Данные, представленные в таблице 2.1, показывают, что использование внутренних источников для привлечения кандидатов на замещение вакантных должностей повышает мотивацию труда персонала, предоставляет им возможности для продвижения по службе, улучшает морально-психологический климат в коллективе, но полностью не удовлетворяет потребности в кадрах и не способствует интенсивности производства. В свою очередь, внешние источники полностью удовлетворяют потребность в персонале, дают новые импульсы для развития организации, но не способствуют социальной сплоченности членов коллектива.
Таблица 2.1 – Преимущества и недостатки внешних и внутренних источников привлечения персонала
Источники |
Преимущества |
Недостатки |
Ускорение карьерного роста собственных сотрудников |
Ограниченные возможности в подборе персонала | |
Повышение причастности к организации |
Возможность возникновения конфликтных ситуаций между сотрудниками компании в процессе конкурсного отбора | |
Улучшение социально- психологического климата в коллективе |
Возможность возникновения неформальных отношений - "семейственности" при решении деловых вопросов между бывшими коллегами | |
Внутренние |
Сохранение уровня заработной платы |
Снижение производительности труда работников, не занявших вакантную должность |
Снижение затрат на подбор, наем, адаптацию и обучение персонала, а также в связи с уменьшением текучести кадров |
Увеличение затрат на переподготовку или повышение квалификации персонала при переходе на новую должность | |
Повышение мотивации
труда и удовлетворенности |
Субъективный подход к профессиональным качествам некоторых работников при занятии вакантной должности из- за большого стажа работы в данной организации | |
Более широкие возможности выбора кандидатов |
Увеличение затрат на привлечение кандидатов | |
Появление с приходом новых людей новых идей, способствующих развитию организации, наличие свежего взгляда на проблемы организации |
Удлинение процесса адаптации новых сотрудников в связи с недостаточными знаниями о специфике работы организации у новых сотрудников | |
Внешние |
Удовлетворение абсолютной потребности в кадрах, как в плане качества, так и в плане количества |
Ухудшение социально- психологического климата в организации |
Снижение риска возникновения интриг в коллективе, так как с приходом новых сотрудников он становится менее сплоченным |
Снижение возможностей
для профессионального и | |
Снижение эффективности межличностных коммуникаций, в связи с тем, что новых сотрудников плохо знают в организации |
И тот, и другой варианты набора сотрудников имеют, помимо перечисленных в таблице, и другие достоинства и недостатки.
Достоинства внутриорганизационного привлечения рабочей силы:
Недостатки
Достоинства привлечения рабочей силы вне рамок организации:
Недостатки привлечения
Информация о работе Управление качеством набора персонала на ООО «Сантино»