Управление издержками как фактор повышения эффективности деятельности туристской организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 14:04, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является разработка модели повышения эффективности работы турфирмы «Карусель» на основе совершенствования управления издержками. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. выявить по литературным источникам теоретические основы управления издержками;
2. определить место управления издержками в повышении эффективности работы турфирмы;
3. создать модель повышения эффективности работы турфирмы «Карусель» на основе совершенствования управления издержками.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА I. УПРАВЛЕНИЕ ИЗДЕРЖКАМИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 9
1.1. Управление издержками организации и эффективность ее работы 9
1.2. Издержки туристской организации и эффективность ее работы. 24
1.3. Неисследованные вопросы и актуальные проблемы в теории управления издержками турфирмы как фактора повышения эффективности ее работы. 43
Выводы 51
ГЛАВА II. УПРАВЛЕНИЕ ИЗДЕРЖКАМИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ТУРФИРМЫ «КАРУСЕЛЬ». 52
2.1. Методологический раздел исследования 52
2.2. Обоснование выбора метода исследования. 54
2.3. Методы и их классификация 56
2.4. Методика проведения исследования 62
2.5. Анализ объекта исследования 67
2.6. Анализ результатов исследования 72
Выводы 77
ГЛАВА III. МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ТУРФИРМЫ «КАРУСЕЛЬ» НА БАЗЕ УПРАВЛЕНИЯ ИЗДЕРЖКАМИ. 79
3.1. Формирование управленческой проблемы и способов ее решения. 79
3.2. Модель повышения эффективности работы турфирмы «Карусель» на основе совершенствования управления издержками. 81
Выводы 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
ГЛОССАРИЙ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И НАУЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ 97
Приложения 101

Работа содержит 1 файл

диплом 08.06.doc

— 555.00 Кб (Скачать)

    (2)

Таким образом, на величину запаса прочности оказывают влияние три фактора: выручка от реализации продукции (работ, услуг), величина постоянных затрат, значение ценового коэффициента.

Факторы, определяющие величину "Запаса прочности", являются рычагами оптимизации данного показателя. В частности, можно выделить следующие пути повышения "запаса прочности" организации:

      • увеличение объема реализации продукции (только в том случае, если величина маржинальной прибыли положительна),
      • снижение постоянных затрат,
      • увеличение доли более прибыльной продукции - продукции с наибольшими ценовыми коэффициентами.

Таким образом, можно говорить о том, что фактически разработана теория управления издержками предприятия. Методы управления издержками, относящиеся как к стратегическому, так и оперативному управлению, достаточно разнообразны по своему содержанию, различны по своим целям и особенностям применения. Однако необходимо отметить, что недостаточно изучено влияние управления издержками фирмы на эффективности ее работы.

1.2. Издержки туристской организации и эффективность ее работы.

 

Под издержками туристской организации понимается совокупность различных видов затрат на производство и продажу туристского продукта. Использование системы классификации издержек позволяет анализировать и прогнозировать показатели продаж и чистого дохода по туристской организации в целом и по отдельным видам турпродукта, по клиентам и продавцам, по каналам реализации и другим категориям. Такое разбиение данных применяется в управлении себестоимостью, при планировании прибыли и оценке качества работы, а также для контроля издержек.

Косвенные издержки связаны с формированием и реализацией нескольких различных видов туристского продукта, которые в момент их возникновения не могут быть отнесены непосредственно на объект калькулирования. «Косвенные расходы расчетным путем распределяются между соответствующими видами турпродукта. Если туристская фирма осуществляет различные виды деятельности: формирует и реализует свои собственные турпутевки, а также реализует чужие турпутевки, то косвенные затраты распределяются пропорционально размеру выручки, полученной от туроператорской и турагентской (посреднической) деятельности, в общей сумме выручки.» [26, 318]

По участию  в процессе производства все виды затрат подразделяются на производственные и коммерческие.

Производственные  затраты связаны с основным видом деятельности фирмы, например у туроператора это затраты по формированию турпродукта. В конце отчетного периода они собираются на счете 20 «Основное производство».

Коммерческие (внепроизводственные) затраты связаны с реализацией турпродукта и включают расходы на рекламу, средства, уплачиваемые сбытовым и посредническим организациям, комиссионные сборы и другие подобные расходы. Все они учитываются отдельно на счете 43 «Коммерческие расходы».

Производственные и  коммерческие затраты образуют полную себестоимость продукта.

По экономической  роли затраты турфирм делят на основные и накладные.

Основные затраты - это прямые издержки, которые непосредственно связаны с процессом предоставления услуг, т, е. расходы по размещению, на питание, на экскурсионное и транспортное обслуживание. Основные затраты прямо и непосредственно включают в себестоимость турпродукта.

«Накладные затраты - это издержки, которые необходимы для формирования, продвижения и реализации турпродукта, но их нельзя прямо отнести на конкретный вид продукта по следующим причинам:

- если это невозможно практически, т. е. издержки нельзя непосредственно отнести на отдельный вид турпродукта (например, расходы на социальное обеспечение работников фирмы);

- из-за целесообразности или нецелесообразности, т. е. отнесение издержек на отдельный вид турпродукта экономически не оправданно.

Наиболее важной и используемой для целей планирования и контроля является классификация  издержек по типу «поведения» затрат в зависимости от изменения объема производства или от уровня деловой  активности компании. Рост или снижение объема производства вызывает соответствующий рост или снижение уровня определенных затрат. При этом другие затраты остаются неизменными.

Переменными называются затраты, которые варьируются с изменением объемов деятельности. Эти затраты могут зависеть от продолжительности труда, вида и класса обслуживания, стоимости питания, а также стоимости гостиничного обслуживания, от числа туристов и т. п.

Затраты относятся  к переменным, если их величина зависит  от объема оказанных услуг. «Переменные затраты по своим абсолютным размерам в зависимости от объема оказанных услуг могут как возрастать (при увеличении продолжительности тура увеличиваются расходы на питание туристов), так и уменьшаться (при увеличении продолжительности тура расходы по гостиничному обслуживанию сокращаются). Один из интересных аспектов поведения переменных расходов заключается в том, что эти издержки постоянны в расчете на единицу продукции, услуги. Хотя и здесь есть одна тонкость, связанная с системой скидок с цены услуг при групповом туризме, однако поведение переменных затрат на единицу продукции, услуги не изменяется - возрастает или снижается лишь их уровень на единицу продукции, услуги.» [11, с. 189]

Постоянные  затраты - это расходы, относительно стабильные (изменяются незначительно) при колебаниях объемов производства, услуг (например, амортизационные отчисления, арендная плата и т. п.). Постоянные затраты на единицу услуг изменяются обратно пропорционально изменению объема оказанных услуг.

Предельные  издержки - это прирост затрат фирмы при изменении объема реализации услуг на одну дополнительную единицу турпродукта.

Предельные  издержки показывают, во что обойдется  фирме увеличение объема производства на единицу турпродукта.

Поскольку постоянные издержки не меняются и не зависят от объема услуг, изменение валовых издержек определяется изменениями только переменных издержек.

Одной из самых актуальных проблем методологии и практики отечественного бухгалтерского учета  в настоящее время является проблема учета состава текущих издержек производства и обращения, учета и калькулирования себестоимости, а следовательно, и порядка формирования финансовых результатов деятельности туристской организации.  
Себестоимость турпродукта - широко применяемый термин, обозначающий все издержки, накопленные при формировании, продвижении и реализации конкретных видов турпродукта.

Себестоимость турпродукта - это объективный показатель, который  не зависит от содержания тех или  иных нормативных актов. Его сущность определяется рядом экономических  принципов.

Состав затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта, регламентирован Положением "О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" (далее - Положение о составе затрат), которое утверждено постановлением Правительства РФ от 05.08.92 г. № 552; с изменениями и дополнениями, утвержденными Правительством РФ от 01.07.95 г. № 661 от 20.11.95 г. № 1133, от 14.10.96 г. № 1211, от 22.11. 96 г. № 1387, от 11.03.97 г. № 273, от 27.05.98 г. № 509, а также письмами Минфина России:

"О включении затрат  по наладке оборудования в  себестоимость продукции" от 01.04.96 г. №16-00-14-348;

"О затратах, подлежащих  включению в себестоимость продукции" от 26.01.96 г. № 16-00-17-18;

"Об отдельных вопросах  учета и отчетности для целей  налогообложения" от 22.04.97 г. №  16-00-17-26.

В соответствии с п. 2 постановления  Правительства РФ от 05.08.92 г. № 552 Государственным  комитетом РФ по физической культуре и туризму разработаны и утверждены "Особенности состава затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта организациями, занимающимися туристской деятельностью". Приказ Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму от 08.06.98 г. № 210 зарегистрирован Минюстом России от 24.08.98 г. № 1595.  
В Российской Федерации туристская организация может выступать в качестве туроператора и (или) турагента. Рассмотрим особенности формирования себестоимости туристского продукта у туроператора.  
В соответствии с вышеперечисленными документами себестоимость туристского продукта представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат. В частности, к ним относятся:

1) затраты, непосредственно связанные с производством и реализацией туристского продукта, т. е. затраты на приобретение прав у специализированных предприятий, организаций и учреждений на следующие услуги туристам (При наличии у туристской организации подразделений, оказывающих услуги по п. 1, затраты по их содержанию также включают в себестоимость туристского продукта.):

  • по транспортному обслуживанию у автотранспортных предприятий, авиационных компаний, железнодорожных ведомств, предприятий морского и речного транспорта и др.;
  • по размещению и проживанию в гостиницах, мотелях, кемпингах, пансионатах, домах отдыха и др.;
  • по питанию в столовых, ресторанах, кафе, барах;
  • по экскурсионному обслуживанию;
  • культурно-просветительского, культурно-развлекательного и спортивного характера;
  • по визовому обслуживанию;
  • по добровольному страхованию от несчастных случаев, болезней и медицинскому страхованию в период туристской поездки;
  • по медицинскому обслуживанию, лечению и профилактике заболеваний;
  • по обслуживанию гидами-переводчиками и сопровождающими;

2) затраты на обеспечение туристской организации рабочей силой (персоналом);

3) отчисления в различные фонды и бюджеты;

4) затраты на организованный набор работников, связанные с оплатой услуг организаций по подбору кадров;

5) затраты, связанные с освоением новых туров, включая стажировку по иностранному языку работников в странах, в которых у организации, занимающейся туристской деятельностью, организуются туры на основе налаженного делового сотрудничества и контактов, а также в странах, граждане которых принимаются туристской организацией в качестве туристов;

6) платежи сторонним организациям (лицам) за оказание услуг по осуществлению туров;

7) затраты на содержание, обслуживание и управление туристской организацией;

8) затраты на выплату комиссионных вознаграждений контрагентам;

9) затраты, возникающие по не востребованной туристами части услуг, права на которые приобретаются партиями, блоками для целей формирования туров:

    • по фрахтованию всей или части вместимости транспортного средства (чартер) у перевозчика или иного организатора чартерных программ;
    • по приобретению блока мест в транспортном средстве (блок-чартер), выполняющем регулярный или чартерный рейс;
    • по размещению и проживанию у организаций, предоставляющих такие услуги, а также у обладателей прав на такие услуги;

10) прочие затраты и платежи.

Согласно Положению  затраты, включаемые в себестоимость  продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам затрат:

  • материальные затраты;
  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • амортизация основных средств;
  • прочие расходы.

Затраты на оплату труда  и материальные затраты не нормируются  и включаются в себестоимость  туристского продукта согласно действующему на туристском предприятии порядку.

К прочим расходам, включаемым в себестоимость туристского  продукта, относят:

  • содержание и обслуживание технических средств управления вычислительных центров, узлов связи, средств сигнализации и др.;
  • эксплуатацию зданий, помещений, сооружений, оборудования, инвентаря и т. п.;
  • содержание работников аппарата управления организации и ее структурных подразделений, материально-техническое и транспортное обслуживание их деятельности, включая затраты на содержание служебного автомобильного транспорта и компенсацию за использование личных автомобилей для служебных целей;
  • расходы на командировки, связанные с производственной деятельностью, включая расходы по оформлению заграничных паспортов и других выездных документов;
  • представительские расходы, связанные с производственной деятельностью туристской организации по приему и обслуживанию представителей других организаций, включая иностранных, в том числе вне места нахождения организации, занимающейся туристской деятельностью, в пределах сумм, установленных законодательством Российской Федерации. Включение представительских расходов в себестоимость туристского продукта разрешается только при наличии оправдательных документов, в которых должны быть указаны программа проведения деловой встречи, список приглашенных лиц, список участников со стороны предприятия, величина расходов по приему данной делегации, дата и место проведения деловой встречи;
  • выплату стипендий, оплату обучения по договорам с учебными заведениями для подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;
  • оплату услуг связи, вычислительных центров, банков, а также услуг, осуществляемых сторонними организациями по управлению организацией в тех случаях, когда штатным расписанием организации или должностными инструкциями не предусмотрено выполнение каких-либо функций управления производством;
  • оплату консультационных, информационных и аудиторских услуг;
  • оплату процентов по кредитам банка, за исключением просроченных кредитов и кредитов, полученных на приобретение основных средств и нематериальных активов;
  • оплату услуг банка за банковское обслуживание;
  • амортизацию нематериальных активов, в том числе расходы на лицензирование туристской деятельности;
  • расходы на сертификацию туристских маршрутов. Они включаются в себестоимость туристского продукта по статье "Прочие затраты" в соответствии с п. 10 Положения о составе затрат.
  • коммерческие расходы, в том числе расходы на рекламную кампанию, расходы на участие в выставках, ярмарках, комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и посредническим предприятиям и др;
  • возмещение работникам организаций транспортных расходов в форме оплаты получаемых проездных документов. Согласно письму Минфина России "Об отдельных вопросах учета и отчетности для целей налогообложения" от 22.04.97 г. № 16-00-17-26 суммы, оплаченные туристской организацией или подлежащие оплате авиакомпании за организацию чартерного рейса, включаются в стоимость туристских услуг независимо от количества проданных билетов. Затраты на оплату чартерных рейсов, обусловленных необходимостью осуществления работ в части управления и контроля за производственным процессом, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) как затраты по транспортному обслуживанию работников управления. Оправдательными документами для осуществления соответствующих бухгалтерских записей служат авансовый отчет и документ, подтверждающий сумму, оплаченную или подлежащую оплате авиакомпанией;
  • затраты по обеспечению сторожевой охраны как затраты по обслуживанию производственного процесса. В соответствии с письмом Минфина России от 28.05.98 г. № 16-0016-106 на решение вопроса включения в себестоимость этих затрат не влияет, осуществляется сторожевая охрана штатными работниками организации или путем привлечения специализированной охранной фирмы наряду с наличием в организации штатных работников по охране.

Информация о работе Управление издержками как фактор повышения эффективности деятельности туристской организации