Управление издержками как фактор повышения эффективности деятельности туристской организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 14:04, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является разработка модели повышения эффективности работы турфирмы «Карусель» на основе совершенствования управления издержками. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. выявить по литературным источникам теоретические основы управления издержками;
2. определить место управления издержками в повышении эффективности работы турфирмы;
3. создать модель повышения эффективности работы турфирмы «Карусель» на основе совершенствования управления издержками.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА I. УПРАВЛЕНИЕ ИЗДЕРЖКАМИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 9
1.1. Управление издержками организации и эффективность ее работы 9
1.2. Издержки туристской организации и эффективность ее работы. 24
1.3. Неисследованные вопросы и актуальные проблемы в теории управления издержками турфирмы как фактора повышения эффективности ее работы. 43
Выводы 51
ГЛАВА II. УПРАВЛЕНИЕ ИЗДЕРЖКАМИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ТУРФИРМЫ «КАРУСЕЛЬ». 52
2.1. Методологический раздел исследования 52
2.2. Обоснование выбора метода исследования. 54
2.3. Методы и их классификация 56
2.4. Методика проведения исследования 62
2.5. Анализ объекта исследования 67
2.6. Анализ результатов исследования 72
Выводы 77
ГЛАВА III. МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ТУРФИРМЫ «КАРУСЕЛЬ» НА БАЗЕ УПРАВЛЕНИЯ ИЗДЕРЖКАМИ. 79
3.1. Формирование управленческой проблемы и способов ее решения. 79
3.2. Модель повышения эффективности работы турфирмы «Карусель» на основе совершенствования управления издержками. 81
Выводы 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
ГЛОССАРИЙ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И НАУЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ 97
Приложения 101

Работа содержит 1 файл

диплом 08.06.doc

— 555.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной работы является актуальной, потому что изменчивость современной  экономической среды заставляет предпринимателей постоянно совершенствовать методы и технику управления, в  том числе и управление издержками. Эффективный менеджмент издержек турфирмы позволяет повысить эффективность деятельность данной фирмы и позволит турфирме успешно развиваться, укреплять свою позицию на рынке услуг.  

Практика показывает, что на деле решению данного вопроса  в современной туристской фирме  практически не уделяется внимание, отчасти руководство пускает этот процесс на «самотек».  От уровня издержек зависит, сумма прибыли и уровень рентабельности, финансовое состояние предприятия и его платежеспособность, темпы расширенного воспроизводства, уровень цен на продукцию. Прежде всего, от суммарного объема издержек зависит основной результирующий показатель деятельности предприятия - прибыль. Не менее значительна роль уровня фактических издержек в решении важнейших задач коммерческого направления деятельности предприятия, а именно в повышении конкурентоспособности  его услуг.

В отечественной  теории и на практике туристские издержки определяются с точки зрения предложения  и представляют собой издержки туристских фирм по формированию, продвижению  и реализации туристского продукта. В литературе не разработано определение влияния управления издержками на повышение эффективности работы предприятия.

Проблема дипломной  работы: необходимость управления издержками турфирмы с целью повышения эффективности ее работы.

Объект изучения: управление издержками в хозяйственной деятельности турфирмы «Карусель»

Предмет изучения: процесс совершенствования управления издержками туристской фирмы с целью повышения эффективности ее работы.

Целью дипломной работы является разработка модели повышения эффективности работы турфирмы «Карусель» на основе совершенствования управления издержками. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. выявить по литературным источникам теоретические основы управления издержками;

2. определить место управления издержками в повышении эффективности работы турфирмы;

3. создать модель повышения эффективности работы турфирмы «Карусель» на основе совершенствования управления издержками.

Методы исследования: метод анализа  и синтеза, анализ документальных источников, интервьюирование, методы количественного и качественного анализа.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. УПРАВЛЕНИЕ ИЗДЕРЖКАМИ  И ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

1. 1. Управление издержками организации и эффективность ее работы

 

При изготовлении конечного продукта несколькими смежными цехами, а иногда и предприятиями, несколькими смежными цехами, а иногда и предприятиями, продаже продукции в различные страны и регионы, усредненные данные о себестоимости конечного продукта не позволяют эффективно управлять себестоимостью продукции.

Необходимо различать  понятие расходы, затраты, себестоимость  и издержки.

«Расходы — это затраты определенного периода времени, документально подтвержденные, экономически оправданные (обоснованные), полностью перенесшие свою стоимость на реализованную за этот период продукцию. Согласно Положению по бухгалтерскому учету расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Кроме того, предусматривается ряд условий для признания расходов в бухгалтерском учете и отчете о прибылях и убытках.»[11, с. 66]

 «Затраты — это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени. В отличие от затрат расходы не могут быть в состоянии запасоемкости, не могут относиться к активам предприятия. Понятие «затраты» шире понятия «расходы», однако при определенных условиях они могут совпадать.» [11, с. 66]

 Издержки — это совокупность различных видов затрат на производство и продажу продукции в целом или ее отдельных частей. Например, издержки производства — это затраты материальных, трудовых, финансовых и других видов ресурсов на производство и продажу продукции.

«Себестоимость — это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию. Управление себестоимостью включает оценку и анализ данных о затратах.» [21, с. 89]

Для того чтобы лучше  понять характер поведения издержек, проведем их классификацию по нескольким базовым признакам.

«К явным (или бухгалтерским) издержкам относятся издержки, которые проходят по счетам бухгалтерского учета, т. е. когда фирма тратит денежные средства на оплату ресурсов в размере, необходимом для того, чтобы удержать этот ресурс в своем распоряжении.

К неявным издержкам относятся издержки, которые носят внутренний характер и не связаны с денежными выплатами со счетов фирмы, а, следовательно, не учитываются в бухгалтерских отчетах. К ним относятся издержки упущенных возможностей, связанные с использованием собственных денежных средств фирмы. К неявным издержкам фирмы относятся и недополученные доходы из-за неэффективного использования патентов, знаков обслуживания, месторасположения, ноу-хау, а также других преимуществ.»  [26, 314]

Бухгалтерские, или явные, издержки по способу включения  в себестоимость услуг делят  на прямые и косвенные.

Прямые издержки в момент их возникновения можно непосредственно отнести на объект калькулирования на основе первичных документов (накладных, нарядов). К таким издержкам относятся расходы, связанные с формированием и реализацией отдельных видов работ и услуг.

Прямые расходы  обычно включают заработную плату производственных рабочих, расходы на сырье, оплату электрической и тепловой энергии и некоторые другие.

По составу (однородности) затраты подразделяют на одноэлементные и комплексные. Одноэлементными называются затраты, состоящие из одного элемента: заработная плата, амортизация и др. Комплексными называются затраты, состоящие из нескольких элементов.» [24, с. 307]

По участию  в процессе производства все виды затрат подразделяются на производственные и коммерческие.

По экономической  роли затраты делят на основные и накладные.

Наиболее важной и используемой для целей планирования и контроля является классификация издержек по типу «поведения» затрат в зависимости  от изменения объема производства или  от уровня деловой активности компании.

Управление издержками направлено на рациональную минимизацию всех видов издержек в компании.

С целью совершенствования  калькуляционного учета в ряде передовых  стран стали применять новые  методы учета затрат на производство и калькулирование: учет затрат по центрам  ответственности, калькулирование себестоимости по системам стандарт-кост и директ-костинг и другим, превратившим калькуляционный учет в систему производственного учета.

Основные задачи управленческого учета в связи с управлением издержками:

– учет наличия и движения материальных, финансовых и трудовых ресурсов и представление информации по ним менеджерам;

– учет затрат и доходов  и отклонений по ним от установленных  норм, стандартов и смет по организации  в целом, структурным подразделениям, центрам ответственности, группам изделий, технологическим решениям и другим позициям;

– исчисление различных  показателей фактической себестоимости  продукции (работ, услуг) и отклонений от нормативных и плановых показателей (полной производственной себестоимости, полной себестоимости реализованной продукции, себестоимости реализованной продукции по зонам реализации и др.);

– определение финансовых результатов деятельности отдельных  структурных подразделений по центрам  ответственности, новым технологическим  решениям, реализованным изделиям, выполненным работам и услугам и другим позициям;

«Российская экономика на существующем этапе своего развития постепенно выходит из кризиса, следовательно, регулируя затраты, оптимизируя их объем и структуру, можно максимизировать отдачу от них и ускорить этот процесс.

Не должно иметь места  нецелесообразное потребление материала  и средств труда, потому что неразумно  израсходованные материалы и  средства труда не принимают участия  в образовании стоимости продукта.» [23, с.101]

Управление издержками дает:

    1. знание того, где, когда и в каких объемах расходуются ресурсы предприятия;
    2. наличие качественной и реальной информации о том, где и в каких объемах необходимы дополнительные финансовые ресурсы;
    3. умение обеспечивать максимально высокий уровень отдачи от использованных ресурсов.

Управление издержками имеет преимущества, поскольку обеспечивает:

    • производство конкурентоспособной продукции за счет более низких издержек, а следовательно, и цен;
    • наличие качественной и реальной информации о себестоимости определенных видов продукции и их позиции на рынке по сравнению с продуктами других производителей;
    • возможность использования гибкого ценообразования;
    • предоставление объективных данных о состоянии бюджета предприятия;
    • возможность оценки деятельности каждого предприятия с финансовой точки зрения;
    • принятие обоснованного и эффективного управленческого решения.

Учет  издержек - производственный учет, составная часть бухгалтерского учета, которая, в отличие от финансового учета, законом строго не регламентирована. «Задача учета издержек - полное, непрерывное и аналитическое выявление издержек и продукции за отчетный период с целью анализа эффективности и калькуляции. Как правило, учет издержек осуществляется помесячно и включает учет по видам издержек, в разрезе центров (возникновения) издержек и носителей издержек. Системы учета издержек классифицируют в зависимости от времени (периодичности) учета (плановые, нормальные, фактические) и охвата учтенных издержек (учет полных и частичных издержек).» [33, с.99]

В нашей стране в настоящее время главные способы учета издержек классифицируются:

1. по отношению к  технологическому процессу - позаказный, попередельный;

2. по объектам калькуляции  - деталь, узел, изделие, процесс,  передел, создание, заказ;

3. по способу сбора  информации, обеспечивающему контроль за затратами, - способу предварительного контроля - нормативный способ.

Позаказный способ учета  издержек на создание применяется в  личных и мелкосерийных производствах  обрабатывающих отраслей индустрии, где  производятся неповторяющиеся либо редко повторяющиеся изделия либо работы, а также во вспомогательных производствах компании. Объектом учета издержек является отдельный заказ, открываемый на заблаговременно установленное количество одинаковых изделий, либо определенный размер выполненных работ либо услуг. Производственные издержки собираются по отдельному заказу, а внутри его в разрезе установленной номенклатуры калькуляционных статей расходов.

Попередельный способ учета издержек на создание применяется в массовых производствах, где технологический процесс состоит из ряда последовательных переделов - прерывных стадий обработки, представляющих совокупность операций либо действий, в итоге которых изготовляется однородная, по исходному материалу и характеру обработки, продукция. Сущность этого способа заключается в том, что производственные издержки учитываются по переделам производственного процесса, а внутри каждого передела - по калькуляционным статьям расхода. Попередельный способ используют в основном, в металлургической, текстильной, деревообрабатывающей, стекольной, картонной, пищевой индустриях, предшествующих стадий обработки и издержек последнего периода.

Нормативный способ учета  издержек на создание характеризуется  следующими принципами организации  учета:

- предварительным составлением нормативных калькуляций на базе технически обоснованных работающих норм расхода по главным статьям издержек на создание в натуральном и денежном выражении;

- учетом конфигураций  работающих текущих норм и  определением влияния этих конфигураций  на себестоимость продукции;

- выявлением отклонений  фактических расходов от работающих  норм по причинам и виновникам.

На сегодняшний день в мировой теории и практике управления затратами получили распространение  и развитие такие методы и подходы к управлению как:

      1. Стандарт-кост. Система "стандарт-кост" - система учета затрат и калькулирования себестоимости с использованием нормативных затрат, основными целями которой являются управление и контроль затрат, установление реальных цен, подготовка бюджетов и различных прогнозов.
      2. Директ-кост - Метод учета в системе контроллинга, основанный на определении реальной стоимости продукции и услуг вне зависимости от расчетных условно-постоянных и накладных расходов.
      3. Абзорпшн-кост - в калькуляции себестоимости с полным распределением затрат постоянные расходы включаются в себестоимость продукции.
      4. Управление по центрам ответственности, которое предполагает персонификацию ответственности за принятие решений и определение структуры центров ответственности на предприятии. Для каждого из последних определяются цели, составляются планы, ведется учет результатов, оценивается деятельность руководителей и сотрудников. 
      5. Кайзен-костинг - японский инструмент снижения затрат, который используют менеджеры для достижения целевой себестоимости и обеспечения прибыльности производства.
      6. Таргет-костинг. Система таргет-костинг - это целостная концепция управления, поддерживающая стратегию снижения затрат и реализующая функции планирования производства новых продуктов, превентивного контроля издержек и калькулирования целевой себестоимости в соответствии с рыночными реалиями.
      7. АВС, Метод АВС - это способ определения и учета затрат по видам деятельности организации, способ процессного (пооперационного) определения и учета затрат. В организации устанавливают все виды деятельности и определяют средние затраты по каждому виду деятельности.
      8. Бенчмаркинг затрат, предполагает сравнение состояния управления затратами на предприятии с предприятиями-лидерами для дальнейшего принятия решений в области управления затратами
      9. Кост-киллинг, направлен на максимальное снижение затрат в кратчайшие сроки без ущерба для деятельности предприятия и перспектив его развития. Используется в антикризисном менеджменте и управлении конкурентоспособностью
      10. Анализ точки безубыточности, служит для ответа на вопрос: сколько единиц продукции или услуг должно продать предприятие, чтобы возместить свои постоянные издержки. 
      11. Управление цепочкой потребительской стоимости, предполагает управление  полезностью продукта, его способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность.

Информация о работе Управление издержками как фактор повышения эффективности деятельности туристской организации