Туризм как отрасль экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

В отличие от других отраслей экономики туристские ресурсы очень многообразны и включают природные и антропогенные геосистемы, явления природы, которые обладают комфортными свойствами и потребительской стоимостью для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления определенного контингента людей в фиксированное время с помощью существующей технологии и имеющихся материальных возможностей. Развитие туристского бизнеса в условиях рынка требует наличия рекреационных ресурсов, капитала, технологии и кадров.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

     Некоторые виды туризма — познавательный, деловой (путешествующие с этими  целями составляют значительную часть  от общего потока туристов), имея тяготение  к культурным, промышленным и научным  центрам, способствуют развитию отраслей сферы обслуживания и некоторых отраслей материального производства в этих центрах. В некоторых городах и регионах туризм может оказаться даже ведущей отраслью экономики.

     Туризм  характеризуется системой показателей  которые в различных странах  варьируются в зависимости от принципов оценки хозяйственной деятельности. Наиболее употребительны следующие категории показателей:

а) характеризующие  развитость материально-технической  базы туризма — количество мест в средствах размещения, количество мест, приходящихся на душу населения (так называемый коэффициент туристской плотности);

б) объём обслуживания — количество туристов, посетивших конкретную местность, город, страну;

в) продолжительность  пребывания туристов в определенной местности, стране;

г) объём  туристских услуг — суммарные  денежные поступления от туристов, поступления в расчёте на душу населения;

д) данные, показывающие место туризма в  системе отраслей экономики, — количество прямо и косвенно занятых обслуживанием  туристов, доля занятых от всего  продуктивного населения либо от всех занятых в сфере обслуживания и материального производства, доля туристов в сумме всех поступлений от населения (суммы продаж).

     Кроме того, отдельно учитываются валютные поступления от иностранных туристов — актив, расходы собственных  граждан на зарубежные поездки — пассив (приезд зарубежных туристов называемый экономически активным туризмом, выезд собственных граждан за рубеж — экономически пассивным туризмом), доля поступлений от иностранного туризма в платёжном балансе страны и др.

     В странах, находящихся на низкой ступени развития (например, некоторые страны Азии, Африки), туризм практически отсутствует. Попытки некоторых развивающихся стран создать собственную материальную базу для иностранного туризма вынудили привлекать иностранный капитал. 
 

1.3 Факторы, влияющие на развитие спроса в туризме.

     Туристский  спрос является категорией массовой и социальной. Он формируется на основе многочисленных факторов, воздействие  которых может повышать или понижать спрос. Наиболее важными и значительными  факторами, влияющими на изменение спроса на туристическом рынке, являются следующие:

     Общеэкономические факторы:

-уровень  материального благосостояния массового  потребителя 

-соотношение  рабочего и свободного времени  у трудового населения 

     Фактор  благосостояния общества и увеличение свободного времени:

     Туризм  как отрасль экономики, занимающаяся в первую очередь организацией свободного времени клиента, может успешно  существовать и развиваться при  наличии как минимум двух составляющих: свободного времени и достаточных  материальных средств для его организации. Проще говоря, основу современного туристического рынка как в качественном, так и в количественном отношении составляют оплачиваемые отпуска работников с учетом того, что в последнее время в международном туризме значительно возрастает роль деловых поездок, а также путешествий лиц пенсионного возраста, хотя последнее, к сожалению, не относится к России.

     Существует  прямая связь между тенденциями  в развитии индустрии туризма  и общими экономическими, техническими и социальными достижениями.

     Растущий  уровень жизни в развитых странах  мира ведет к росту продолжительности  отпусков работников и достаточно высокому уровню их обеспечения, что оказывает  значительное влияние на развитие туристической  отрасли.

     Таким образом, необходимыми предпосылками возникновения массового туризма, его развития и поддержания высоких объемов спроса являются увеличение свободного времени и рост материального благосостояния общества.

     Тенденция к увеличению свободного времени  является важным фактором дальнейшего успешного развития туризма как отрасли. Вместе с тем «потребность в отдыхе относится к верхнему этажу пирамиды потребностей человека». Известно,что «...потребности человека в туризме - потребности в восстановлении и развитии физических и психических сил человека, в его физическом, интеллектуальном и духовном совершенствовании».Но для того, чтобы эти потребности приобрели массовый характер, общество должно достичь достаточно высокого уровня благосостояния.

     Измерением  уровня жизни и дифференциации доходов населения занимаются многие международные организации, в том числе и Совет организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В 1980 году ОЭСР утвердил список социальных индикаторов, в число которых входит и такой индикатор, как «время и отдых», а его показателями являются величина свободного времени и его использование. В качестве критерия рациональности структуры расходов семей используется закон, открытый немецким статистиком Э.Энгелем, согласно которому с ростом доходов семьи снижается доля затрат на питание, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд (к числу которых можно отнести и использование свободного времени) существенно увеличивается. Примером может служить ФРГ, где рост общественного богатства сопровождается сокращением доли расходов на питание и предметы роскоши в структуре общих потребительских расходов граждан. Одновременно же растет доля расходов на туризм и организацию свободного времени.

Взаимосвязь развития спроса на рынке туризма  и общеэкономической конъюктуры:

     В период экономического подъема, благодаря росту материального благополучия и покупательной способности населения интенсивность туризма увеличивается и индустрия туризма также переживает некий подъем. В период же экономического спада спрос на туристические услуги несколько падает, что не может не сказываться на индустрии туризма в целом.

     Однако  исследователи туризма в западных странах, признавая несомненную  зависимость изменений в спросе на туристском рынке от общеэкономической  конъюктуры, тем не менее, отмечают, что экономические спады и кризисы оказывают на туристическую индустрию меньшее влияние, чем, например, на такие отрасли, как строительная, автомобильная, производство мебели и другие, ориентированные на производство товаров длительного пользования или предметов роскоши. Они отмечают, что современный западный потребитель скорее откажется от приобретения видео и аудиоаппаратуры, чем от финансирования ежегодного отпуска, и подчеркивают, что в периоды экономических кризисов люди экономили не на отпуске, а в отпуске.

     Такую относительную стойкость туризма  к изменениям общеэкономической  конъюктуры рынка западные исследователи  объясняют прежде всего эластичностью  спроса на туристические услуги. И  именно поэтому в годы кризиса  происходит не полное прекращение спроса на туристические услуги, а лишь его некоторые изменения, то есть увеличивается спрос на более дешевые виды туристических услуг и уменьшается на самые дорогостоящие виды туризма.

     Таким образом, экономические кризисы  все же затрагивают спрос на туристические услуги, но в гораздо меньшей степени, чем многие другие отрасли. И вызвано это, в первую очередь, тем, что туризм стал практически необходимой потребностью массового потребителя. А также тем, что эластичность спроса и многообразие форм туризма обеспечивают в период экономических спадов возможность перелива спроса от дорогостоящих видов туризма к более дешевым.

Социо-демографические  факторы:

-пол 

-профессия 

-образование 

-социальная  группа 

-семейное  положение 

-имущественное положение

-состав  семьи 

-регион  проживания 

-город/сельская  местность 

-величина  населенного пункта, где живут  туристы 

-род  занятий 

Факторы культурного и  общественно-психологического характера:

-приоритеты  в системе духовных ценностей  общества

-психология  потребления 

Личностно-поведенческие  факторы:

-личные  особенности 

-стиль  жизни 

-интересы  в свободное время 

-система  духовных ценностей 

-целевые  установки 

-мотивы 

     Все эти факторы оказывают воздействие  на так называемый «черный ящик сознания покупателя», который в конечном счете является определяющем элементом поведения потребителя на рынке.

     Совокупность  тех или иных факторов определяет возникновение и характер поведения  потребителей туристских услуг, которые  могут быть выражены, например, такими показателями, как:

-частотность  туризма; 

-предпочтения  в выборе географии туризма; 

-предпочитаемая  форма организации тура;

-представления  туриста о цене тура и т.  д. 

     Для того, чтобы выявить данные поведенческие особенности потребителей туристских услуг, необходимо подробнее рассмотреть воздействие на структуру туристского спроса общеэкономических и социо-демографических факторов, а также факторов культурного порядка.  
 
 
 
 
 
 

2 ЗАО «Планета тур» как составная часть туриндустрии. 

2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика туристического предприятия «Планета тур». 

    ЗАО  «Планета тур»  является  коммерческой  организацией,   преследующей   в качестве основной цели  своей  деятельности  извлечение  прибыли.  Основными видами (предметом) деятельности Общества являются:

        . Оказание туристических услуг;

        . Организация экскурсионного развития;

        . Прокат  туристического  инвентаря,  снаряжения,  бытовой  техники,

          оборудования и автомобилей;

        .  Организация  деловых  встреч,  бизнес-туров,  круизов  и  деловых

          поездок как в России, так и  за рубежом (с  участием  российских  и

          иностранных граждан);

        . Организация и ведение гостиничного  бизнеса;

        . Оказание сервисных  услуг  по  визовому  оформлению  российским  и

          зарубежным гражданам и фирмам;

        . Оптовая и розничная торговля  товарами народного потребления  (в том

          числе подакцизными товарами), а  также продукцией  производственно-

          технического назначения;

        . Автотранспортные услуги (грузовые  и пассажирские перевозки, в   том

          числе междугородние  и   международные)  юридическим   и       физическим лицам;

        . Рекламно-информационные услуги;

        .   Маркетинговая,   полиграфическая,    издательская,    культурно-

          просветительская деятельность;

        . Оказание бытовых и консультационных  услуг;

        . Внешнеэкономическая деятельность.

    ЗАО «Планета тур» вправе осуществлять любые виды деятельности,  направленные на достижение цели Общества и не запрещённые законодательством.

      Уставный капитал, акции и облигации общества:

   Уставный капитал Общества составляется  из номинальной стоимости   акций, приобретённых  акционерами.  Размер  уставного  капитала  Общества  в  новом масштабе цен составляет 2373 (две тысячи триста семьдесят три).

    Уставный  капитал  Общества  разделён  на   2373   обыкновенные   акции

номинальной стоимостью 1 (один) рубль каждая.

Информация о работе Туризм как отрасль экономики