Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 21:58, курсовая работа
Данная курсовая работа раскрывает понятие трудовых ресурсов и отвечает на наиболее актуальные вопросы, помогающие повысить производительность труда, также здесь указаны цели и задачи анализа использования трудовых ресурсов, направления анализа эффективности использования трудовых ресурсов (анализа состава рабочей силы и анализа использования рабочего времени, др.).
Введения………………………………………………………………….
1. Трудовые ресурсы, как фактор деятельности предприятия……….
1.1. Понятие трудовых ресурсов и их классификация………………..
1.2. Труд как фактор производства: спрос и предложение…………..
1.3. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов и факторы на них влияющие………………………………………………………….
2. Организационно экономическая характеристика организации……..
3. Факторный анализ показателей эффективности использования трудовых ресурсов организации…………………………………………………….
4.Пути повышения эффективности труда в организации………………
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра экономики и финансового менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Экономика организации (предприятия)»
На тему: Трудовые ресурсы и эффективность их использования.
Работа выполнена Андрос С.Г. гр. 07-ЗЭ-ЭУ1
Руководители работы ____________________
Работы защищена _____ Оценка ______
Члены комиссии
Краснодар
2010 г.
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра экономики и финансового менеджмента
ЗАДАНИЕ
на курсовую работу по дисциплине
«Экономика организации (предприятия)»
Студенту Андрос С.Г.
Группы 07-ЗЭ-ЭУ1
3-го курса
Факультета экономики и управления
(на предприятии)
Специальности 080502
Тема работы: Трудовые ресурсы и эффективность их использования.
Содержание задания: ______________________________
______________________________
Рекомендуемая литература:
______________________________
______________________________
Срок выполнения работы: с «___» __________ по «___»________ 2010г.
Срок защиты: с «___» __________ по «___»________ 2010г.
Дата выдачи задания: «___»________ 2010г.
Дата сдачи работы на кафедру: «___»________ 2010г.
Руководитель работы _________
Студент задание принял ___________ ____________
Содержание:
Введения…………………………………………………………
1. Трудовые ресурсы,
как фактор деятельности
1.1. Понятие трудовых
ресурсов и их классификация………
1.2. Труд как фактор производства: спрос и предложение…………..
1.3. Показатели эффективности использования
трудовых ресурсов и факторы на них влияющие…………………………………………………………
2. Организационно экономическая характеристика организации……..
3. Факторный анализ
показателей эффективности
4.Пути повышения
Данная курсовая работа
Итак, что же представляют собой трудовые ресурсы? Трудовые ресурсы на предприятии - это объект постоянной заботы со стороны руководства предприятия. Особенно роль трудовых ресурсов возросла в период рыночных отношений, а инвестиционный характер производства, его высокая наукоёмкость изменили требования к работнику - повысили значимость творческого отношения к труду. Сейчас основная задача предпринимателя-руководителя предприятия - хорошо подобранный трудовой коллектив, представляющий собой команду единомышленников и партнеров, способных понимать, осознавать и реализовывать замыслы руководства предприятия. Только она служит залогом успеха предпринимательской деятельности, выражения и процветания предприятия.
Выбор данной темы продиктован ее актуальностью на современном этапе экономического развития нашей страны, поскольку трудовые ресурсы и эффективность их использования прямо влияют на качество выпускаемой продукции, величину ее себестоимости и конкурентоспособность.
В этой связи в работе будут рассмотрены вопросы, касающиеся анализа степени обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами, анализа рабочего времени, эффективности использования трудовых ресурсов, т.е. анализ выработки продукции на одного работающего и на этой основе изменения производительности труда.
1.1 Понятие трудовых ресурсов и их классификация
Основными задачами анализа на данном этапе являются: изучение и оценка обеспеченности предприятия и его структурных подразделений трудовыми ресурсами в целом, a также по категориям и профессиям; определение и изучение показателей текучести кадров; выявление резервов трудовых ресурсов, более полного и эффективного их использования.
Источниками информации для анализа служат план по труду, статистическая отчетность "Отчет по труду", данные табельного учета и отдела кадров.
К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Достаточная обеспеченность предприятия нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда – имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства. В частности, от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов, и как результат - объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.
Под трудовыми ресурсами понимают часть населения, обладающую физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности.
Возрастные границы и
Для уяснения понятия «трудовые ресурсы» необходимо знать, что, во-первых, в зависимости от возраста все население может быть разделено на три группы:
Во-вторых, в зависимости от способности
к труду различают
Исходя из сказанного, к трудовым ресурсам относятся:
1) население в трудоспособном возрасте за исключением инвалидов войны и труда I и II групп и неработающих лиц, получающих пенсии на льготных условиях;
2) работающие лица пенсионного возраста;
3) работающие подростки в возрасте до 16 лет.
Экономически активное население (рабочая сила) - это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг.
Численность этой группы населения включает занятых и безработных.
К занятым в составе экономически активного населения относят лиц обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лиц моложе 16 лет, которые в рассматриваемый период:
а) выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а также иную приносящую доход работу;
б) временно отсутствовали на работе из-за болезни, отпуска, выходных дней, забастовки или других подобных причин;
в) выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.
К безработным относят лиц в возрасте 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:
а) не имели работы и заработка;
б) зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;
в) занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческие службы занятости, к администрации предприятий, помещали объявления в печати или предпринимали шаги к организации собственного дела;
г) были готовы приступить к работе;
д) проходили обучение или переподготовку по направлению службы занятости.
Для отнесения лица к категории «безработный» необходимо одновременное наличие у него четырех первых условий.
Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней. Экономически неактивное население - это та часть населения, которая не входит в состав рабочей силы. К ней относятся:
а) учащиеся, студенты, слушатели, курсанты, обучающиеся в учебных заведениях на дневном отделении;
б) лица, получающие пенсии по старости и на льготных условиях;
в) лица, получающие пенсии по инвалидности;
г) лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками;
д) отчаявшиеся найти работу, т.е. прекратившие ее поиск, исчерпав все возможности, но которые могут и готовы работать;
е) другие лица, которым нет необходимости работать, независимо от источника дохода.
1.2. Труд как фактор производства: спрос и предложение.
Теория трёх факторов производства.
В основе жизни человеческого общества, какова бы ни была его конкретно-историческая форма, лежит производство материальных благ. По мере развития производительных сил формируется институт частной собственности, получающий наиболее бурное развитие в государствах, сбросивших оковы абсолютизма и ставших на путь капиталистического развития.
По мере накопления экономических знаний и необходимости исследования причин, условий и факторов, способствующих росту богатства, отдельные представители буржуазной экономической мысли пытались в трудах разрешить наиболее актуальные с их точки зрения вопросы.
Так, французский экономист Жан Батист Сей (1767-1832) в своём главном труде «Трактат политической экономии» (1803) выдвинул теорию трёх факторов производства, согласно которой в создании стоимости товаров равноправно задействованы труд, земля и капитал. Они соответственно служат источниками доходов – заработной платы, прибыли и ренты. Доходы же рассматривались им как плата за производственные услуги, оказываемые
факторами производства. Величину вклада каждого из них, Сей определял соотношением спроса и предложения. Что касается заработной платы, то она представлялась как доход от «производительной услуги» труда рабочих, а её величина измерялась уровнем их выработки. Вместе с тем, Сей считал, что заработная плата полностью возмещает труд рабочего, и утверждал, что мерилом заработной платы за труд служит то, что требуется рабочим для того, чтобы жить, нести расходы на содержание семьи и образование. В «Катехизисе политической экономии» Сей на вопрос: «Где источник доходов?» - кратко ответил: «В производящих фондах; они суть: наши промышленные способности, наши капиталы, наши земли». Далее он пояснил, что действие производящих фондов придаёт полезность продуктам, эта полезность даёт продуктам ценность, а эта ценность доставляет доход владельцам производящих фондов.
Если зарплата полностью возместит результаты труда рабочего, то что останется на долю капиталиста, банкира и земельного собственника? Если источник доходов в производящих фондах, то какое отношение к получению доходов имеет торговля, как вторая сторона действительного процесса производства (как единства непосредственного процесса производства и сферы обращения)?
Теория трёх факторов, неспособная выйти из круга логических противоречий, и объяснить истинный источник доходов, послужила
отправным пунктом для теории предельной производительности, разработанной Джоном Бейтс Кларком (1847-1938).
Дж. Кларк в труде «Распределение богатства», писал: «Цель этой книги – показать, что распределение общественного дохода регулируется общественным законом и что этот закон, действуй он без сопротивления, дал бы каждому фактору производства ту сумму богатства, которую этот фактор создаёт».
По Кларку, каждый из трёх факторов, в процессе создания стоимости, имеет определённые границы своего производительного эффекта. Участие труда, капитала и земли в образовании стоимости товара определяется их предельной производительностью – величиной создаваемого каждым фактором предельного продукта, под которым понимается эффективность последней единицы вложений каждого производственного фактора в связи с производством востребованного количества товаров.
Так, при постепенном увеличении численности рабочих, при неизменной величине применяемых основных средств, происходит снижение прироста продукции в расчёте на одного работника. В итоге, все занятые в таком производстве будут иметь выработку, равную производительности последней единицы привлечённого дополнительно труда. Цена этого фактора, которую субъективно определяет предприниматель, снизится для всех работников.
Далее Кларк рассматривает применение более производительных средств производства в условиях неизменного количества работников и делает вывод о том, что «Капитал есть элемент, обгоняющий труд в своём росте»1
Образование новой стоимости и соответствующего дохода, по Кларку, происходит в соответствии с законом убывающей производительности последовательных затрат: если объёмы одних производственных факторов являются неизменными, то предельный продукт любого из переменных факторов сверх некоторого уровня его использования будет уменьшаться по мере роста масштабов вовлечения этого фактора в производство.
Теория убывающей
Информация о работе Трудовые ресурсы и эффективность их использования