Торговля в Республике Беларусь: современное состояние и перспективы развития, направления совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

На потребительском рынке торговля выступает как агент товарно-денежных отношений, между первичным собственником товара (продающим его) и вторичным собственником товара (покупающим его). Торговля как рыночная категория характеризует экономические отношения, возникшие в
процессе обмена денег на товары.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Понятие и сущность торговли, её формы и виды.
1.1.Основные понятия в сфере торговли…………………………………...5
1.2.Формы осуществления торговли и их сущность………………………6
1.3.Виды торговли и их характеристика……………………………………8
2.Современное состояние торговли в Республике Беларусь.
2.1.Законодательная база, регламентирующая торговую деятельность в Республике Беларусь……………………………………………………………10
2.2.Внешняя торговля………………………………………………………..10
2.3.Современное состояние внутренней торговли…………………………14
3.Направления развития и пути совершенствования торговли в Республике Беларусь.
3.1.Оптовая торговля………………………………………………………....20
3.2.Розничная торговля………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы ……………………………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

    Важным элементом оптовой инфраструктуры являются такие формы организации оптовой торговли, как оптовые ярмарки, выставки-ярмарки, товарные биржи, аукционы, оптовые продовольственные рынки.

Важно разнообразить  формы организации коммерческой деятельности оптовых организаций. До сих пор не получила должного развития система дилерских (дистрибьюторских) отношений, что требует в свою очередь совершенствования нормативно-правовых документов.

    Нужна серьезная работа по совершенствованию  управления персоналом в оптовых организациях, в частности: планирование потребности в кадрах определенных квалификационных категорий; формирование резерва кадров для выдвижения на руководящие должности; обучение и повышение квалификации, переподготовка и др.

    Таким образом, совершенствование деятельности оптовых организаций следует начать с комплексного анализа (самооценки) всей хозяйственной деятельности и финансовой работы организации, выявления негативных сторон ее деятельности, факторов, оказывающих отрицательное либо положительное воздействие на финансовые результаты. 
 
 
 
 

3.2. Розничная торговля 
 
 

    Розничная торговля представляет завершающую  стадию товарного обращения.

    Розничная торговля - реализация товаров и  услуг непосредственно конечному  потребителю через розничную  торговую сеть.

    Организационно-хозяйственными звеньями розничной торговли являются торговые единицы, торговые предприятия, торговые организации, торговые системы.

    Торговые  системы - это совокупность организаций  и предприятий розничной и  оптовой торговли с учетом форм собственности, специфики продажи отдельных товаров и контингента обслуживаемого населения.

Государственную розничную торговлю осуществляют торговые предприятия Министерства торговли, исполнительных комитетов органов  местного управления; органов рабочего снабжения отдельных отраслей промышленности и транспорта; торговые организации и предприятия непромышленных министерств и ведомств; фирменная сеть промышленных министерств и ведомств. Основной торговой системой государственной торговли является Министерство торговли Республики Беларусь. Для него характерны значительная концентрация и специализация торговой сети, высокий уровень технического оснащения. Доля государственной торговли в розничном товарообороте республики в 2001 г. составляла 23,1%.

    Министерство  торговли Республики Беларусь осуществляет руководство государственными Торговыми организациями непосредственно республиканского и местного подчинения .

    Руководство розничной торговлей на местах осуществляют областные и Минское городское  управления потребительского рынка и услуг. В их подчинении находятся торговые предприятия и организации коммунальной собственности.

    Большая роль в организации снабжения  и обслуживания рабочих и служащих важнейших отраслей промышленности, транспорта, крупных новостроек отводится системе органов рабочего снабжения. ОРС как торговая организация действует на правах отдела промышленного или транспортного предприятия, объединения, треста. В оперативном отношении он подчиняется руководителю промышленного  предприятия, в хозяйственно-финансовом - вышестоящему органу - Управлению рабочего снабжения (УРСу).

    ОРСы наряду с розничной торговлей могут осуществлять производственную деятельность, обеспечивать общественное питание работников, и бытовое обслуживание и т. п.

    На  территории республики действуют ДОРОРС Белорусской железной дороги, УРС Министерства транспорта, ОРС «Беларусьнефти», ОРС треста «Белэнергострой» и др.

    Определенное  место в государственной розничной  торговле занимают предприятия и  организации непромышленных министерств  и ведомств, которые наряду с выполнением своих основных функций реализуют населению определенные группы, виды товаров или обслуживают определенный контингент населения.

К ним относятся: 

● Министерство здравоохранения, организующее продажу  лекарств, оптики, предметов санитарии и гигиены на своих предприятиях (аптеки, аптечные магазины и магазины оптики);

● министерства связи, информации и культуры, занимающиеся розничной торговлей печатной и  книжной продукцией;

● Министерство жилищно-коммунального хозяйства, имеющее розничную торговую сеть по реализации цветов и ритуальных принадлежностей.

    Розничная сеть промышленных предприятий представлена фирменной торговлей, которая получает существенное развитие в современных  условиях. В результате осуществления программы разгосударствления и приватизации в республике были созданы новые виды торговых предприятий различных организационно- правовых форм, как правило, основанных на частной форме собственности: арендные предприятия, акционерные общества, малые и совместные предприятия, торговые и торгово-производственные фирмы, ассоциации.

    Арендные  предприятия образуются путем передачи во временное пользование и за определенную плату имущества государственного торгового предприятия коллективу арендаторов. Они создаются по решению Совета трудового коллектива или коллектива арендаторов и оформляются соответствующим договором аренды. Передача имущества магазина в аренду не влечет за собой передачу права собственности на него, в то время как товары и доходы являются собственностью арендатора. Последний может выкупить за счет своих доходов все имущество, взятое в аренду.

    Акционерные общества - это достаточно крупные  хозяйственные формирования, образующиеся путем выпуска ценных бумаг (акций) на всю величину уставного фонда. Создание таких обществ в розничной торговле возможно на базе крупных розничных предприятий (универмага, универсама, дома торговли).

    Малые предприятия могут создаваться  на основе любой формы собственности. Основной критерий статуса малого предприятия - предельная численность работающих для розничных предприятий не должна превышать 30 человек.

    Совместное  предприятие (СП) - это общество (товарищество) с ограниченной ответственностью, одним  из учредителей которого является иностранный  партнер, либо объединение различных  предприятий для совместной деятельности. Одним из крупных СП в торговле является «Торговый дом на Немиге».

    Торговые  и торгово-производственные фирмы  создаются на базе местных торгов, а также самостоятельными предприятиями.

    Ассоциации  розничной торговли представляют добровольное объединение предприятий, организованное для решения ограниченного круга задач. Они не заменяют и не централизуют основные виды деятельности, а лишь способствуют укреплению финансовой устойчивости предприятий,  формируются как самостоятельные образования, обладающие статусом юридического лица.

    Основными задачами ассоциаций являются проведение единой ценовой политики; организация  внешнеэкономической деятельности; оказание организационно-методического  содействия участникам ассоциации; создание единого банка данных о конъюнктуре рынка; пропаганда и распространение передового опыта; подготовка кадров; реализация единой стратегии в области инвестиций для решения общих задач развития материально-технической базы и т. д.

    В республике создана «Ассоциация универмагов и торговых домов», в которую вошли ОАО «Торговый дом “Неман” (Гродно), ОАО «Универмаг “Центральный”». (Могилев), ОАО «Универмаг “Гомель”», ГП «Брестский центральный универмага», ОАО «ГУМ» (Минск). Целью создания ассоциации является координация деятельности универмагов и домов торговли, направленная на проведение единой коммерческой политики, эффективную организацию розничной и оптовой торговли, обеспечение защиты интересов и прав участников ассоциации в государственных и иных органах, а также в международных организациях.

    Основные  пути увеличения розничного товарооборота

    Основными направлениями увеличения розничного товарооборота являются следующие:

● закупка холодильного оборудования, что позволит ускорить объем продажи быстрооборачиваемых групп товаров, трёбующих специального температурного режима хранения. Это такие товары, как мясо и птица, колбасные изделия, майонез, мороженое, цельномолочная продукция и др.;

● совершенствование  технологии торговли на основе упорядочения заявочной работы; оптимизация частоты завоза товаров в магазины; усиление контроля за товарными запасами (выявление неходовых и залежалых товаров, их перераспределениё, уценка, возврат поставщикам и др.); рационализация товародвижения (ликвидация излишних, повторных, неэкономичных перевозок; исключение из торговой цепочки посредников); увеличение закупки товаров у поставщиков, продукция которых пользуется повышенным спросом у населения; установление оптимальных режимов работы магазинов; использование прогрессивных методов продажи товаров;

● открытие фирменных  секций отечественных товаропроизводителей, увеличение предложения товаров, ранее  не свойственных торговой организации; развитие продажи товаров в кредит; открытие в универсамах, крупных  продовольственных магазинах кафетериев, баров, бутербродных, торгующих продукцией собственного производства; открытие буфетов в школах крупных населенных пунктов и райцентров;

● укрепление материально-технической  базы на основе проведения ремонтов, реконструкции; открытие мини-магазинов по районам, где не обеспечивается выполнение утвержденного Правительством Республики Беларусь норматива социального стандарта в торговом обслуживании населения; открытие специализированных объектов быстрого обслуживания; расширение торговли в городах, дачных кооперативах, на оживленных трассах и в местах отдыха населения;

● совершенствование  организации труда работников, повышение  его производительности, стимулирование труда, нацеленность показателей премирования на конечные результаты деятельности торговых организаций. 

 

Заключение 
 

      Проведенные исследования  позволяют сделать следующие выводы и предложения:

    Торговля  представляет собой отрасль народного хозяйства, обеспечивающая обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления.

    Каждый  вид торговли  немаловажен и  оказывает огромное значение в деятельности и развитии страны. 

    На  современном этапе торговля в  Республике Беларусь развивается заметными  темпами. Это можно заметить не только из выше перечисленных данных, но и  на собственном опыте. В основном, заходя в магазин,  мы выбираем то, что нам больше приходится по душе и вкусу. Да, и заметим, что выбираем. Ведь раньше такой возможности не было. Брали то, что имелось в наличии, если вообще имелось? 

    Время идет, а за ним и прогресс. На витринах мы можем видеть товары, как отечественного производства, так и импортного.

    Большое внимание ориентировано на потребителя. Предоставляется не только богатый  ассортимент, но и защита от разного  рода подделок. Т.е. качество- это безоговорочный показатель любого товара.

    Беларусь  поднялась на более высокий уровень  экономики. И в том числе благодаря  торговле.

    Наука не стоит на месте, и вместе с этим развитие торговли продолжается  по сегодняшний день. Выявляются негативные стороны ее деятельности, факторы, оказывающие отрицательное либо положительное воздействие на финансовые результаты. А, исходя из этого, формируются задачи для ее усовершенствования.   

     

      

 

Список используемых источников 
 

1.О торговле: Закон Республики Беларусь от 28 июля 2003 г. № 231-З, с изменениями и дополнениями.

2.А.А. Калинка.  Экономика предприятия/Учебное пособие  – Мн.: Ураджай, 2001.

3.А.В. Максименко, Е.Е.Шишкова. Экономика предприятия  торговли. – Мн. Вышэйшая школа, 2007.

4.Организация  и технология торговли; учебник/ С.Н. Виноградова (и др.); под общей редакцией С.Н. Виноградовой – Мн.: Вышэйшая школа,  2002.

5.Энциклопедический  справочник «Современная Беларусь»  - Мн.: «Белорусская наука», 2007.

6.Е.Г. Киреенко, Социально-экономическая география  – Мн.: «Аверсэв», 2003.

7.Национальная  экономика Беларуси, под общей  редакцией В.Н. Шимова – Мн.: БГЭУ, 2005.

8.Статистический  ежегодник – Мн. 2007.

9.Данные интернета 

  

     

Информация о работе Торговля в Республике Беларусь: современное состояние и перспективы развития, направления совершенствования