Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 22:55, курсовая работа
На потребительском рынке торговля выступает как агент товарно-денежных отношений, между первичным собственником товара (продающим его) и вторичным собственником товара (покупающим его). Торговля как рыночная категория характеризует экономические отношения, возникшие в
процессе обмена денег на товары.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Понятие и сущность торговли, её формы и виды.
1.1.Основные понятия в сфере торговли…………………………………...5
1.2.Формы осуществления торговли и их сущность………………………6
1.3.Виды торговли и их характеристика……………………………………8
2.Современное состояние торговли в Республике Беларусь.
2.1.Законодательная база, регламентирующая торговую деятельность в Республике Беларусь……………………………………………………………10
2.2.Внешняя торговля………………………………………………………..10
2.3.Современное состояние внутренней торговли…………………………14
3.Направления развития и пути совершенствования торговли в Республике Беларусь.
3.1.Оптовая торговля………………………………………………………....20
3.2.Розничная торговля………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы ……………………………………………………………...32
Важным направлением совершенствования системы производства и реализации товаров является комбинирование функций производства о розничной продажи через фирменную торговую сеть. Развитие фирменной торговли позволило ускорить оборачиваемость оборотных средств, увеличить объем реализации, изучать покупательский спрос. Создание фирменной торговой сети пищевой промышленности способствовало ускорению расчетов с колхозами и совхозами. Выручка, полученная от реализации продукции через фирменную сеть, уже на следующий день направляется хозяйствам. Все фирменные магазины реализуют еще и сопутствующие товары. В фирменных магазинах, как правило, применяются более низкие торговые надбавки.
Для решения задач, стоящих перед торговлей на современном этапе, важное значение имеет широкое внедрение автоматизированных систем управления. С этой целью осуществляются мероприятия по созданию отраслевой компьютерной сети для автоматизированного управления предприятиями, обеспечению оперативного информирования субъектов хозяйствования в сфере производства и торговли о состоянии товарных рынков в республике, ближнем и дальнем зарубежье.
Большое внимание в республике уделяется развитию электронной торговля. По данным Всемирного банка, Республика Беларусь по уровню информационной готовности для развития электронной торговли находится на 61-м месте (Россия - на 62-м, Украина — на 67-м). Развитию электронной торговли способствовал принятый закон «Об электронном документе». Расширяется сфера применения электронной торговли при осуществлении оптовых торговых операций.
Создание системы электронной торговли для осуществления закупок продукции для государственных нужд позволит автоматизировать эти процессы во всех республиканских органах исполнительной власти, значительно уменьшить издержки государственных заказчиков при проведении конкурсов, сократить потери и злоупотребления.
Поступательное
развитие внутреннего рынка страны
невозможно вне системы мирового товарообмена.
Для продвижения белорусских товаров
на зарубежные рынки государством осуществляются
меры по поэтапному вступлению Беларуси
во Всемирную торговую организацию (ВТО),
в том числе по совершенствованию и унификации
договорно-правовой базы. Расширяется
участие иностранных инвесторов в формировании
белорусского потребительского рынка.
Большое значение имеет развитие экономических
связей со странами СНГ, в том числе создание
в этих странах торговой сети Республики
Беларусь, состоящей из торговых центров,
имеющих консигнационные склады, розничные
и оптовые торговые предприятия.
3.Направления
развития и пути
совершенствования
торговли в Республике
Беларусь
3.1.Оптовая
торговля
Оптовая торговля представляет собой одну из отраслей народнохозяйственного комплекса. Она является формой товарных связей между производством и розничной торговлей, обеспечивающей рациональную организацию товародвижения. В условиях рыночной экономики оптовая торговля должна активно способствовать увеличению объема производства, расширению ассортимента и улучшению качества товаров, успешному развитию розничной торговли, общественного питания, и в конечном счете более полному удовлетворению платежеспособного спроса населения в товарах народного потребления и услугах.
Оптовая торговля представляет собой совокупность посреднических операций между хозяйствующими субъектами в целях сбыта (реализации) продукции, с одной стороны, и с другой - приобретения (купли) товаров для последующего использования их в производстве или продаже розничным торговым организациям и индивидуальным предпринимателям.
По своей экономической сущности оптовая торговля представляет продажу товаров внутри сферы обращения, а по материальному содержанию - дополнительные производственные операции по доведению товаров от изготовителей до розничных организаций и индивидуальных предпринимателей.
Необходимость существования оптового торгового звена обусловливают следующие факторы:
• производственные, включающие специализацию организаций-производителей на выпуске товаров народного потребления узкого ассортимента, что затрудняет сбыт товаров непосредственно в розничную торговую сеть и требует их накопления для равномерного снабжения розничных торговых организаций;
• транспортные, проявляющиеся в необходимости перемещения товаров народного потребления из пунктов производства в районы потребления;
• торговые, предусматривающие формирование торгового ассортимента для конкретных розничных и других оптовых организаций, накопление и хранение необходимых товарных запасов, организацию завоза и вывоза товаров.
Формирование рыночных отношений и создавшаяся в республике хозяйственно-экономическая ситуация коренным образом изменили условия работы оптового звена, его функции и задачи. Речь идет о создании коммерчески активного оптового звена, становлении единого рынка республики и формировании взаимовыгодных хозяйственных связей между организациями и регионами.
Сущность оптовой торговли раскрывается через ее функции:
• обеспечение розничной торговли товарами народного потребления;
• формирование ассортимента товар в соответствии с требованиями розничной торговой сети;
• обеспечение своевременности завоза товаров в розничную торговую сеть;
• воздействие на производителей с целью производства товаров нужного ассортимента и качества;
• изучение спроса на товары народного потребления;
• обеспечение процесса хранения товаров, их фасовка и дальнейшая подготовка к реализации;
• снабжение внерыночных потребителей, поставка товаров на экспорт и закладка их в государственный резерв.
Функционирование оптовой торговли должно базироваться на следующих экономико-организационных принципах:
• создание равных экономических прав ведения оптовой торговой деятельности для организаций всех форм и видов собственности, в том числе для оптового звена потребительской кооперации Республики Беларусь;
• введение платности оптовых торговых услуг, предоставляемых оптовыми организациями своим клиентам. Речь идет об операциях экспедирования, хранения, фасовки, кодировки товаров, а также о коммерческом посредничестве и услугах по организации хозяйственных операций;
• обеспечение
разнообразия форм, структур и масштабов
оптовых организаций в
• осуществление
государственно-
Основным звеном оптовой торговли является оптовая торговая организация, осуществляющая двусторонние экономические связи с поставщиками и покупателями с целью закупки и последующей продажи товаров.
В ходе становления рыночной экономики состав и функции оптовых организаций значительно изменились. В соответствии с концепцией развития оптовой торговли товарами народного потребления, разработанной Министерством торговли Республики Беларусь, оптовые организации классифицируются по следующим основным признакам:
по товарной специализации:
● специализированные (одежда, обувь, бакалея, хозтовары и др.) и универсальные с неограниченным ассортиментом (оптово-продовольственные рынки, специализированные по потребительским комплексам) оптовые организации.
по территориальному признаку:
●общереспубликанские и региональные. Территориальный масштаб оптовой торговой деятельности во многом определяет ее товарную специализацию. Более узкая товарная специализация обусловливает целесообразность расширения территориальных границ обслуживаемых оптовыми организациями потребительских рынков;
по принадлежности:
● общереспубликанские, оптовые организации министерств, объединений, концернов, промышленных организаций, оптовые организации потребительской кооперации, независимые оптовые организации и объединения;
по форме собственности и хозяйствования:
● государственные, частные, смешанные, коллективные, совместные с участием иностранного капитала;
по функциональной направленности:
● оптовые, сбытовые (выходные) базы, торгово-закупочные оптовые организации, оптово-розничные объединения.
В период перехода к рыночным отношениям наиболее предпочтительной организационной формой оптовых рынков является форма акционерного общества. В мировой экономической практике оптовые рынки специализируются на одной товарной группе (овощи, фрукты, рыба, птица и др.). Внутреннюю инфраструктуру оптовые рынки формируют, как правило, сами или предоставляют это право коммерческим структурам.
Таким образом, оптовая торговля является необходимым звеном товарного обращения. Переход народнохозяйственного комплекса Республики Беларусь к рыночным отношениям требует новых подходов к организации экономической работы в оптовой отрасли, в том числе системы потребительской кооперации Республики Беларусь.
Основные направления развития оптовой торговли в Республике Беларусь.
Оптовая торговля Республики Беларусь насчитывает более чем 17 000 оптовых организаций, в которых заняты более 135 000 человек. В системе оптовой торговли функционируют специализированные и неспециализированные оптовые организации, универсальные, оптово-розничные, рознично-оптовые организации, имеющие лицензии на право оптово-торговой деятельности.
Целью развития оптового звена является разработка адекватного рыночной экономике правового и организационно-экономического механизма доведения товаров до потребителя, обеспечивающего позитивное развитие оптовой торговли в системе внутреннего рынка в целом.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
● формирование прозрачной системы товародвижения, создающей благоприятные возможности для отечественных товаропроизводителей и способствующей оптимизации на рынке соотношения отечественных и импортных товаров;
● восстановление финансового контроля над товарооборотом на основе существенного ограничения возможностей теневого оборота;
● создание равных условий хозяйствования для субъектов различных форм собственности;
● укрепление нормативно-правовой базы развития оптовой торговли;
● создание развитой инфраструктуры оптовой торговли, предполагающей в первую очередь восстановление единой информационной системы оптовой торговли;
● ориентация оптового звена на изучение спроса на товары народного потребления с целью дальнейшего информирования и воздействия на производителей товаров. Решение данной задачи позволит формировать оптимальный ассортимент реализуемых товаров.
Для стабилизации оптовой торговли имеются необходимые предпосылки, что обусловлено наличием квалифицированной рабочей силы, значительными резервами свободных площадей, позволяющими наращивать товарооборот с относительно низкими затратами, выгодное географическое расположение Республики Беларусь.
Основой проведения организационных преобразований на рынке оптовых торговых услуг должна стать ориентация на двухуровневую схему организации оптовой торговли. Стратегия развития оптового звена должна исходить из того, что потребности рынка товаров народного потребления должны удовлетворяться двумя основными типами оптовых организаций:
● крупными оптовыми структурами республиканского уровня (масштаба);
● оптовыми организациями регионального (городского, районного, областного) уровня (масштаба).
Оптовые организации республиканского уровня должны обеспечивать оптовый оборот крупных партий товаров стратегического назначения потребителям по всей республике. Главное целевое назначение данного вида оптовых структур должно заключаться в формировании необходимой прозрачности каналов товародвижения для крупных отечественных производителей продукции, исключении возможности участия недобросовестных посредников в поставке некачественных импортных товаров.
Оптовые организации регионального уровня, закупая товары у оптовых структур республиканского уровня и непосредственно у товаропроизводителей, как в регионе размещения, так и за его пределами доводят их до организаций розничной торговли и иных потребителей в зоне своей деятельности. Это автономные и независимые оптовые структуры, достаточно точно определившие зону своего влияния на рынке услуг оптовой торговой деятельности.