Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 22:55, курсовая работа
На потребительском рынке торговля выступает как агент товарно-денежных отношений, между первичным собственником товара (продающим его) и вторичным собственником товара (покупающим его). Торговля как рыночная категория характеризует экономические отношения, возникшие в
процессе обмена денег на товары.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Понятие и сущность торговли, её формы и виды.
1.1.Основные понятия в сфере торговли…………………………………...5
1.2.Формы осуществления торговли и их сущность………………………6
1.3.Виды торговли и их характеристика……………………………………8
2.Современное состояние торговли в Республике Беларусь.
2.1.Законодательная база, регламентирующая торговую деятельность в Республике Беларусь……………………………………………………………10
2.2.Внешняя торговля………………………………………………………..10
2.3.Современное состояние внутренней торговли…………………………14
3.Направления развития и пути совершенствования торговли в Республике Беларусь.
3.1.Оптовая торговля………………………………………………………....20
3.2.Розничная торговля………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы ……………………………………………………………...32
(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,
2003 г., № 133, 2/996);
Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 162-З
(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,
2006 г., № 122, 2/1259)]
2.2.Внешняя
торговля
Внешняя торговля выступает в качестве фактора сбалансированности производства и потребления, средством ускорения научно-технического прогресса путем купли и укоренения высокотехнологического оборудования и передовых технологий, влияет на отраслевую структуру экономики и на размещение производительных сил. Вот почему и для Беларуси участие в международном разделении труда - важное средство экономии общественного труда, благодаря которому она имеет возможность получать товары, которые не производятся в республике или их производство очень дорогое. Таким образом, внешняя торговля позволяет удовлетворять потребности в недостающем сырье, более эффективно использовать свой экономический потенциал.
На протяжении последних лет Республика Беларусь сохраняет высокие темпы роста внешней торговли.
В 2007 году товарооборот Республики Беларусь составил 53,0 млрд. долларов и по сравнению с 2006 годом увеличился на 26,0 процента или на 10,9 млрд. долларов. Товарооборот со странами СНГ увеличился на 30,7 процента, со странами вне СНГ — на 20,1 процента. В общем объеме товарооборота доля стран СНГ увеличилась с 54,9 до 57,0 процента.
Основными торговыми партнерами Беларуси в 2007 году являлись: Россия – 49,2 процента от всего объема внешнеторгового оборота, Нидерланды – 8,6 процента, Украина –5,7 процента, Германия – 5,5 процента, Польша – 3,9 процента, Великобритания – 3,2 процента, Китай – 2,5 процента, Латвия – 2,1 процента, Италия –1,5 процента и США – 1,4 процента.
В 2007 году обеспечены самые высокие за весь период двусторонних отношений показатели в торгово-экономическом сотрудничестве Республики Беларусь с Российской Федерацией. На долю России пришлось около половины всей внешней торговли нашей страны. Товарооборот составил 26 073,3 млн. долларов США и возрос на 30,7 процента к уровню 2006 г.
Экспорт товаров Республики Беларусь составил 24,3 млрд. долларов и увеличился на 23,3 процента или на 4,6 млрд. долларов. На протяжении 2007 года наблюдался устойчивый рост экспорта во все регионы мира.
По итогам года обеспечен рост экспорта практически по всем важнейшим видам продукции. Наибольший прирост дали поставки нефтепродуктов (на 957 млн. долларов), тракторов и седельных тягачей (на 413 млн. долларов), калийных удобрений (на 337 млн. долларов), грузовых автомобилей (на 242 млн. долларов), прутков из углеродистой стали (на 173 млн. долларов), молока и сливок сгущенных (на 161 млн. долларов), сыров и творога (на 122 млн. долларов). Существенно вырос экспорт кокса и битума, мебели, частей для тракторов и автомобилей, лесоматериалов, двигателей внутреннего сгорания, холодильников, стиральных машин и многих других видов продукции.
Важный итог 2007 года – увеличение доли инвестиционного экспорта в общем объеме экспорта с 12,4 до 14,1 процента. Экспорт инвестиционных товаров (продукции с высокой долей добавленной стоимости) составил 3,4 млрд. долл. США и возрос по сравнению с 2006 годом на 40,2 процента. Это свидетельствует о том, что Беларусь стала больше продавать за рубеж готовой сложнотехнической продукции.
Основными потребителями белорусской продукции в 2007 году являлись: Россия – 36,5 процента от общего объема экспорта страны, Нидерланды – 17,8 процента, Великобритания – 6,3 процента, Украина –6 процента, Польша – 5 процента, Латвия – 4,1 процента, Германия – 3 процента, Литва – 2,3 процента, Китай – 2,0 процента, Бразилия – 1,5 процента.
В результате активизации работы по расширению рынков сбыта товаров в 2007 году в число стран — основных партнеров Республики Беларусь вошли Венесуэла, Вьетнам, Индия, Республика Корея.
Расширена география белорусского экспорта. В 2007 году впервые поставлена белорусская продукция в Уругвай, Катар, Боливию, Барбадос, Бенин, Доминику, Мавританию, Мьянму, Непал и др. (всего 14 стран) на общую сумму 5,5 млн. долларов.
Из
высокотехнологичной и
В прошедшем году Беларусью импортировано товаров на 28,7 млрд. долларов. Импорт вырос на 28,3 процента или на 6,3 млрд. долларов.
В 2007 году в страну ввезено промежуточных товаров на сумму 20,8 млрд. долларов, или на 31,4 процента больше, чем за соответствующий период прошлого года. Экспорт промежуточных товаров составил 16,8 млрд. долларов, или на 21,1 процента выше уровня 2006 года.
Стимулируемый Правительством процесс инновационного развития экономики, обусловил высокие темпы роста импорта инвестиционных товаров. В результате инвестиционный импорт по сравнению с 2006 годом увеличился в 1,3 раза и составил 3,2 млрд. долларов. Его доля в общем объеме импорта выросла с 10,8 до 11 процентов. Ввоз потребительских товаров увеличился на 670 млн. долларов или на 17,7 процента. В структуре импорта доля потребительских товаров сократилась с 10,5 процента в 2006 году до 10,1 процента в 2007 году. Ввоз продовольственных товаров увеличился на 20,1 процента или на 120 млн. долларов.
Импорт непродовольственных потребительских товаров увеличился на 23,6 процента или на 549,5 млн. долларов. Основной рост обусловлен увеличившимся ввозом легковых автомобилей (на 270 млн. долларов) и лекарственных средств (на 39,2 млн. долларов).
Совершенствование внешнеэкономических связей Республики Беларусь со странами, не входящими в СНГ, должно быть направлено на наращивание экспорта наукоемкой, высокотехнологичной продукции с низкой материало- и энергоемкостью, а также на расширение сферы услуг. В связи с этим важнейшим направлением внешнеэкономической деятельности является привлечение иностранных инвестиций, прежде всего прямых, в перспективные высокотехнологичные экспортоориентировнные и импортозамещающие производства. Важную роль призваны сыграть свободные экономические зоны, созданные в Минске и других областных центрах.
Интеграция
Беларуси в систему связей будет
способствовать ее вступлению во Всемирную
торговую организацию, но не любой ценой,
а с учетом интересов национальной экономики.
Это позволит развивать внешнеторговые
отношения с другими странами на долговременной
стабильной основе, отстаивать и защищать
национальные интересы в торгово-экономических
отношениях с партнерами на общепринятых
в мировой практике правовых положениях
и сложившихся традициях.
2.3.
Современное состояние
внутренней торговли
В торговле концентрируются интересы всех отраслей национальной экономики. Внутренняя торговля сегодня — это 34,2 тыс. организаций розничной торговли, 10,5 тыс. объектов общественного питания с количеством мест около 690 тыс. в том числе более 1,9 тыс. объектов быстрого питания; 368 рынков с количеством торговых мест 62,4 тыс.; более 1,5 тыс. общетоварных складов общей площадью свыше 1,1 млн. м2. В этой сфере работает 445,2 тыс. человек.
Торговля - одна из наиболее динамично развивающихся отраслей национальной экономики. В 2001- 2005 гг. наметился рост доли торговли и общественного питания в валовом внутреннем продукте. Если в 2000 г. она составляла 9,5%, то в2005 г. - 9,7%. Возросли инвестиции в основной капитал отрасли: в 2000 г. доля торговли и общественного питания составляла 2,6% от всех инвестиций в основной капитал по всем отраслям национальной экономики, в 2005 г. - 3,9% . О росте значимости торговли можно судить и по тенденции повышения численности занятых в торговле и общественном питании, материально-техническом снабжении, сбыте: в 2000 г. их доля от общего числа занятых составляла 12,0%, в 2005 г. - 13,7%. Для инвестиционных проектов в торговле характерны низкая капиталоемкость и быстрая окупаемость. Соотношение инвестиций и добавленной стоимости в торговле в 2 - 2,5 раза меньше, чем в целом по национальной экономике. Поэтому эта сфера является для инвесторов одной из предпочтительных.
Один из приоритетов отрасли - достижение стандартов, установленных правительством республики. Норматив социального стандарта по обеспеченности торговыми площадями выполнен всеми областями и г. Минском. Обеспеченность торговыми площадями в расчете на 1000 жителей составляет 286 м2, или 109,6% от норматива социального стандарта. Для дальнейшего повышения уровня обеспеченности торговыми площадями предусматривается в текущей пятилетке открыть более 600 магазинов.
В развитии торговли можно выделить ряд этапов, В 1991- 1995 гг. объемы розничного товарооборота падали, и в 1995 г. объем розничного товарооборота составил всего 43,1% от уровня 1990 г., в том числе по продовольственным товарам - 51,9% и непродовольственным товарам - З5,2%. Благодаря проводимой работе по развитию потребительского рынка начиная с 1996 г. был достигнут стабильный рост розничного товарооборота и уже в 2000 г. объем розничного ;товарооборота превысил уровень 1990 г. на 2,4%, а в 2005 г. объем розничного товарооборота составил по сравнению с 1990 г. 218% .
В целом в последнее десятилетие обеспечено стабильное развитие внутреннего потребительского рынка. Для этого периода характерны высокие темпы развития розничного товарооборота, совершенствование материальной базы торговли, развитие новых форм и методов продажи товаров, внедрение информационных технологий.
В 2001 - 2005 гг. в развитии потребительского рынка продолжились положительные тенденции, наметившиеся еще в 1996 - 2000 гг. Объем розничного товарооборота за 2001- 2005 гг. составил 207% к уровню предыдущего пятилетия, что превышает прогнозные показатели Программы развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2001- 2005 гг. (150- 155%). Рентабельность в розничной торговле увеличилась с 7,8% в 2000 г. до 8,0% в 2005 г., в общественном питании - с 5,2% до 7,0%. Высоким темпам роста розничного товарооборота в немалой степени способствовала благоприятная экономическая ситуация в республике, в первую очередь рост реальных денежных доходов населения, обеспечение своевременной выплаты заработной платы, меры, направленные на развитие производства отечественных товаров. В результате по многим товарам потребительский рынок республики обеспечивается в основном за счет собственного производства. Доля продажи товаров, производимых в республике, в обороте торговых организаций занимает более 80%, в том числе продовольственных - 87% , непродовольственных - 71%.
В настоящее время за счет собственного производства полностью или почти полностью (с учетом межассортиментного обмена) удовлетворяется спрос населения на основные виды продовольствия (мясо и молочные продукты, хлеб и хлебопродукты, овощи), на товары культурно-бытового и хозяйственного назначения (телевизоры, радиоприемники, часы, холодильники, мотоциклы и велосипеды, чулочно-носочные изделия, обувь), хотя уровень потребления по большинству из них ниже рациональных норм. Поэтому одной из главных задач в потребительском комплексе является наращивание объемов производства социально значимых товаров, в первую очередь основных продуктов питания.
Для улучшения условий реализации отечественных товаров в республике с 1997 г. используется также механизм квотирования поставок. В соответствии с определенными квотами (утверждаемыми решением Совета Министров Республики Беларусь) организации торговли заключают с промышленными предприятиями договоры на поставку товаров отечественного производства для внутреннего рынка. Определены меры ответственности субъектов хозяйствования за освоение ресурсов и реализацию товаров, получаемых по квотам.
В торговле активно проводится реформирование:
• осуществляется преобразование государственных предприятий в негосударственные и смешанные;
• ликвидирована
распределительная
• созданы условия доступа на внутренний рынок других стран для расширения ассортимента за счет ввоза товаров, не производимых в республике.
Важной составляющей потребительского рынка является деятельность, индивидуальных предпринимателей. В 2005 г. численность индивидуальных предпринимателей составила 25% от числа занятых в торговле, а доля продаж - более 35% в объеме товарооборота. Совершенствование деятельности этих субъектов хозяйствования, в том числе на рынках, направлено на создание равных условий для индивидуальных предпринимателей и организованной торговли. Число городских рынков сократилось с 220 единиц в 1990 г. до 198 в 1995 г., затем благодаря мерам по их развитию увеличилось до 368 единиц в 2005 г. Проведены аттестация рынков и их благоустройство.
Проводится универсализация торговли продовольственными и непродовольственными товарами на базе развития сети универмагов и универсамов (супермаркеты, гипермаркеты) и создания предприятий, образующих в комплексе торговый центр. Осуществляется перевод индивидуальных предпринимателей с открытых рынков в торговые центры, в которых обеспечивается полный комплекс услуг и осуществляется расчетно-кассовое обслуживание. Количество торговых центров в 2005 г. составило 140 единиц. В торговых центрах организовано 16,9 тыс. торговых объектов преимущественно индивидуальных предпринимателей. В результате удельный вес рынков в общем объеме розничного товарооборота снизился в 2005 г. до 36,8% против 38% в 2003 г.
Сокращению доли продаж на вещевых рынках, на которых в объемах реализации преобладает импортная продукция, способствует строительство гипермаркетов, в которых не только существенно расширен ассортимент, но и ценовой диапазон предлагаемых товаров, а также создание сети дисконтных магазинов. В 2001- 2005 гг. в республике открыто 6 гипер- и супермаркетов с торговой площадью от 1,7 тыс. до 6 тыс. м2, количество магазинов с торговой площадью от 650 м2 увеличилось со 126 в 2000 г. до 164 в 2005г., с торговой площадью от 1000 м2 - с 81 до 99 соответственно. Конкурентными преимуществами таких торговых организаций являются сочетание низких цен (на уровне цен открытых рынков), обеспечиваемое крупными масштабами деятельности, с высоким качеством обслуживания и широтой ассортимента. Создание сети гипер- и супермаркетов способствовало пополнению местных бюджетов за счет налогов и сборов, повышению культуры обслуживания населения.