Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:53, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить типы организаций и их структуры. Исходя из этого, рассмотрены следующие задачи:
Изучить понятие организации и ее характеристики
Рассмотреть цели организации, структурные подходы
Объяснить понятие департаментализация
Проанализировать типы организации
Дать сравнительную характеристику организационным структурам управления
Введение……………………………………………………………………………………..6
1. Понятие и сущность организации
Что такое организация………………………………………..............……...4
Общие характеристики организации……………………………………….5
Цели организации……………………………………………...…………….6
Структура организации…………………………………………….………..5
Департаментализация и ее виды…………………………………………….4
Основные типы организаций…………………………….………………….3
Новое в типах организации………………………………………………….5
2. Сравнительная характеристика организационных структур управления
2.1. Рассмотрение типов организаций на примере компании IBM и General Motors......................................................................................................................................9
2.2. Проблемы, возникающие в матричных организациях, причины и пути их устранения……………………………………………………………….……………..44
Заключение……………………………………………………………………………...…54
Список литературы……………………………………………………………..…………44
Приложения………………………………………………………………………..………33
Важно отметить, что советы не принимают решения за подотчетные им подразделения, они принимают решения только относительно процессов, происходящих на их уровне. Некоторым советам поручается оценка и одобрение деятельности подотчетного им руководителя. Однако право уволить остается за вышестоящим руководством. Таким образом, каждый отдельный руководитель получает поддержку как сверху, так и снизу.
Описанные
условия придают структуре
Партисипативные
типы структур используются в различного
рода организациях независимо от их размера
и отраслевой принадлежности. Они, как
и многомерные, могут распространяться
только на часть или отдельный уровень
в организации. Их внедрение может проводиться
как сверху, так и снизу путем постоянного
и последовательного охвата одного уровня
за другим. [виханский стр 388-390].
Предпринимательская организация
Быстрые и динамичные изменения последнего десятилетия, произошедшие во внешнем окружении деловых организаций, способствовали развитию особого типа организаций, получивших название предпринимательских. Появление этих организаций было связано с необходимостью создания реальных экономических ценностей на устойчивой и постойной основе путем поиска и реализации всех имеющихся в этом направлении возможностей. Этого также требовала необходимость мотивации работников к принятию ими на себя ответственности за создание этих экономических ценностей. И наконец, предпринимательские структуры как способ вознаграждения отдельных лиц и групп были вызваны к жизни необходимостью балансировки выгода и риска, получаемых и разделяемых отдельными лицами и группами.
Предпринимательские
структуры, о которых идет речь, не
следует отождествлять с малым
бизнесом, открытием бизнеса, инвестиционными
проектами и просто способом быстрого
обогащения. Предпринимательские
Предпринимательские организации ориентированы на рост и больше рассчитывают на имеющиеся возможности, чем на контролируемые ресурсы. Реализация этих возможностей и использование для этого ресурсов чаще осуществляется на краткосрочной, эпизодической и поэтапной основе. Контроль за ресурсами носит обычно опосредованный характер (аренда, заем и т.п.). Структура управления предпринимательской организацией характеризуется малым количеством уровней, гибкостью и сетевым построением. Деятельность такой организации обычно оценивается не на основе производительности, а на основе эффективности. Мотивация предпринимательской деятельности строится на поиске возможностей и достижений результата, а не на необходимости использования ресурсов. С точки зрения организационного построения, предпринимательские структуры базируются на индивидуальной инициативе, а не на координации, как это имеет место в традиционных организациях. Сконцентрированное развитие заменяется развитием по многим направлениям. В предпринимательстве индивидуальная компетентность важнее организационной компетентности. Ключевыми организационными факторами являются люди, группы и их квалификация.
Предпринимательская
организация с позицией структурного
взгляда на нее представляет собой
перевернутую пирамиду, в основании
которой находится руководство
этой организации. При этом руководство
не только меняет свое место, но и меняет
свои основные функции. Главной обязанностью
руководства
Организация, ориентированная на рынок
Данный типа организации является на практике своего рода комбинацией вышерассмотренных новых типов. Организация, ориентированная на рынок, или, как еще говорят, «движимая рынком» организация, может быть описана следующим образом. По характеру взаимодействия с внешней средой (т.е. рынком) – это органический тип, быстро адаптирующийся к происходящим вне организации изменениям. По характеру взаимодействия частей внутри организации – это либо развитая дивизиональная, либо реальная матричная структура. И наконец, по характеру взаимодействия индивида с организацией – это индивидуалистский тип. Принципиальным отличием данного типа от других является то, что если в предыдущих случаях непосредственно вокруг рынка группировались только часть организации, то в данном случае речь идет о группировании всех частей организации вокруг рынка или рынков.
При неразвитых рыночных отношениях такой тип организации может иметь ряд преимуществ. Он позволяет работать по принципу «разделяй и властвуй» в управлении компанией. В этом случае можно контролировать все, развитие работы на функциональной основе достигает своего совершенства. Узкая специализация в работе до высокого уровня развивает навыки и умения. В целом все эти преимущества оптимизируются в направлении обслуживания интересов владельцев, руководителей и работников организации, но не потребителя.
Особое
значение в рыночно ориентированной
организации придается
Новым становится положение индивида в организации, движимой рынком. Преобладают такие черты, как профессионализация, упор на управленческие роли. Приоритет отдается горизонтальному росту работника и развитию межфункционального опыта. Групповой результат приобретает больший вес, чем индивидуальный. В основу планирования карьеры кладется не описание работы, а установление индивидуальных целей. Из допущенных работником ошибок делаются не выводы, а извлекаются уроки. Культивируется менторство и ценится умение слушать. Оценка работника строится в зависимости от того, как быстро он реагирует на изменения, насколько он понимает потребителя и насколько инновативен в решении проблем. Принимается во внимание его умение делегировать полномочия, уровень его мотивированности и стремление добиться повышения качеств. В этих условиях организации испытывают потребность в кадрах высокой квалификации и в их периодической ротации.
При
переходе организации к ориентации
на рынок рекомендуется начинать
изменения с ее верхних уровней.
Самому руководству следует
II 2. Сравнительная характеристика организационных структур управления
2.1.
Рассмотрение типов
организаций на
примере компании
IBM и General Motors
IBM (International Business Machines) | General Motors | |
Год основания | 1889, корпорация с 1911 | 1908 |
Ключевые фигуры | Президент и председатель совета директоров, Старший вице-президент и финансовый директор | Председатель и генеральный директор |
Оборот | $100 миллиардов
(2011) |
$135,6 миллиардов
(2010) |
Операционная прибыль | $10,2 миллиардов
(2005) |
$5,7 миллиардов
(2010) |
Чистая прибыль | $14,8 миллиардов
(2010) |
$6,5 миллиардов
(2010) |
Число сотрудников | 399 тысячи человек
(2009) |
202 тысячи человек
(2010) |
Структура организации | Широкое использование на практике матричной структуры и ее элементов | Компания-родоначальник дивизиональной структуры |
Персонала | Помимо обычного состава, существуют фиксеры – долго работающие в компании опытные и с большими контактами специалисты, которые без лишних формальностей оказываются в «фокусе» решения проблем, относящихся к сфере рассмотрения высшего руководства | Обычная иерархия персонала ( Администрация -> руководящие подразделениями -> подчиненные) |
Дочерние компании | Большое количество дочерних компаний: Lotus Software, Rational Software, Lombardi, Sterling Commerce, Tivoli Systems | Отсутствие дочерних компаний |
Подход к взаимодействию с внешней средой | Органический | Механистический |
2.2. Проблемы, возникающие в матричных организациях, причины и пути их устранения.
Проблемы | Причины | Пути устранения |
1. Тенденция к анархии | Нечетко распределены
права и ответственность между
двумя частями матричной |
Необходима ясность в этом вопросе |
2. Борьба за власть | Четко не определены властные полномочия | Необходимо сбалансировать отношения между функциональными и проектными руководителями |
3. Развитие групповщины | Становится нормой все решения принимать в группе | Необходимо изменить политику руководства и ввести мотивирования индивидуальных усилий |
4. Крах в период общеэкономического кризиса | Матричные ячейки (или группы) не очень решительны в период ухудшения общей ситуации | Необходима
помощь высшего руководства в
области стратегии и |
5. Высокие накладные расходы | Требуется больше для содержания большего количества руководителей | Приписать меньшему
числу руководителей |
6. Разрыв
между верхними и нижними |
По матричной схеме работают нижние звенья, а «верхи» ею не пользуются | Необходимо поддерживать маленький размер матриц, чтобы вовлечь высшее руководство |
7. Отсутствие контроля по уровням управления | Матрицы существуют на каждом уровне, и система становится сложной | Необходимо выявить критические центры в организации и вокруг них создать матрицы |
8. Самолюбование | Организация замыкается сама в себе | Высшему руководству необходимо постоянно уделять внимание критическим видам деятельности – целям |
9. Трудности в принятии решений | Решения не принимаются вовремя | Необходимо делегировать принятие решений на более нижние уровни управления, то есть туда, где они реализуются |