Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:53, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить типы организаций и их структуры. Исходя из этого, рассмотрены следующие задачи:
Изучить понятие организации и ее характеристики
Рассмотреть цели организации, структурные подходы
Объяснить понятие департаментализация
Проанализировать типы организации
Дать сравнительную характеристику организационным структурам управления
Введение……………………………………………………………………………………..6
1. Понятие и сущность организации
Что такое организация………………………………………..............……...4
Общие характеристики организации……………………………………….5
Цели организации……………………………………………...…………….6
Структура организации…………………………………………….………..5
Департаментализация и ее виды…………………………………………….4
Основные типы организаций…………………………….………………….3
Новое в типах организации………………………………………………….5
2. Сравнительная характеристика организационных структур управления
2.1. Рассмотрение типов организаций на примере компании IBM и General Motors......................................................................................................................................9
2.2. Проблемы, возникающие в матричных организациях, причины и пути их устранения……………………………………………………………….……………..44
Заключение……………………………………………………………………………...…54
Список литературы……………………………………………………………..…………44
Приложения………………………………………………………………………..………33
Типы организаций по взаимодействия с человеком
В рамках данного типа различают корпоративные организации индивидуалистские.
Корпоративная организация, или, проще, - корпорация, рассматривается как особая система связи между людьми в процессе осуществления ими совместной деятельности. Такое понимание корпорации следует отличать от понимания корпорации как субъекта права – юридического лица, часто ассоциируемого с формой акционерного объединения. Корпорации как социальный тип организации представляют собой замкнутые группы людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией и авторитарностью руководства, противопоставляющие себя другим социальным общностям на основе своих узкокорпоративных интересов. В России корпорации существуют в хозяйственной и культурной жизни в основном в форме различных государственных и общественных институтов (министерства, ведомства, союзы, общества, партии) [виханский 377стр].
Противоположным корпоративному является индивидуалистский тип организации. Это тоже объединение людей, осуществляющих совместную деятельность, но объединение свободное, открытое и добровольное. Сама организация представляет собой совокупность или сообщество полуавтономных образований. Например, коллективная собственность в таких организациях – это не собственность всех, а собственность каждого члена коллектива [визанский 379].
В
таблице приводятся основные характеристики
двух типов организации
1.7. Новое в типах организации
В последней четверти XX в. Человечество вступило в новую стадию своего развития – стадию построения информационного общества. Зародившееся еще в 1920-е гг. в недрах индустриального общества, оно дало свои первые ростки в 1940-е гг., а в 1950-е гг. стали говорить о наступлении информационной экономики и превращении информации в важнейший товар. В 1960-е гг. появились предсказания о превращении индустриального общества в информационное. В начале 1980-х гг. наиболее развитые страны уже поднялись на его первую ступень.
В развитых странах деловая среда под влиянием информационного общества претерпела значительные изменения. Следующие факторы определяют уровень «информационности» внеорганизационного окружения:
В
складывающихся условиях в конкурентной
борьбе мог победить тот, кто наиболее
эффективным образом приспосабливал
свою организацию к новым требованиям
внешнего окружения, формируемого информационным
обществом. В последнее время рассматриваются
новые типы организаций, успешно действующих
в «информационной» среде: эдхократические,
многомерные, партисипативные, ориентированные
на рынок и организации предпринимательского
типа.
Эдхократическая организация
В настоящее время в областях высоких технологий и в быстро растущих отраслях появились организации, у которых имеются признаки организации будущего. В научной литературе эти организации получили название эдхократических (от англ. Adhocracy) за их применимость к нестандартным и сложным работам, к трудноопределяемым и быстроменяющимся структурам, к власти, основанной на знании и компетентности, а не на позиции а иерархии.
Эдхократия – это в то же время и управленческий стиль, и организационный дизайн. Ключевым в ней является компетентность, и она ценится наивысшим образом. Контроль в управлении поддерживается установлением целей, обычно напряженных. Средства достижения целей выбираются самими исполнителями. Каждый непосредственно отвечает за свои действия, и вознаграждается тот, кто добивается успеха. В эдхократической организации индивид испытывает сильное давление извне, которое частично ослабляется групповой работой, создающей чувство общности в работе. Риск так же, как и вознаграждение, делится между участниками.
Формальности не типичны для эдхократической организации и сводятся в ней до минимума. Это относится к иерархии, рабочим условиям и помещениям, льготам, одежде и т.п. Так, в подобной организации часто бывает трудно отличить менеджера от рабочего.
Эдхократической организации присуща высокая степень свободы в действиях работников, но ее вершиной являются качественное выполнение работы и умение решать возникающие проблемы. Ключевыми элементами эдхократического дизайна являются следующие:
Наиболее
пригодным этот дизайн является дл
организаций в таких областях, как консультационно-
Многомерная организация
Впервые термин «многомерная организация» был использован в 1974 году У. Гоггином.
Основой
многомерной организации
По
совокупности выполняемых задач
такие автономные группы получают обычно
статус центра прибыли, а в отдельных
случаях могут являться самостоятельными
компаниями. Однако в обоих случаях
они тем или иным образом облагаются
корпоративными налогами. В многомерной
организации бюджеты
Проблема матричной модели состоит в том, что она основана на системе двойного подчинения, являющейся наиболее уязвимым ее свойством. Ее обвиняют в том, что она создает так называемую организационную шизофрению. Многомерная модель не создает подобной проблемы. В ней отношения членов автономной группы с руководством организации и другими подразделениями ничем не отличается от отношений с посторонним клиентом.
Многомерная структура применима к любому, вплоть до мельчайшего, подразделению организации. Чем меньше подразделение или часть организации, тем меньше его штат и больше разнообразных обязанностей у его руководителя. В организации, хозяйственные единицы которой относительно независимы, отличаются друг от друга и территориально разбросаны, многомерной делается именно определенная хозяйственная единица, а не организация в целом. Этот тип организации дает возможность даже небольшому подразделению быть настолько автономным, насколько вообще это возможно в структуре более крупной организации. Таким образом, многомерная модель создает свободный рынок внутри организации, который не исключает возможностей для синергии и экономии на масштабе деятельности.
Основные преимущества многомерных организаций:
Партисипативная организация
Несмотря на многие преимущества многомерной организации, тем не менее даже с ее помощью бывает трудно создать такую структуру, которая устраивала бы всех членов организации и адекватно мотивировала бы их деятельность. Ряд специалистов считают, что данная проблема более успешно решается, если членам организации представляется право участвовать в принятии решений, касающихся их работы. Последнее уточнение является принципиальным и отличает в корне организации, построенные на «участии работников в управлении», или так называемые партисипативные организации, от организаций, где посредством создания органов самоуправления осуществляется некомпетентное вмешательство в работу других членов или частей организации.
Лежащее в основе партисипативной организации участие работников всех уровней в управлении предполагает:
Принципиальное отличие модели партисипативной организации от традиционной и с делегированием прав приводится на рис.5 (См. приложение).
Степень и формы участия в управлении наполняют партисипативность определенным содержанием. Различается три степени участия:
Первая
степень – выдвижение предложений
– не требует введения структурных
и других изменений в традиционную
организацию и может
Вторая
степень – разработка альтернатив
– требует уже появления в
организации специальных
Третья
степень – выбор альтернативы
– предполагает, что участие в
управлении осуществляется в форме
работы специальных советов научно-