Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 11:17, курсовая работа
Промышленное производство основано на взаимодействии трех основных факторов: основного капитала, оборотного капитала и рабочей силы. Использование основного и оборотного капитала работниками обеспечивает выпуск продукции. Сопоставление конечного результата хозяйственной деятельности предприятия с затратами живого и овеществленного труда на его достижение характеризует эффективность производства.
где -- чистая прибыль;
-- среднегодовая стоимость всех активов;
-- среднегодовая стоимость инвестированного капитала;
-- среднегодовая стоимость
Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям будет характеризовать степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.
В
экономической литературе наиболее
часто встречается следующая формула
расчета финансовой рентабельности (RФ):
где ЧП – чистая прибыль;
– среднегодовая стоимость собственного капитала.
Необходимо отметить, что при расчетах рентабельности стоимость собственного капитала должна рассчитываться именно как средняя за период величина, так как в течение года собственный капитал может быть увеличен за счет дополнительных денежных вкладов или за счет использования образующейся в отчетном году прибыли.
Ставку доходности (чистая прибыль на собственный капитал, или на рентабельность собственного капитала) можно представить расширенным образом с использованием показателя выручки от реализации следующим образом:
где -- чистая прибыль;
-- среднегодовая стоимость
-- выручка от реализации.
Приведенная схема показывает, что ставка доходности является произведением прибыльности реализации продукции для собственников и оборачиваемости собственного капитала. Эта взаимосвязь не достаточно полно характеризует факторы, оказывающие влияние на рентабельность собственного капитала.
Для увеличения числа учтенных факторов и определения их влияния, уровень рентабельности собственного капитала изучают во взаимосвязи со следующими факторами:
Во
взаимосвязи с перечисленными факторами
ставку доходности собственного капитала
можно представить следующим образом:
где -- чистая прибыль;
-- собственный капитал;
-- стоимость активов;
-- выручка от реализации;
-- прибыль до налогообложения;
-- прибыль после налогообложения,
или
где -- ставка доходности собственного капитала;
-- финансовая структура капитала;
-- коэффициент оборачиваемости активов;
-- норма эксплуатационной
-- ставка налогообложения;
-- доля чистой прибыли в текущей прибыли.
Определение влияния изменения факторов на обобщающий показатель можно производить методами элиминирования по следующей схеме:
, (14)
, (16)
Из
схемы взаимосвязи ставки доходности
на собственный капитал с
Доля
чистой прибыли в текущей прибыли
и финансовая структура капитала
позволяют выявить влияние имеющейся
у предприятия задолженности на рентабельность
собственного капитала. В связи этим в
часто в анализе исследуют влияние на
рентабельность собственного капитала
только изменение ставки доходности инвестированного
капитала и влияние изменения уровня задолженности,
т.е.:
Подобный анализ полезнее при исследовании рентабельности собственного капитала предприятия в сравнении с другими предприятиями или конкурентами, так как разные предприятия могут добиваться одинакового уровня доходности собственного капитала путем воздействия на нее различных факторов рассмотренной взаимосвязи.
Эффективность
основной деятельности предприятия
по производству и реализации товаров,
работ и услуг характеризуется показателем
рентабельности продукции. Он определяется
отношением прибыли к полной себестоимости
продукции. Этот показатель может быть
широко использован в аналитических целях,
так как позволяет производить расчеты,
соотнося различные показатели прибыли
с различными показателями затрат на продукцию.
Например:
. (21)
Кроме
того, на основе показателей рентабельности
продукции можно проводить
Для характеристики рентабельности реализованной продукции (RРП) прибыль от реализации (ПРП) делят на полную себестоимость реализованной продукции (СРП):
Данный показатель характеризует реальный размер прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль произведенных затрат по ее выпуску и реализации. Иногда при расчетах данного показателя в числителе используют чистую прибыль предприятия. Но на показатель рентабельности продукции, рассчитанный на основе чистой прибыли, оказывают влияние факторы, связанные со снабженческо-сбытовой и другими видами деятельности предприятия. Кроме этого, на показатель оказывает влияние и налогообложение.
Для
осуществления контроля не только за
себестоимостью реализованной продукции,
но и за изменениями в политике ценообразования
рассчитывают показатель рентабельности
продаж (RРП). Он определяется отношением
чистой прибыли (ЧП) или прибыли от реализации
(ПРП) к сумме выручки от реализации
(ВРП):
По динамике данного показателя предприятие может принимать решение по изменению ценовой политики или усилению контроля за себестоимостью продукции. Показатель можно определять в целом по продукции или по отдельным ее видам.
Исходя из приведенной формулы расчета рентабельности продукции, можно определить влияние на ее изменение по сравнению с базисным периодом изменения цен на продукцию и изменения уровня себестоимости. Если представить прибыль от реализации как разницу между выручкой от реализации без НДС (ВРП) и полной себестоимостью реализованной продукции (СРП), то формула расчета рентабельности продаж будет выглядеть следующим образом:
Изменение рентабельности продаж за счет изменения отпускных цен на реализованную продукцию определяется по формуле:
Влияние
фактора изменения
,
Общее
изменение рентабельности продаж по
сравнению с базисным периодом должно
быть равно сумме влияния
Актуальность темы настоящей работы определяется еще рядом причин. Во-первых, осуществление преобразований в Российской финансовой системе и реструктуризация большинства предприятий привели к тому, что рентабельность промышленных предприятий не только не возросла, но и ощутимо снизилась. Важно в этой связи понять, почему происходит такое снижение, какие средства следует использовать для того, чтобы ее стабилизировать и даже повысить? Ответить на эти вопросы невозможно без уточнения понятия рентабельность, форм ее проявления, способов расчета, факторов, влияющих на ее величину. Во-вторых, становление социально ориентированной рыночной экономики сопровождается усилением конкуренции между промышленными предприятиями. В этих условиях могут сохранить и укрепить свои позиции только те хозяйственные структуры, которые стремятся к повышению эффективности хозяйствования. Отсюда задача выявления путей повышения прибыльности становиться актуальной не только в теоретическом плане, но и с целью улучшения хозяйственной практики.
В связи с переходом экономики нашей страны на рыночные отношения изменяется и отношение к получаемой от экономических субъектов информации. Информация о финансовом состоянии организации, его финансовых результатах становится очень важна для широкого круга пользователей, как внешних – налоговые инспекции, коммерческие банки, акционеры и т.д., так и внутренних – администрация, менеджеры, внутренние финансовые службы организации.
Информация о работе Теоретические аспекты понятия рентабельности предприятия