Теоретические аспекты понятия рентабельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 11:17, курсовая работа

Описание работы

Промышленное производство основано на взаимодействии трех основных факторов: основного капитала, оборотного капитала и рабочей силы. Использование основного и оборотного капитала работниками обеспечивает выпуск продукции. Сопоставление конечного результата хозяйственной деятельности предприятия с затратами живого и овеществленного труда на его достижение характеризует эффективность производства.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 503.50 Кб (Скачать)

                                                      ,                                               (9)

     где -- чистая прибыль;

       -- среднегодовая стоимость всех активов;

       -- среднегодовая стоимость инвестированного капитала;

      -- среднегодовая стоимость собственного капитала.

      Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям будет характеризовать степень  использования    предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.

  В экономической литературе наиболее часто встречается следующая формула расчета финансовой рентабельности (RФ): 

                                                    ,                                                                                           (10) 

  где ЧП – чистая прибыль;

    – среднегодовая стоимость собственного капитала.

  Необходимо  отметить, что при расчетах рентабельности стоимость собственного капитала должна рассчитываться именно как средняя за период величина, так как в течение года собственный капитал может быть увеличен за счет дополнительных денежных вкладов или за счет использования образующейся в отчетном году прибыли.

      Ставку  доходности (чистая прибыль на собственный  капитал, или на рентабельность собственного капитала) можно представить расширенным образом с использованием показателя выручки от реализации следующим образом:

                                                          ,                                                (11) 

      где -- чистая прибыль;

       -- среднегодовая стоимость собственного  капитала;

       -- выручка от реализации.

      Приведенная схема показывает, что ставка доходности является произведением прибыльности реализации продукции для собственников и оборачиваемости собственного капитала. Эта взаимосвязь не достаточно полно характеризует факторы, оказывающие влияние на рентабельность собственного капитала.

      Для увеличения числа учтенных факторов и определения их влияния, уровень  рентабельности собственного капитала изучают во взаимосвязи со следующими факторами:

    • изменением эксплуатационной прибыльности;
    • изменением оборачиваемости активов;
    • изменением ставки налогообложения;
    • изменением доли чистой прибыли, получаемой собственниками;
    • изменением финансовой структуры капитала.

      Во  взаимосвязи с перечисленными факторами  ставку доходности собственного капитала можно представить следующим образом: 

                                             ,                                       (12) 

      где -- чистая прибыль;

       -- собственный капитал; 

       -- стоимость активов;

        -- выручка от реализации;

        -- прибыль до налогообложения;

       -- прибыль после налогообложения,

      или                   

,                                          (13)

      где -- ставка доходности собственного капитала;

       -- финансовая структура капитала;

       -- коэффициент оборачиваемости  активов; 

       -- норма эксплуатационной прибыльности  до налога по результатам;

        -- ставка налогообложения;

       -- доля чистой прибыли в текущей прибыли.

              Определение влияния изменения факторов на обобщающий показатель можно производить методами элиминирования по следующей схеме:

  • влияние изменения финансовой структуры капитала:
 

                                ,                            (14) 

  • влияние изменения  оборачиваемости активов:
 

                                        ,                             (15) 

  • влияние изменения  нормы эксплуатационной прибыли:
 

                                        ,                              (16) 

  • влияние изменения  ставки налогообложения:
 

                                       ,                                 (17)   

  • влияние изменения  доли чистой прибыли в текущей прибыли:
 

                                       ,                               (18)

      Из  схемы взаимосвязи ставки доходности на собственный капитал с факторами  видно, что произведение коэффициента оборачиваемости активов, нормы эксплуатационной прибыли и ставки налогообложения представляет собой ставку эксплуатационной прибыльности после уплаты налога (RИК), т.е.:

                                                           .,                                             (19) 

      Доля  чистой прибыли в текущей прибыли  и финансовая структура капитала позволяют выявить влияние имеющейся у предприятия задолженности на рентабельность собственного капитала. В связи этим в часто в анализе исследуют влияние на рентабельность собственного капитала только изменение ставки доходности инвестированного капитала и влияние изменения уровня задолженности, т.е.:  

                                                    ,                                                    (20) 

      Подобный  анализ полезнее при исследовании рентабельности собственного капитала предприятия в сравнении с другими предприятиями или конкурентами, так как разные предприятия могут добиваться одинакового уровня доходности собственного капитала путем воздействия на нее различных факторов рассмотренной взаимосвязи.

       Эффективность основной деятельности предприятия  по производству и реализации товаров, работ и услуг характеризуется показателем рентабельности продукции. Он определяется отношением прибыли к полной себестоимости продукции. Этот показатель может быть широко использован в аналитических целях, так как позволяет производить расчеты, соотнося различные показатели прибыли с различными показателями затрат на продукцию. Например: 

           .          (21)     

                                       

       Кроме того, на основе показателей рентабельности продукции можно проводить внутризаводские  и межзаводские сравнения как  по общему объему продукции, так и по отдельным их видам.

       Для характеристики рентабельности реализованной  продукции (RРП) прибыль от реализации (ПРП) делят на полную себестоимость реализованной продукции (СРП):

                                                              ,                                                 (22) 

   Данный  показатель характеризует реальный размер прибыли, которую приносит предприятию  каждый рубль произведенных затрат по ее выпуску и реализации. Иногда при расчетах данного показателя в числителе используют чистую прибыль предприятия. Но на показатель рентабельности продукции, рассчитанный на основе чистой прибыли, оказывают влияние факторы, связанные со снабженческо-сбытовой и другими видами деятельности предприятия. Кроме этого, на показатель оказывает влияние и налогообложение.

   Для осуществления контроля не только за себестоимостью реализованной продукции, но и за изменениями в политике ценообразования рассчитывают показатель рентабельности продаж (RРП). Он определяется отношением чистой прибыли (ЧП) или прибыли от реализации (ПРП) к сумме выручки от реализации (ВРП): 

                                                      ,                                                 (23) 

   По  динамике данного показателя предприятие  может принимать решение по изменению ценовой политики или усилению контроля за себестоимостью продукции. Показатель можно определять в целом по продукции или по отдельным ее видам.

       Исходя  из приведенной формулы расчета  рентабельности продукции, можно определить влияние на ее изменение по сравнению с базисным периодом изменения цен на продукцию и изменения уровня себестоимости. Если представить прибыль от реализации как разницу между выручкой от реализации без НДС (ВРП) и полной себестоимостью реализованной продукции (СРП), то формула расчета рентабельности продаж будет выглядеть следующим образом:

                                                          ,                                                    (24) 

       Изменение рентабельности продаж за счет изменения  отпускных цен на реализованную продукцию определяется по формуле:

                                                 ,                                (25) 

       Влияние фактора изменения себестоимости  на рентабельность продаж составит:

                                                 ,                                 (26) 

       Общее изменение рентабельности продаж по сравнению с базисным периодом должно быть равно сумме влияния перечисленных  двух факторов, т.е.:

                                                          ,                                                   (27)      
 

  
    1. Проблема  повышения рентабельности

     Актуальность темы настоящей работы определяется еще рядом причин. Во-первых, осуществление преобразований в Российской финансовой системе и реструктуризация большинства предприятий привели к тому, что рентабельность промышленных предприятий не только не возросла, но и ощутимо снизилась. Важно в этой связи понять, почему происходит такое снижение, какие средства следует использовать для того, чтобы ее стабилизировать и даже повысить? Ответить на эти вопросы невозможно без уточнения понятия рентабельность, форм ее проявления, способов расчета, факторов, влияющих на ее величину. Во-вторых, становление социально ориентированной рыночной экономики сопровождается усилением конкуренции между промышленными предприятиями. В этих условиях могут сохранить и укрепить свои позиции только те хозяйственные структуры, которые стремятся к повышению эффективности хозяйствования. Отсюда задача выявления путей повышения прибыльности становиться актуальной не только в теоретическом плане, но и с целью улучшения хозяйственной практики.

     В связи с переходом экономики нашей страны на рыночные отношения изменяется и отношение к получаемой от экономических субъектов информации. Информация о финансовом состоянии организации, его финансовых результатах становится очень важна для широкого круга пользователей, как внешних – налоговые инспекции, коммерческие банки, акционеры и т.д., так и внутренних – администрация, менеджеры, внутренние финансовые службы организации.

Информация о работе Теоретические аспекты понятия рентабельности предприятия