Понятие рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 20:33, контрольная работа

Описание работы

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. В экономическом анализе результаты деятельности предприятий могут быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности деятельности того или иного предприятия.

Работа содержит 1 файл

контрольная работа РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ.docx

— 198.68 Кб (Скачать)

 

Введение

В современных экономических  условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.

Анализ финансовых результатов  деятельности предприятия – важнейшая  характеристика экономической деятельности предприятия. В экономическом анализе результаты деятельности предприятий могут быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности деятельности того или иного предприятия. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи с другими показателями, отражающими вложенные в предприятие средства.

Для характеристики эффективности работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности (хозяйственной, финансовой, предпринимательской) в экономическом анализе рассчитывают показатели рентабельности (или доходности).

Необходимо отметить, что  показатели рентабельности являются важными  элементами, отражающими факторную  среду формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при  проведении сравнительного анализа  и оценке финансового состояния  предприятия.

Кроме того, показатели рентабельности применяются при анализе эффективности  управления предприятием, при определении  долгосрочного благополучия организации, используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

1 Понятие рентабельности. Основные показатели рентабельности

Рентабельность – это  относительный показатель, который  отображает степень прибыльности экономической  деятельности предприятия. Во время  анализа рентабельности предприятия  или продукции исследуются как  текущие уровни рентабельности, так  и динамика их изменения.

Рентабельным называют такое  предприятие, которое имеет прибыль, а значит, имеет положительные  показатели рентабельности. Если предприятие  убыточно, то его называют нерентабельным. Продукцию называют рентабельной, если она приносит прибыль.

Показатели рентабельности предприятия очень важны при  комплексном анализе его деятельности. На основании анализа рентабельности предприятия проводится инвестиционная политика, а на основании анализа  рентабельности продукции - политика ценообразования.

Рентабельность дает понятие  об отношении между полученным результатом  и использованными ресурсами, а  значит и об эффективности деятельности предприятия. Источником информации для  анализа рентабельности предприятия  являются все формы финансовой отчетности.

Основные показатели рентабельности это:

    1. Общая рентабельность производства (рентабельность предприятия, рентабельность фондов, Return on Assets, ROA) – отношение чистой прибыли к среднегодовой величине активов.
    2. Рентабельность собственного капитала (Return of Equity, ROE) – отношение чистой прибыли к среднегодовой величине собственного капитала
    3. Рентабельность основных средств и других внеоборотных активов - отношение операционной прибыли к среднегодовой величине основных средств  и других внеоборотных активов
    4. Рентабельность инвестированного капитала (Return on Invested Capital ROIC) - отношение операционной прибыли за вычетом скорректированных налогов к среднегодовой величине инвестированного капитала
    5. Рентабельность перманентного капитала – отношение чистой прибыли к среднегодовой величине собственного капитала и долгосрочных займов
    6. Рентабельность суммарных активов (ROTA, Return on Total Assets) – отношение EBIT к  среднегодовой величине активов
    7. Рентабельность чистых активов (RONA) — отношение прибыли к  среднегодовой величине внеоборотных активов и чистого оборотного капитала
    8. Рентабельность активов бизнеса (ROBA) — отношение EBIT к среднегодовой величине требований к оборотному капиталу плюс основных средств
    9. Рентабельность продаж (Profit margin) – отношение операционной или чистой прибыли к выручке от реализации.
    10. Рентабельность продукции – отношение операционной прибыли к себестоимости реализованной продукции.
    11. Рентабельность единицы продукции – отношение валовой, операционной или чистой прибыли единицы продукции к ее себестоимости.

Рентабельность активов (рентабельность предприятия, общая  рентабельность производства, Return on Assets, ROA) – показатель рентабельности, характеризующий  эффективность использования всего  имущества предприятия.

Вычисляется как отношение  чистой прибыли, чистой прибыли до выплаты  процентов или операционной прибыли  к среднегодовой величине всех активов  предприятия. Чаще всего для вычисления рентабельности активов используется чистая прибыль и чистая прибыль  до выплаты процентов, а не операционная прибыль.

Формула для вычисления рентабельности активов: 

,где

 
ROA – рентабельность активов 
Income – чаще всего чистая прибыль 
Assets – средняя за год величина всех активов предприятия

 

Среднегодовая величина активов  рассчитывается на базе баланса предприятия  как полусумма величины активов  на начало и на конец года или  как среднеарифметическое величин  баланса на конец кварталов, входящих в отчетный год.

При помощи сравнений показателей  рентабельность активов на разных предприятиях одной отрасли можно очень  легко определить уровень их менеджмента  и дальнейшие перспективы развития. Для сравнения менеджмента в  целом в качестве прибыли при  вычислении рентабельности активов  используют чистую прибыль. Если же хотят  определить качество управления на производстве, то исключают влияние финансовых факторов и используют чистую прибыль  до выплаты процентов или операционную прибыль. Так как рядового инвестора  обычно интересует результат, а не подробности  создания прибыли, то он оценивает перспективы  развития компании, используя чистую прибыль при расчете рентабельности активов.

Рентабельность собственного капитала (Return of Equity, ROE) – показатель рентабельности, характеризующий доходность акционерного капитала.

Как и другие показатели рентабельности, рентабельность собственного капитала является относительной величиной  и вычисляется как отношение  чистой прибыли к среднегодовой  величине собственного капитала.

Формула для вычисления рентабельности собственного капитала:

,где

 
ROE – рентабельность активов 
Net Income – чистая прибыль 
Equity – средняя за год величина всех активов предприятия

 

В расчете ROE принимает участие  весь акционерный капитал: привилегированный  и обыкновенный. Для инвесторов, планирующих купить обыкновенные акции, интересен анализ рентабельности только обыкновенного капитала. Для него больше подходит показатель рентабельности обыкновенного акционерного капитала (Return On Common Equity, ROCE), который вычисляется  как отношение чистой прибыли  за вычетом дивидендов по привилегированным  акциям к обыкновенному акционерному капиталу.

,где

 
ROCE – рентабельность обыкновенного  акционерного капитала 
Net Income – чистая прибыль 
Preferred Dividends – дивиденды по привилегированным акциям 
Common Equity – средняя за год величина обыкновенного акционерного капитала

 

Среднегодовая величина активов  рассчитывается на базе баланса предприятия  как полусумма величины активов  на начало и на конец года или  как среднеарифметическое величин  баланса на конец кварталов, входящих в отчетный год.

Так как показатель рентабельности собственного капитала отображает доходность акционеров предприятия, его анализ часто служит ориентиром в принятии важных инвестиционных решений, например проведении дополнительной эмиссии  акций или дивидендной политике предприятия.

Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов (Return on Fixed Assets) – показатель, который  отражает эффективность их использования  и вычисляется как отношение  операционной прибыли к среднегодовой  величине основных средств и прочих внеоборотных активов. 

 

,где

 
К – рентабельность основных средств 
EBIT – операционная прибыль 
Fixed Assets – средняя за год величина всех основных средств предприятия

 

Если при росте рентабельности основных средств и прочих внеоборотных активов падает ROA (общая рентабельность предприятия), то это значит, что  на предприятии наблюдается избыток  мобильных активов.

Рентабельность инвестированного капитала (Return on Invested Capital ROIC) - отношение  операционной прибыли за вычетом  скорректированных налогов (NOPAT) к  среднегодовой величине собственного капитала и долгосрочных займов. Формула  рентабельности инвестированного капитала выглядит следующим образом:

 

,где

 
ROIC – рентабельность инвестированного  капитала 
NOPAT – операционная прибыль за вычетом скорректированных налогов 
Invested Capital – инвестированный капитал 

Скорректированные налоги –  это те налоги, которые имеют отношение  к операционной деятельности предприятия. Таким образом NOPAT показывает сколько  бы зарабатывало предприятие, если бы не имело долгов и финансовых инвестиций, то есть занималось бы только основной деятельностью за счет собственного капитала.

Инвестированный капитал  вычисляется двумя способами. В  отечественной литературе инвестированный  капитал равен сумме  собственного капитала и долгосрочных займов. Западные источники рекомендуют вычислять инвестированный капитал как разность между балансом, беспроцентными обязательствами и наличными: 
 
            Invested Capital = BV – (cash + non-interest-bearing liabilities)

 

Таким образом рентабельность инвестированного капитала (ROIC) дает понятие  от том насколько эффективно менеджмент предприятия инвестирует средства в основную деятельность предприятия.

Рентабельность перманентного  капитала – это показатель рентабельности, который отображает эффективность  использования долгосрочно вложенного капитала: собственного и заемного. Рентабельность перманентного капитала вычисляется как отношение чистой прибыли предприятия к среднегодовой  величине собственного капитала и долгосрочных займов.

 
Формула: 

, где

 
К - Рентабельность перманентного капитала

 

Рентабельность суммарных  активов (ROTA, Return on Total Assets) – это показатель рентабельности, отображающий эффективность  использования долгосрочно всех активов предприятия без учета  налогов и процентов по займам. Рентабельность суммарных активов  вычисляется как отношение операционной прибыли предприятия (EBIT) к среднегодовой  величине баланса предприятия.

Формула: 

,где

 
ROTA – рентабельность суммарных  активов 
EBIT – прибыль за вычетом налогов и процентов (операционная прибыль) 
Assets – активы предприятия

Показатель ROTA похож на ROA лишь с тем отличием, что при  вычислении ROTA используется операционная, а не чистая прибыль.

Рентабельность чистых активов (RONA) — отношение прибыли к  среднегодовой величине необоротных активов и чистого оборотного капитала.

Формула:

,где

 
RONA – рентабельность чистых активов 
Net Income – чистая прибыль 
Fixed Assets – основные средства 
Net Working Capital – чистый оборотный капитал

Рентабельность активов  бизнеса (ROBA) — отношение операционной прибыли к  среднегодовой величине необоротных активов и  требований к оборотному капиталу.

Формула:

,где

 
ROBA – рентабельность активов  бизнеса 
EBIT– операционная прибыль 
Fixed Assets – основные средства 
Working Capital Requirement – требования к оборотному капиталу

 

Рентабельность продаж предприятия (Net Margin, Operating Margin, Return on Sales, ROS) – коэффициент, который показывает сколько центов, евроцентов или копеек прибыли приходится на каждый доллар, евро, гривну или рубль  выручки предприятия. Коэффициент  рентабельности продаж является отношением прибыли к выручке (чистому доходу).

,где

 
Margin – рентабельность продаж 
Profit – прибыль 
Revenue – выручка предприятия

Информация о работе Понятие рентабельности