Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 11:17, курсовая работа
Промышленное производство основано на взаимодействии трех основных факторов: основного капитала, оборотного капитала и рабочей силы. Использование основного и оборотного капитала работниками обеспечивает выпуск продукции. Сопоставление конечного результата хозяйственной деятельности предприятия с затратами живого и овеществленного труда на его достижение характеризует эффективность производства.
Показатели | 2009 год | 2010 год | Отклоне-ние | Темп роста, процент |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1)Чистая прибыль, тыс. руб. | 16982 | 14666 | -2316 | 86,36 |
2)Среднегодовая стоимость активов, тыс. руб. | 283003,5 | 366268,5 | 83265 | 129,42 |
3)Среднегодовая стоимость оборотного капитала, тыс. руб. | -63806,5 | -39363,5 | 24443 | 61,69 |
4)Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. | 137978 | 146659 | 8681 | 106,29 |
5)Среднегодовая стоимость материальных оборотных средств, тыс. руб. | 116837,5 | 142431,5 | 25594 | 121,91 |
6)Рентабельность активов, процент | 7,6 | 5,5 | -2,1 | 72,37 |
7)Рентабельность оборотного капитала, процент | 53 | 103 | 50 | 194,34 |
Окончание таблицы 2.2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
8)Рентабельность производственной деятельности, процент | 13,2 | 14,1 | 0,9 | 106,82 |
Приведенные данные в таблице показывают, что рентабельность активов, т.е. доходность вложенный средств в имущество предприятия, по сравнению с предыдущим годом снизилась на 2,1% (при этом его темпы роста по отношению к прошлому году составляют лишь 72,37%) и составила в отчетном году 5,5%. В то же время наблюдается увеличение уровней рентабельности оборотного капитала и производственной деятельности соответственно на 50% и 0,9%. Темпы их роста достаточно высоки по сравнению с 2009 годом и составляют 194,34% и 106,82% соответственно.
Анализ финансовой рентабельности ОАО «Уральская Сталь».
Как
было отмечено выше, финансовая рентабельность
характеризует эффективность
Исследование финансовой рентабельности ОАО «Уральская Сталь» начнем с анализа соотношения чистой прибыли к различным показателям авансированных средств, т.е. с использования формулы (9). При этом необходимо отметить, что инвестированный капитал в данном случае будет равен собственному, т.к. долгосрочных обязательств на протяжении последних двух лет у предприятия не возникало. Поэтому формула будет выглядеть следующим образом:
Показатель, характеризующий доходность всего имущества предприятия ( ) был рассчитан нами ранее, а для расчета показателя, отражающего доходность собственного капитала ( ) необходимо, прежде всего, произвести расчет среднегодовой стоимости капитала:
тыс. руб.
тыс. руб.
Получив необходимые данные, можно проанализировать уровни рентабельности по этим показателям за прошлый и отчетный годы соответственно:
или
Вторым
показателем, наиболее полно характеризующим
финансовую деятельность ОАО «Уральская
Сталь», является показатель рентабельности
собственного капитала, который был рассмотрен
нами выше. Однако, для более удобного
представления данных, участвующих в расчете
рентабельности собственного капитала,
занесем их в таблицу 2.3.
Таблица 2.3 .Анализ финансовой рентабельности ОАО « Уральская сталь» за 2009-2010 гг.
Показатели | 2009 год | 2010 год | Отклонение | Темп роста, % |
А | 1 | 2 | 3 | 4 |
1.Чистая прибыль, тыс. руб. | 16982 | 14666 | -2316 | 86,36 |
2.Среднегодовая стоимость собственного капитала, тыс. руб. | 82626,5 | 120939 | 38312,5 | 146,37 |
Окончание таблицы 2.3
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3.Рентабельность собственного капитала, процент | 20,6 | 12,1 | -8,5 | 58,74 |
Данные таблицы показывают, что финансовая рентабельность предприятия снизилась в 2010 году на 8,5% по сравнению с 2009 г. На изменение уровня рентабельности против прошлого года повлияли изменения суммы чистой прибыли, полученной предприятием, и суммы собственного капитала, вложенного в предприятие.
Влияние изменения чистой прибыли на рентабельность собственного капитала составило:
Влияние изменения величины собственного капитала на финансовую рентабельность составило:
Таким образом, сокращение чистой прибыли в отчетном периоде на 2316 тыс. руб., или на 13,64% (100%-86,36%), вызвало сокращение прибыли на 1 руб. собственного капитала на 2,8 коп. При этом рост среднегодовой стоимости собственного капитала на 38312,5 тыс. руб., или 46,37 %, также отрицательно повлиял на рентабельность собственного капитала и составил 6,51 коп. прибыли на 1 руб. собственного капитала.
Анализ рентабельности продукции ОАО «Уральская Сталь».
Показатели
рентабельности продукции характеризуют,
насколько эффективно предприятие
осуществляло свою основную деятельность
по производству и реализации товаров,
работ и услуг. Изучение основной деятельности
ОАО «Уральская сталь» начнем с расчета
уровней рентабельности по показателям
прибыли, отражаемым в отчетности предприятия.
Используя формулу (21), получаем результаты
за 2009 и 2010 соответственно:
или
.
Полученные данные свидетельствуют о верности неравенства и говорят о том, что уровень рентабельности, рассчитанный на основе показателя прибыли от реализации, будет выше уровня рентабельности, рассчитанного с использованием налогооблагаемой прибыли, вследствие имевших место в анализируемом периоде процентов к получению, доходов от участия в других организациях, а также операционных и внереализационных доходов и расходов. В свою очередь, последний показатель также превысит уровень рентабельности, исчисленный исходя из чистой прибыли, т.к. разницу в числителях формулы составит налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи.
Для характеристики рентабельности реализованной продукции ОАО «Уральская Сталь» применим формулу (22), а расчет произведем в таблице 2. 4.
Таблица 2. 4.Анализ рентабельности реализованной продукции ОАО «Уральская сталь».
Показатели | 2009 год | 2010 год | Отклонение | Темп роста,процент |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1)Выручка от реализации, тыс. руб. | 708997 | 1113377 | 404380 | 157,04 |
2) Себестоимость реал-й продукции, тыс. руб. | 675339 | 1072747 | 397408 | 158,85 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3) Прибыль от реализации, тыс. руб. | 33658 | 40630 | 6972 | 120,71 |
4)Рентабельность реализованной продукции, процент | 4,98 | 3,79 | -1,19 | 76,1 |
Исходя из полученных данных видно, что полная себестоимость продукции увеличилась на 397408 тыс. руб. (при этом тепы роста по отношению к прошлому году составили 158,85%), рентабельность снизилась на 1,19% (темпы роста составили 76,1%). Прибыль от реализации увеличилась по сравнению с 2009 годом на 6972 при темпе роста в 120,71%.
Кроме того, для осуществления контроля за себестоимостью реализованной продукции, а также за изменениями в политике ценообразования на исследуемом предприятии, произведем расчет рентабельности продаж в таблице 2.5 на основании формулы (23).
Таблица 2.5 Анализ рентабельности продаж ОАО «Уральская сталь» за 2009-2010 гг.
Показатели | 2009 год | 2010 год | Отклонение | Темп роста, процент |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1)Выручка от реализации, тыс. руб. | 708997 | 1113377 | 404380 | 157,04 |
2)Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. | 675339 | 1072747 | 397408 | 158,85 |
3) Прибыль от реализации, тыс. руб. | 33658 | 40630 | 6972 | 120,71 |
4)Рентабельность продаж, процент | 4,75 | 3,65 | -1,1 | 76,84 |
Как показывают данные приведенной таблицы, рентабельность продаж за отчетный год снизилась по сравнению с предыдущим годом на 23,16% (100%-76,84%), что в абсолютном выражении составило 1,1%. Причем на это снижение оказало влияние изменения отпускных цен и себестоимости на реализованную продукцию.
Влияние изменения оптовых цен на рентабельность продаж рассчитывается по формуле (25):
или 34,59%.
Влияние изменения себестоимости на рентабельность реализованной продукции определяется по формуле (26):
или 35,69%.
Таким образом, из представленных расчетов видно, что увеличение оптовых цен на реализованную продукцию на 404380 тыс. руб. (или на 57,04%) в отчетном периоде вызвало увеличение прибыли на каждый рубль реализованной продукции на 34,59 коп. В то же время небольшое увеличение полной себестоимости на 397408 тыс. руб. (или на 58,85%) повлекло незначительное увеличение уровня рентабельности продаж на 35,69%. Выявление причин, обусловивших изменение как оптовых цен на реализованную продукцию, так и ее себестоимости, возможно лишь при наличии доступа к внутренней информации о деятельности предприятия.
В результате анализа можно выявить следующие положительные моменты:
1.
Рентабельность оборотного
2.
Рентабельность
Не смотря на это, выделяются и отрицательные факты деятельности предприятия:
1.
Рентабельность активов
2.
Рентабельность собственного
Информация о работе Теоретические аспекты понятия рентабельности предприятия