Теоретические аспекты понятия рентабельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 11:17, курсовая работа

Описание работы

Промышленное производство основано на взаимодействии трех основных факторов: основного капитала, оборотного капитала и рабочей силы. Использование основного и оборотного капитала работниками обеспечивает выпуск продукции. Сопоставление конечного результата хозяйственной деятельности предприятия с затратами живого и овеществленного труда на его достижение характеризует эффективность производства.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 503.50 Кб (Скачать)
Показатели 2009 год 2010 год Отклоне-ние Темп роста, процент
1 2 3 4 5
1)Чистая прибыль, тыс. руб. 16982 14666 -2316 86,36
2)Среднегодовая стоимость активов, тыс. руб. 283003,5 366268,5 83265 129,42
3)Среднегодовая стоимость оборотного капитала, тыс. руб. -63806,5 -39363,5 24443 61,69
4)Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. 137978 146659 8681 106,29
5)Среднегодовая стоимость материальных оборотных средств, тыс. руб. 116837,5 142431,5 25594 121,91
6)Рентабельность активов, процент 7,6 5,5 -2,1 72,37
7)Рентабельность оборотного капитала, процент 53 103 50 194,34

 

Окончание таблицы 2.2

1 2 3 4 5
8)Рентабельность производственной деятельности, процент 13,2 14,1 0,9 106,82
 

       Приведенные данные в таблице показывают, что рентабельность активов, т.е. доходность вложенный средств в имущество предприятия, по сравнению с предыдущим годом снизилась на 2,1% (при этом его темпы роста по отношению к прошлому году составляют лишь 72,37%) и составила в отчетном году 5,5%. В то же время  наблюдается увеличение уровней рентабельности оборотного капитала и производственной деятельности соответственно на 50% и 0,9%. Темпы их роста достаточно высоки по сравнению с 2009 годом и составляют 194,34% и 106,82% соответственно.

Анализ  финансовой рентабельности ОАО «Уральская Сталь».

       Как было отмечено выше, финансовая рентабельность характеризует эффективность инвестиций собственников предприятия, которые  представляют предприятию ресурсы или оставляют в его распоряжении всю или часть принадлежащей им прибыли.

       Исследование  финансовой рентабельности ОАО «Уральская Сталь» начнем с анализа соотношения чистой прибыли к различным показателям авансированных средств, т.е. с использования формулы (9). При этом необходимо отметить, что инвестированный капитал в данном случае будет равен собственному, т.к. долгосрочных обязательств на протяжении последних двух лет у предприятия не возникало. Поэтому   формула будет выглядеть следующим образом:

                                                                      

       Показатель, характеризующий доходность всего  имущества предприятия ( ) был рассчитан нами ранее, а для расчета показателя, отражающего доходность собственного капитала ( ) необходимо, прежде всего, произвести расчет среднегодовой стоимости капитала:

         тыс. руб.

         тыс. руб.

   Получив необходимые данные, можно проанализировать уровни рентабельности по этим показателям  за прошлый и отчетный годы соответственно:

                                                      

       или                                                           

  Таким образом, можно сделать вывод  о том, что доходность собственного капитала  выше доходности всех активов предприятия, т.е. анализируемое предприятие эффективно использует свои финансовые рычаги для повышения рентабельности.

       Вторым  показателем, наиболее полно характеризующим  финансовую деятельность ОАО «Уральская Сталь», является показатель рентабельности собственного капитала, который был рассмотрен нами выше. Однако, для более удобного представления данных, участвующих в расчете рентабельности собственного капитала, занесем их в таблицу 2.3. 

Таблица 2.3 .Анализ финансовой рентабельности ОАО « Уральская сталь» за 2009-2010 гг.

Показатели 2009 год 2010 год Отклонение Темп роста, %
А 1 2 3 4
1.Чистая  прибыль, тыс. руб. 16982 14666 -2316 86,36
2.Среднегодовая  стоимость собственного капитала, тыс. руб. 82626,5 120939 38312,5 146,37

 

Окончание таблицы 2.3

1 2 3 4 5
3.Рентабельность собственного капитала, процент 20,6 12,1 -8,5 58,74
 

  Данные  таблицы показывают, что финансовая рентабельность предприятия снизилась в 2010 году на 8,5% по сравнению с 2009 г. На изменение уровня рентабельности против прошлого года повлияли изменения суммы чистой прибыли, полученной предприятием, и суммы собственного капитала, вложенного в предприятие.

     Влияние изменения чистой прибыли на рентабельность собственного капитала составило:

руб.  или 2,8%.

      Влияние изменения величины собственного капитала на финансовую рентабельность составило:

 руб. или 6,51%.

      Таким образом, сокращение чистой прибыли  в отчетном периоде на 2316 тыс. руб., или на 13,64% (100%-86,36%), вызвало сокращение прибыли на 1 руб. собственного капитала на 2,8 коп. При этом рост среднегодовой стоимости собственного капитала на 38312,5 тыс. руб., или 46,37 %, также отрицательно  повлиял на рентабельность собственного капитала и составил 6,51 коп. прибыли на 1 руб. собственного капитала.

      Анализ  рентабельности продукции  ОАО «Уральская Сталь».

     Показатели  рентабельности продукции характеризуют, насколько эффективно предприятие осуществляло свою основную деятельность по производству и реализации товаров, работ и услуг. Изучение основной деятельности ОАО «Уральская сталь»  начнем с расчета уровней рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятия. Используя формулу (21), получаем результаты за 2009 и 2010 соответственно: 

                                   

     или                                . 

  Полученные  данные свидетельствуют о верности неравенства и говорят о том, что уровень рентабельности, рассчитанный на основе показателя прибыли от реализации, будет выше уровня рентабельности, рассчитанного с использованием налогооблагаемой прибыли, вследствие имевших место в анализируемом периоде процентов к получению, доходов от участия в других организациях, а также операционных и внереализационных доходов и расходов. В свою очередь, последний показатель также превысит уровень рентабельности, исчисленный исходя из чистой прибыли, т.к. разницу в числителях формулы составит налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи.

  Для характеристики рентабельности реализованной  продукции ОАО «Уральская Сталь» применим формулу (22), а расчет произведем в таблице 2. 4.

Таблица 2. 4.Анализ рентабельности реализованной продукции ОАО «Уральская сталь».

Показатели 2009 год 2010 год Отклонение Темп роста,процент
1 2 3 4 5
1)Выручка от реализации, тыс. руб. 708997 1113377 404380 157,04
2) Себестоимость реал-й продукции, тыс. руб. 675339 1072747 397408 158,85
1 2 3 4 5
3) Прибыль от реализации, тыс. руб. 33658 40630 6972 120,71
4)Рентабельность реализованной продукции, процент 4,98 3,79 -1,19 76,1
 

  Исходя  из полученных данных видно, что полная себестоимость продукции увеличилась на 397408 тыс. руб. (при этом тепы роста по отношению к прошлому году составили 158,85%), рентабельность снизилась на 1,19% (темпы роста составили 76,1%). Прибыль от реализации увеличилась по сравнению с 2009 годом на 6972 при темпе роста в 120,71%.

  Кроме того, для осуществления контроля за себестоимостью реализованной продукции, а также за изменениями в политике ценообразования на исследуемом предприятии, произведем расчет рентабельности продаж в таблице 2.5 на основании формулы (23).

Таблица 2.5 Анализ рентабельности продаж ОАО «Уральская сталь» за 2009-2010 гг.

Показатели 2009 год 2010 год Отклонение Темп роста, процент
1 2 3 4 5
1)Выручка от реализации, тыс. руб. 708997 1113377 404380 157,04
2)Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. 675339 1072747 397408 158,85
3) Прибыль от реализации, тыс. руб. 33658 40630 6972 120,71
4)Рентабельность продаж, процент 4,75 3,65 -1,1 76,84
 

  Как показывают данные приведенной таблицы, рентабельность продаж за отчетный год  снизилась по сравнению с предыдущим годом на 23,16% (100%-76,84%), что в абсолютном выражении составило 1,1%. Причем на это снижение оказало влияние изменения отпускных цен и себестоимости на реализованную продукцию.

  Влияние изменения оптовых цен на рентабельность продаж рассчитывается по формуле (25):

    или 34,59%. 

  Влияние изменения себестоимости на рентабельность реализованной продукции определяется по формуле (26):

     или 35,69%. 

  Таким образом, из представленных расчетов видно, что увеличение оптовых цен на реализованную продукцию на 404380 тыс. руб. (или на 57,04%) в отчетном периоде вызвало увеличение прибыли на каждый рубль реализованной продукции  на 34,59 коп. В то же время небольшое увеличение полной себестоимости  на 397408 тыс. руб. (или на 58,85%) повлекло незначительное увеличение уровня рентабельности продаж на 35,69%. Выявление причин, обусловивших изменение как оптовых цен на реализованную продукцию, так и ее себестоимости, возможно лишь при наличии доступа к внутренней информации  о деятельности предприятия.

  В результате анализа можно выявить  следующие положительные моменты:

  1. Рентабельность оборотного капитала  увеличилась в 2010 году по сравнению с 2009 на 50% и составила 103%. Темпы её роста соответственно достаточно высоки, они составляют 194,34%.

  2. Рентабельность производственной  деятельности увеличилась в 2010 году по сравнению с 2009 на 0,9% и составила 14,1%, но это увеличение можно назвать незначительным, так и темп роста составил 106,82% вследствие увеличения среднегодовой стоимости основных производственных фондов и среднегодовой стоимости материальных средств.

  Не  смотря на это, выделяются и отрицательные  факты деятельности предприятия:

  1. Рентабельность активов снизилась  в 2010 году по сравнению с 2009 на 2,1% и составила 5,5% при темпе роста 72,37%, в результате увеличения среднегодовой стоимости активов с темпом роста 129,42%, а чистая прибыль снизилась на 13,64% и составила 14666 тыс.руб.

  2. Рентабельность собственного капитала  снизилась в 2010 году по сравнению с 2009 на 8,5% и составила 12,1% при темпе роста 58,74%. Это произошло вследствие снижения чистой прибыли на 13,64% (в 2010 году она составила14666 тыс.руб.) и увеличения среднегодовой стоимости собственного капитала на 46,37% (в 2010 году она составила 120939 тыс.руб.)

Информация о работе Теоретические аспекты понятия рентабельности предприятия