Тарифная система: сущность, элементы, область применения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Тарифная система являет собой совокупность нормативов, которые регулируют основную часть заработной платы рабочих и служащих. Тарифная система используется для дифференциации размеров заработной платы работников в зависимости от их квалификации, ответственности, условий труда (то есть ее вредности, тяжести, интенсивности, привлекательности и тому подобное), его количества и результатов. С помощью тарифной системы устанавливаются соотношения между низко- и высокооплачиваемыми категориями трудящихся.

Содержание

Введение 5
1 Сущность и элементы тарифной системы 7
2 Единый тарифно-квалификационный справочник, его назначение при организации оплаты труда 14
3 Единая тарифная сетка: содержание, параметры 19
3.1 Тарификация, тарифные коэффициенты 22
3.2 Изменения в ЕТС и ее недостатки 23
4 Тарифные ставки, должностные оклады 26
4.1 Определение тарифной ставки и должностного оклада 26
4.2 Виды повышения тарифных ставок (тарифных окладов) 30
5 Сущность, назначение и область применения надтарифных выплат 33
Заключение 37
Список использованных источников 41
Приложения 45

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

Учет показателей  и условий премирования производится нарастающим итогом с начала года.

Премия работникам может начисляться с учетом коэффициента трудового участия в установленных процентах к сдельной заработной плате, тарифной ставке (окладу) за фактически отработанное время или в установленной абсолютной сумме.

Порядок премирования работников определяется нанимателем  в локальных нормативных правовых актах.

Конкретный  размер премии отдельному работнику  может быть увеличен либо уменьшен по решению нанимателя с учетом его  вклада в выполнение установленных  показателей (в пределах средств, направляемых на премирование работников).

Примерный перечень упущений, за которые снижается размер премирования, может включать:

- нарушение технологических режимов, регламентов, инструкций, что привело к снижению качества продукции, порче материалов, поломке инструмента, приспособлений и оборудования;

- аварии механизмов, машин, оборудования в результате нарушения правил эксплуатации и ухода за ними;

- утрату или порчу товароматериальных ценностей в результате нарушения правил учета и хранения;

- представление недостоверной информации;

- низкое качество работы, выпуск брака;

- нарушение правил и норм охраны труда и пожарной безопасности, трудовой и производственной дисциплины;

- невыполнение распоряжения руководителя [24].

Работники могут лишаться премии полностью за:

- прогул (в том числе отсутствие на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительной причины;

- появление на работе в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте в рабочее время;

- совершение по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания.

Полное или  частичное лишение премии производится за период, в котором было совершено  упущение в работе, и оформляется  приказом (распоряжением) нанимателя.

Руководителям организаций рекомендуется совместно с профсоюзным комитетом на основе настоящих Рекомендаций постоянно совершенствовать системы премирования за основные результаты производственной и финансово-хозяйственной деятельности с тем, чтобы обеспечить необходимую материальную заинтересованность каждого работника и коллектива в целом в достижении высоких экономических результатов [30].

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Заработная  плата - важнейший экономический  и социальный феномен. Она составляет значительную часть ВВП, существенную долю совокупного спроса, большую  часть доходов широких слоев  населения. Одновременно с этим заработная плата является одним из элементов  издержек производства и фактором развития производства.

В нашем государстве  начисление заработной платы осуществляется в основном на основе тарифной системы оплаты труда.

Тарифная  система  являет собой совокупность нормативов, которые регулируют основную часть  заработной платы рабочих  и служащих. Тарифная система используется для  дифференциации размеров заработной платы  работников в зависимости  от их квалификации, ответственности, условий труда (то есть ее вредности, тяжести, интенсивности, привлекательности и тому подобное), его количества и результатов. С помощью тарифной системы устанавливаются соотношения между низко- и высокооплачиваемыми  категориями трудящихся.

Тарифные  ставки определяют размер оплаты труда рабочих  за 1 час или за 1 день. При помощи тарифных ставок осуществляется дифференциация оплаты труда рабочих. Размер тарифных ставок устанавливается с учётом условий и степени напряжённости труда в той или иной отрасли. Тарифные ставки устанавливаются дифференцированно, с учётом квалификации рабочих, условий труда и формы оплаты труда. Тарифная ставка 1-го разряда устанавливает размер оплаты простейших работ: чем выше квалификация рабочего, тем выше его разряд и больше тарифная ставка.

Тарифная  сетка  служит для определения правильных соотношений между оплатой труда  и квалификацией работы. Она состоит  из определённого количества разрядов и соответствующих межразрядных коэффициентов. Тарифный разряд, присвоенный рабочему, или разряд, к которому отнесена работа, - показатель квалификации рабочего или квалификационного уровня, необходимого для выполнения данной работы. Каждый разряд имеет свой коэффициент. Тарифный коэффициент показывает, насколько уровень оплаты работ данного разряда выше первого.

Тарифно-квалификационный справочник (ТКС) предназначен для присвоения разрядов рабочим и тарификации  работ, то есть отнесения рабочих  и отдельных видов работ к  различным разрядам тарифной сетки в зависимости от квалификации, которая требуется от рабочих для выполнения данной конкретной работы.

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов    и    служащих    является    нормативным   документом, способствующим обеспечению рационального разделения  труда и высокой организованности,  дисциплины  и порядка на каждом рабочем месте,  в каждом   трудовом   коллективе. Должностной оклад представляет собой ежемесячный размер оплаты труда. Размеры должностных окладов в организациях, как правило, определяются путём умножения коэффициента соответствующего разряда, применяемой сетки на установленный размер тарифной ставки первого разряда, утвержденной в организации.

Кроме того, в  тарифную систему входят различного рода доплаты и надбавки тарифного характера, в том числе компенсирующие дополнительные трудозатраты работников в условиях, отклоняющихся от нормальных, а также повышенную интенсивность труда, доплаты за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, надбавки, связанные с особым характером выполняемой работы, за выслугу лет (непрерывный стаж работы), надбавки лицам, имеющим ученые степени, звания, особые заслуги.

В современных  экономических условиях каждое предприятие  может самостоятельно разрабатывать  тарифную систему, придерживаясь  государственных гарантий и требований генеральной, отраслевой, региональной тарифных соглашений согласно действующему законодательству.

Однако  ничто  в мире не совершенно. Все  когда-либо изживает себя и приходит в негодность. Подобное происходит и с тарифной системой. В настоящее  время на смену тарифной системе  приходят нетарифные системы (системы  в которых не используются тарифные ставки и ставки 1-го разряда), так  как тарифная система имеет ряд  существенных недостатков. К недостаткам тарифной системы можно отнести следующие моменты:

1) использование  только формальных  показателей  (количество «отработанных»  часов,  «стаж работы», качество образования,  выражающееся в виде, например, «красного»  диплома и т.д.), которые  могут  лишь предположительно свидетельствовать о высоком качестве труда конкретного работника, но не отражают непосредственные реальные достижения и результаты труда, реальное качество труда;  

2) сложность   системы регулирования  заработной  платы, выражающейся  в наличии множества нормативных правовых актов, разных уровнях регулирования (от федерального  до муниципального), значительной  ролью локальных актов организаций,  что требует наличия соответствующих специалистов и осуществления соответствующих затрат на привлечение  последних;

3) тарифная  система создает крайне низкие возможности для поощрения  конкретных работников и мотивации к качественному труду и формирования за счет заработной платы системы побудительных мотивов для массового улучшения качества труда;         

4) низкий размер  тарифных ставок (окладов);

5) слабая возможность  формулирования  в рамках тарифной  системы каких-либо критериев,  позволяющих оценить и отразить  реальную сложность  труда,  недостаточная степень поощрения  выполнения сложных и ответственных работ;

6) не связанность  оплаты труда  с выполнением  (невыполнением)  конкретных  функций,  в результате  чего, в целях  поощрения качественного  выполнения  указанных функций   специально  вводятся, например, отдельные  вознаграждения;

7) отсутствие возможностей эффективного  встраивания в систему оплаты  труда такого инструмента как  нормирование, в связи с чем,  оплата труда и нормирование  представляют собой слабо связанные  между собой подсистемы.

Использование  тарифной системы имеет свои достоинства  и недостатки. В современном мире наблюдается система отказа от тарифной системы как неэффективного способа  оплаты, в первую очередь, стимулирования труда. В развитых странах преобладают  нетарифные методы. В Республике Беларусь же наоборот - основной формой оплаты труда  является оплата труда по тарифу. Поэтому, в целях интеграции в мировое  сообщество необходимо отходить от тарифных методов. Однако такой переход должен быть постепенным и в полной мере адаптированным к нашим условиям хозяйствования. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Адамчук, В. В. Экономика труда / В. В Адамчук, М. Е. Сорокина // Экономика и социология труда: Учебник для вузов. — Москва: ЮНИТИ, 2008.- С. 74-78.
  2. Артемьева, Т. Л. Зарплата в себестоимости и затратах / Т. Л. Артемьева // "Консультант Экспресс. Аналитика". – 2010. - N 17.
  3. Бобков, В. А. Развитие образования и оплата педагогического труда / В. А. Бобков, Н. Р. Маликов // Заработная плата - Сентябрь 2009. – N9 - С. 59-63.
  4. Гейц, И. В. Основы организации и применения бестарифной системы оплаты труда в организации / И. В. Гейц // Заработная плата. Расчеты. Учет. Налоги. - 2003. - N4. – С. 56-59.
  5. Горфинкель, В. Я. Экономика предприятия / В. Я. Горфинкель, В. А. Швандар – Москва: Юнити -Дана, 2007 –С. 157-169
  6. Долинина, Т. Н. Тарифная система оплаты труда: эволюция и современное состояние / Т. Н. Долинина, В. М. Тур // Экономический бюллетень НИЭИ М-ва экономики Респ. Беларусь. - 2009. - N 9- С. 29.
  7. Долинина, Т. Н. Чем плоха тарифная система? / Т. Н. Долинина, Г. Коновальчик  // Директор. – Март 2009. - N 3. - С. 60-63.
  8. Дрозд, Т. А. Трудовые отношения: конфликты, споры / Т. А. Дрозд // Отдел кадров, 2009. - N2 - C. 21-23.
  9. Единые  рекомендации по системам оплаты  труда работников организаций,  финансируемых из бюджетов на  федеральном, региональном и местном  уровнях, на 2005 год: утв. решением от 29 декабря 2004г., протокол N4.4 // Официальные документы в образовании [Электронный ресурс] // ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2005.
  10. Жуков, А. Л. Регулирование заработной платы в соглашениях и коллективных договорах: Учебное пособие. /А. Л. Жуков - Москва: МИК, 2006. – С. 369.
  11. Инструкция о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь: Постановление М-ва труда и социальной защиты Респ. Беларусь 20 сентября 2002 г. N123 / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2009.
  12. Кащенко, Н. Квалификация и тарифная ставка / Н. Кащенко // Кадровик. Трудовое право для кадровика. - 2006. - N 8. - С. 34-43.
  13. Козлитинова, И. В. Единая тарифная сетка и как ее применять / И. В. Козлитинова // Экономическая газета. – 2002. - №86(606).
  14. Лапин, А. К. Надбавки и доплаты / А. К. Лапин // Экономика предприятия. – 2009. - № 4. – С. 13.
  15. Лебедев, И. Н. Регулирование оплаты труда: методологические основы и направления совершенствования / И. Н. Лебедев // Заработная плата. - 2010. - N 2. - С. 50-53.
  16. Лебедева, С. Н. Построение единой тарифной сетки по принципу окупаемости инвестиций в образование / С. Н. Лебедева, Т. В. Малашенко // Белорусский экономический журнал. - 2004. - N1 – С. 56.
  17. Лебедева, С. Н. Регулирование оплаты труда в условиях экономической трансформации / С. Н. Лебедева // Белорусский экономический журнал. – Минск: Дикта, 1999. - N3. – С.33-35.
  18. Мартинкевич, А. Альтернативы ЕТС – воспользуемся ими / А. Мартинкевич // Главная книга. – 2012. - № 4. С. 55-60.
  19. Михайлов В. Гладко было на бумаге... / В. Михайлов // Социальная защита. - 2009. - N 2 (202). – С. 5.
  20. Мошкович, М. ETC прощается, но пока не уходит / М. Мошкович // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. - 2008. - N 2.- С. 4-6.
  21. Новые условия применения Единой тарифной сетки в Респ. Беларусь // Бухучет - июнь 2009. - N23 (24). - С.22-23.
  22. О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины: Декрет Президента Респ. Беларусь от 26 июля 1999 г. N29 // Консультант Плюс: Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2009.
  23. О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников коммерческих организаций: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 27 декабря 2004 г., N1651 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.
  24. О принятии Рекомендаций по премированию работников государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе по результатам финансово-хозяйственной деятельности: Постановление Министерства труда Республики Беларусь, 30 марта 2001 г., N 39.
  25. Об утверждении Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь: Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 23 марта 2001 г. №21.
  26. Об утверждении Рекомендаций по применению Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь: Постановление М-ва труда Респ. Беларусь от 21 января 2000 г. N7 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.
  27. Пошерстник, Е. Б. Заработная плата в современных условиях (4-е издание) / Е. Б. Пошерстник, М. С. Мейксин, Н. В. Пошерстник – СПб.: Издательский Торговый Дом «Герда», 2000. – С. 640.
  28. Путеводитель по налогам "Практическое пособие по подоходному налогу. 2012" / Материал подготовлен специалистами ООО "ЮрСпектр". - 31 марта 2012 г.
  29. Рекомендации по организации заработной платы на основе Единой тарифной сетки работников Респ. Беларусь: Постановление Минтруда и соцзащиты Респ. Беларусь от 28 апреля 2006 г. N54 // Официальные документы в образовании [Электронный ресурс]/ Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2008.
  30. Рекомендации по премированию работников коммерческих организаций по результатам финансово-хозяйственной деятельности: Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, 28 февраля 2012 г., N 29 // Консультант Плюс [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2012.
  31. Романов, В. Проект бюджета Беларуси на 2010 год находится на рассмотрении в правительстве / В. Романов // БелТА. - 2009. – 1 сент. – С. 8.
  32. Скляренко, В.К. Экономика предприятия: Курс лекций / О.И. Волков, В.К. Скляренко - Москва: ИНФРА - 2005. – С. 280.
  33. Скрипченко, Д. Г. Тарифная система оплаты труда и ее применение / Д. Г. Скрипченко // Экономика. Финансы. Управление. - 2003. - N12.- С. 60-64.
  34. Трубкин, А. Новые подходы к формированию внутризаводских тарифных систем / А. Трубкин // Заработная плата – январь 2010 - N1. - С. 23-25
  35. Условия оплаты труда, общие для работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями (если иное не предусмотрено отраслевыми условиями оплаты труда): Постановление Министерства труда Республики Беларусь,  21 января 2000 г., N 6// Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.
  36. Щеткина, А. Минтруда пообещало "обязательно" повысить ставку первого разряда/ А. Щеткина // Тэлеграф. – 2010. - 25 марта. – С. 11.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Тарифная система: сущность, элементы, область применения