Тарифная система: сущность, элементы, область применения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Тарифная система являет собой совокупность нормативов, которые регулируют основную часть заработной платы рабочих и служащих. Тарифная система используется для дифференциации размеров заработной платы работников в зависимости от их квалификации, ответственности, условий труда (то есть ее вредности, тяжести, интенсивности, привлекательности и тому подобное), его количества и результатов. С помощью тарифной системы устанавливаются соотношения между низко- и высокооплачиваемыми категориями трудящихся.

Содержание

Введение 5
1 Сущность и элементы тарифной системы 7
2 Единый тарифно-квалификационный справочник, его назначение при организации оплаты труда 14
3 Единая тарифная сетка: содержание, параметры 19
3.1 Тарификация, тарифные коэффициенты 22
3.2 Изменения в ЕТС и ее недостатки 23
4 Тарифные ставки, должностные оклады 26
4.1 Определение тарифной ставки и должностного оклада 26
4.2 Виды повышения тарифных ставок (тарифных окладов) 30
5 Сущность, назначение и область применения надтарифных выплат 33
Заключение 37
Список использованных источников 41
Приложения 45

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

В  категории  служащих выделены следующие  группы, построенные по принципу общности функций: технические исполнители,  занятые подготовкой   и   оформлением   документов,   учетом   и  контролем; специалисты  всех  отраслей  экономики;  руководители  подразделений административно-хозяйственного обслуживания; руководители предприятий   и   организаций   и   их   структурных   подразделений (функциональных  и  линейных).  Отнесение  служащих к специалистам и руководителям производится также  по ОКПД.

С 5 по 10 разряд на сетке распределены технические  исполнители, занятые подготовкой  и оформлением документации, учетом и контролем, а также руководители подразделений административно-хозяйственного обслуживания организаций.

С  10  по  15  разряд  распределены  специалисты всех отраслей хозрасчетного сектора экономики и специалисты бюджетной сферы всех наименований, обслуживающие основную деятельность [29].

В бюджетной  сфере они подразделяются на две  группы:

1) Инженеры: электроники,  по  телевизионному и радиовещательному оборудованию,  оптическому и лазерному оборудованию  на  работах с рентгеновской,   радиационной,   радиометрической,  дозиметрической, радиохимической,  плазменной, вакуумной, ультразвуковой  аппаратурой - 12-15 разряды;

2) Инженеры   других   специальностей,   экономисты,   бухгалтеры, юрисконсульты,   психологи,   физиологи,   переводчики,   методисты, социологи, агрономы  и другие специалисты - 10-13 разряды.

С  8  по  21  разряд  распределены  работники  культуры, включая руководителей учреждений,  с 9 по 20 разряд - артистический персонал концертных  организаций (включая мастеров  сцены),  руководители и художественный персонал театрально-зрелищных организаций. Педагогические работники    (учителя,    преподаватели    школ, школ-интернатов,  средних специальных учебных заведений,  лицеев, гимназий,  колледжей,  воспитатели детских садов),  имеющие высшее образование,   распределены   в   12-16   разрядах. Они   занимают приоритетное место на сетке по  сравнению с инженерами  и другими специалистами,   обслуживающими  основную  деятельность  организаций бюджетной сферы,  специалистами библиотек, специалистами физкультуры и спорта [29].

Руководители  и  их  заместители  названных  учебных заведений в зависимости  от контингента учащихся распределены в 14-23 разрядах.  Врачи  по  отношению к педагогическим работникам по тарификации находятся в более приоритетном положении. Они распределены в 13-17 разрядах,  с превышением на  один разряд. Руководители медицинских учреждений и их заместители распределены в 17-23 разрядах. Научные работники распределены на Единой тарифной сетке в 16-21 разрядах,  профессорско-преподавательский состав - в 16-23 разрядах, руководители   научных организаций и их  заместители -  в 19-26 разрядах, вузов - в 22-27 разрядах.

На  Единой тарифной сетке работников Республики Беларусь уровни управления приведены  слева  от номера строки и должны применяться  для определения  тарифных разрядов руководителей по тарифной сетке, а  также для тарификации  других должностей, равнозначных по уровням  управления.

Уровень управления характеризует степень сложности, ответственности, интенсивности и  важности функциональных обязанностей того или иного руководителя подразделения [13].

Распределение должностей руководителей  функциональных подразделений и линейных руководителей по уровням управления предусмотрено приложениями 8 и 9 Рекомендаций по применению Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь.

 

 

3.1 Тарификация, тарифные  коэффициенты

 

При  помощи  ЕТС производится дифференциация и регулирование основной     (тарифной)    части    заработной    платы    различных профессионально-квалификационных  групп  работников в зависимости от значения отдельных отраслей экономики и следующих факторов:

-  сложности  труда (квалификации) - в пределах одной профессии, должности (внутрипрофессиональная, внутридолжностная дифференциация);

- содержания  и  специфики   труда   у   рабочих,   технических  исполнителей, руководителей подразделений  административно-хозяйственного     обслуживания, специалистов, руководителей    предприятий   и   организаций,   функциональных   и производственных подразделений (междолжностная дифференциация);

- общих условий труда,  сложности  выпускаемой продукции  (услуг), социально-бытовых   условий,   режимов   труда и отдыха  и других специфических факторов, характерных для отрасли (подотрасли), видов деятельности (междолжностная дифференциация) [26].

Тарифный   (квалификационный)   разряд   характеризует уровень квалификации  работника.  Он зависит от степени сложности и точности выполняемых работ, а также ответственности работника.

Тарифные  коэффициенты показывают, во сколько  раз тарифные ставки второго и  последующего разрядов сетки выше ставки первого разряда. Тарифный коэффициент  первого разряда  всегда равен  единице.  Делением тарифной ставки каждого разряда на тарифную ставку первого разряда определяют соответствующие  им тарифные коэффициенты.  Соотношения  тарифных коэффициентов крайних  разрядов принято  называть диапазоном  тарифной ставки [26].

Различают абсолютные (в  долях единицы) и  относительное (в процентах)  возрастания  тарифных  коэффициентов.  Степень  возрастания  имеет  важное значение для обеспечения  правильной дифференциации оплаты труда  рабочих в зависимости от тарифно-квалификационного разряда выполняемой  работы, так как соответствует степени повышения их квалификации.

Тарификация работников как  в бюджетном,  так  и  в  хозрасчетном секторах    экономики    производится    на    основе    действующих тарифно-квалификационных справочников  работ  и  профессий  рабочих, должностей   руководителей,   специалистов   и  служащих,  с  учетом отраслевых положений и инструкций по аттестации работников [18].

    

3.2 Изменения в ЕТС и ее недостатки

 

Новая редакция инструкции о порядке применения единой тарифной сетки работников Республики Беларусь вступила в силу с первого сентября 2009г. В Министерстве труда сообщили, что новые правила упрощают механизм начисления зарплаты в рамках работы по либерализации экономической деятельности.

Инструкция содержит несколько  значимых новаций. С первого сентября исключена жесткая привязка тарификации  к основному виду экономической  деятельности организации. Также наниматель теперь может тарифицировать руководителей, специалистов и других служащих в  диапазоне трех-четырех разрядов. Новая инструкция исключает централизованно установленные нормы управляемости для производственных структурных подразделений, а также упрощается механизм повышения тарифных ставок (окладов) путем введения единого норматива. Министерство труда и социальной защиты поясняет, что инструкция отменяет обязательное условие тарификации руководителей, специалистов, других служащих в зависимости от основного вида экономической деятельности организации [36].

С первого сентября наниматель будет  самостоятельно принимать решение  о применении большинства норм принятой инструкции. Также ему теперь предоставлено  право при необходимости дифференцировать тарифные ставки (оклады) работников и сдельные расценки путем их повышения до 300% включительно, если иное не предусмотрено законодательством [31].

Применение ЕТС не ущемляет прав нанимателей в выборе форм, систем и размеров оплаты труда, с  помощью которых заработная плата  работника привязывается к конечным результатам труда, и самое главное  - не устанавливает и не ограничивает максимальные размеры заработной платы. Организация будет самостоятельно решать многие вопросы, связанные с оплатой труда. В данном случае нормативный акт является регулятором в такой же мере, как и показатели финансового положения, а также другие факторы, связанные с деятельностью конкретной организации. В Новую редакцию Инструкции включены ранее применявшиеся нормы о дифференциации тарифной части заработной платы всех категорий работников независимо от включения их в различные профессионально-квалификационные группы. Тарифная часть заработной платы всех работников будет рассчитываться по ЕТС как произведение тарифной ставки первого разряда, действующей у нанимателя, и коэффициента соответствующего тарифного разряда (или кратного размера тарифной ставки первого разряда, установленного работнику по его профессии (должности)), с применением коэффициента повышения по технологическим видам работ, производствам, видам экономической деятельности и отраслям. Решение о применении коэффициента повышения принимается нанимателем самостоятельно в пределах значений 1,1-1,9 к конкретному перечню профессий (должностей) работников, работ с установлением порядка и условий их применения, что отражается в локальном нормативном правовом акте организации. Однако последний должен быть основан на перечне производств, видов работ, для которых Постановлением № 40 предусмотрено использование коэффициентов повышения [21].

Современная тарифная сетка имеет  ряд существенных недостатков. К основным недостаткам относятся:

- завышенный диапазон тарифных разрядов (27 вместо 18 согласно научным исследованиям и рекомендациям Международной организации труда);

- завышенный диапазон тарифных коэффициентов (отношение наибольшей тарифной ставки к наименьшей) - от 1 до 7,84 (вместо 1 к 5 согласно рекомендациям МОТ);

- необоснованно высокое различие в оценке сложности труда в части его функционального разделения, т.е. завышены интервалы в разрядах между основными категориями работников, а особенно между квалифицированными рабочими и специалистами с высшим образованием;

- неравномерные и прогрессивно убывающие коэффициенты возрастания тарифных ставок: на одних участках диапазона тарифной сетки они составляют 1,16, на других - 1,07 [19].

Следует заметить, что в развитых странах  с рыночной экономикой уже несколько десятилетий  предпочтение отдается тарифным сеткам с прогрессивно нарастающими межразрядными  разницами и тарифными вилками, как правило, увеличивающимися от разряда  к разряду, что стимулирует рост квалификации работников [36].

После внедрения  ЕТС обнаружилось, что необходимость  повышения тарифных ставок для одних  категорий работников сдерживается неизбежным – автоматическим и порой  незаслуженным - ростом их для других. Выход из этой ситуации находили в корректировке ЕТС применительно к конкретной экономической обстановке без оглядки на какие-либо научные рекомендации. А поскольку таких ситуаций было немало, то и корректировать ЕТС приходилось довольно часто - не менее 10 раз за 17-летний период существования, что лишний раз свидетельствует о низкой эффективности единых тарифных сеток. 

 

 

 

4 ТАРИФНЫЕ  СТАВКИ, ДОЛЖНОСТНЫЕ ОКЛАДЫ

 

Рекомендациями  по организации заработной платы  на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденными  постановлением Минтруда и соцзащиты  РБ от 28.04.2006 № 54, рассматриваются многочисленные варианты сочетания различных элементов  организации заработной платы с  учетом отраслевых особенностей производства, управления и организации труда, что позволяет моделировать системы  организации заработной платы.

Вместе  с  тем, определяя порядок оплаты труда  своих работников в конкретной организации, следует обратить внимание на особенности  учета расходов в  части заработной платы, учитываемых  при ценообразовании.

Система организации  заработной платы состоит  из тарифной и надтарифной части. С учетом этого рассмотрим порядок  формирования тарифной части оплаты труда в  целях ценообразования. 

 

4.1 Определение  тарифной  ставки и должностного  оклада

 

Наибольшее  количество вопросов у специалистов, осуществляющих начисление заработной платы, всегда вызывало применение терминов «ставка» и «оклад» на различных  этапах расчета тарифной части заработной платы. В различных редакциях  Инструкции №  123 в разное время  применялись термины: «тарифная  ставка» и «тарифный должностной  оклад», «расчетная ставка» и «расчетный должностной оклад», «ставка» и «должностной оклад».

          На данный момент тарифная  часть в зависимости от этапа  расчета имеет следующие названия:

1) Тарифная  ставка (тарифный оклад) работника, рассчитанная по Единой тарифной сетке работников Республики Беларусь (далее - ЕТС), - часть  заработной платы, определяемая путем  последовательного умножения тарифной ставки 1-го разряда, действующей у нанимателя, на тарифный коэффициент соответствующего тарифного разряда или кратный размер тарифной ставки 1-го разряда, установленный работнику по его профессии (должности), и на коэффициент повышения по технологическим видам работ, производствам, видам экономической деятельности и отраслям (далее  - коэффициент повышения) согласно приложению 2 к Инструкции № 123 [11];

2) Тарифная  ставка (должностной  оклад) - часть заработной платы, рассчитываемая путем суммирования тарифной ставки (оклада) со всеми повышениями, предусмотренными как п. 7 Инструкции № 123, так и иными нормативными правовыми актами.

Тарифные  ставки (оклады) являются составной  частью тарифной системы оплаты труда. Они  определяют исходные размеры  оплаты труда работников с учетом их квалификации. На основе ч. 1 ст. 61 ТК оплата труда работников производится на основе часовых и (или) месячных тарифных ставок (окладов), которые определяются в коллективном договоре, соглашении или нанимателем, а в организациях, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, — в  соответствии с Единой тарифной сеткой Республики Беларусь (далее — ЕТС). Тем не менее юридические лица иных форм собственности (например, акционерные общества) и индивидуальные предприниматели, заключающие трудовые договоры (контракты), также должны применять ЕТС и Инструкцию о порядке применения ЕТС, утвержденную постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20.09.2002 № 123 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 21.07.2008) (далее — Инструкция) в части дифференциации размеров оплаты труда на основе тарифных коэффициентов ЕТС [11].

          Каким образом определяются тарифные  ставки (должностные оклады) работников  и в каком размере они учитываются  при ценообразовании? 

Информация о работе Тарифная система: сущность, элементы, область применения