Сущность понятия и показатели эффективности фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. Наилучшему их развитию способствует предпринимательская деятельность. Рыночная экономика невозможна без фигуры предпринимателя - свободного и деятельного человека, умелого организатора и руководителя.
Фирма является главным звеном рыночной экономики, так как только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений. Так как фирма является опорой предпринимательства и продуктом рыночной экономики, то её необходимо изучать со всех сторон.

Содержание

Введение………………………………………..….………………………………….3
1. Теоретические основы функционирования фирмы на рынке…………………..5
1.1. Сущность понятия и показатели эффективности фирмы……………………..5
1.2. Содержание понятия рынок и его основных составляющих…………………10
1.3. Закономерности функционирования фирмы в условиях рынка……………..17
2. Специфика и параметры взаимодействия фирмы на рынке……………………20
2.1. Параметры и характер взаимодействия фирм на рынке……….……………..20
2.2. Модели поведения фирмы на современном рынке…………………………...23
2.3. Перспективы взаимодействия фирмы в условиях рынка…….…….………..29
Выводы и предложения……………………………………………….……………..32
Список использованной литературы……………

Работа содержит 1 файл

курсовая Аделя.docx

— 72.84 Кб (Скачать)

     Наиболее  конкурентоспособными считаются предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке.

     Преимущества  метода: при наличии достоверной  информации об объёмах реализации метод  позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки.

     Недостатки  метода: исключает проведение анализа  причин происходящего и осложняет  выработку управленческих решений.

     2. Метод, использующий в качестве подхода оценку товара/услуги предприятия. Метод базируется на рассуждении, что конкурентоспособность производителя выше, выше конкурентоспособность его продукции. В качестве показателя, оценивающего конкурентоспособность товара/услуги, используют соотношение характеристик: цены и качества. Наиболее конкурентоспособен товар, имеющий оптимальное соотношение характеристик. Чем выше разница между потребительской ценностью товара для покупателя и ценой, которую за него платит, тем выше запас конкурентоспособности товара для потребителя.

     Преимущество  метода: учитывает наиболее важный критерий, влияющий на конкурентоспособность предприятия– конкурентоспособность товара.

     Недостатки  метода: позволяет получить весьма ограниченное представление о преимуществах  и недостатках в работе предприятия, так как конкурентоспособность  предприятия принимает вид конкурентоспособности  товара и не затрагивает другие аспекты (6, с. 351).

     3. Метод, основанный на теории эффективной конкуренции. Согласно теории наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб.

     На  эффективность деятельности каждой из служб оказывает влияние множество  факторов– ресурсов фирмы.

     Оценка  эффективности работы каждого из подразделений предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов. В основе метода лежит  оценка четырёх групповых показателей  или критериев конкурентоспособности.

     В первую группу входят показатели, характеризующие  эффективность управления производственным процессом: экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии изготовления товара, организацию труда  на производстве.

     Во  вторую группу объединены показатели, отражающие эффективность управления оборотными средствами: независимость  предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия  расплачиваться по своим долгам, возможность  стабильного развития предприятия  в будущем.

     В третью группу включены показатели, позволяющие  получить представление об эффективности  управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и  стимулирования (25, с. 210).

     И в четвёртую группу – показатели конкурентоспособности товара: качество товара и его цена. Каждый из показателей имеет разную степень важности для расчета коэффициента конкурентоспособности предприятия, экспертным путём были разработаны коэффициенты весомости критериев.

     Расчет  критериев и коэффициента конкурентоспособности  предприятия производится по формуле  средневзвешенной арифметической.

     Данная  оценка конкурентоспособности предприятия  охватывает все наиболее оценки хозяйственной  деятельности промышленного предприятия, исключает дублирование отдельных  показателей, позволяет быстро и  объективно получить картину положения  предприятия на отраслевом рынке.

     Использование в ходе оценки сравнения показателей  за разные промежутки времени дает возможность применять этот метод  как вариант оперативного контроля отдельных служб.

     Структура рынка определяется количеством  и размерами фирм, характером продукции, легкостью входа на рынок и  выхода из него, доступностью информации. Характеристика структуры рынка  дает возможность сформулировать теорию предложения максимизации прибыли. Структура рынка - это характерные  черты рынка, относятся: количество и размеры фирм; степень сходства или различий товаров разных фирм; легкость входа и выхода с конкретного  рынка;  доступность рыночной информации.

Чтобы понять состояние фирмы в условиях конкуренции, обратимся к рассмотрению четырех типов рыночных структур: совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии.

     2.3. Перспективы  взаимодействия  фирмы на современном  рынке 

     Первоначально слово «фирма» (от ит. Firma — подпись) означало «торговое имя» коммерсанта. В настоящее время фирма-элемент любой рыночной экономики, субъект предпринимательской деятельности, обладающий экономической и юридической самостоятельностью.

     В развитой рыночной экономике фирмы  многообразны. Они занимаются производством товаров, реализацией, оказанием различных услуг: финансовых, посреднических, информационных, консультативных, исследовательских.

     По  сферам предпринимательской деятельности могут быть промышленными, агропромышленными, сельскохозяйственными, строительными, транспортными, телекоммуникационными, торгово-посредническими, венчурными, инжиниринговыми, юридическими и т.д.

     В России фирмы могут создаваться  с правом юридического лица и преследовать извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации). Это могут быть хозяйственные  товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и  муниципальные унитарные предприятия. Допускается объединение коммерческих организаций в ассоциации и союзы (10, с. 74).

     Существует  несколько подходов к объяснению возникновения и развития фирм. Во-первых, фирма представляет собой организационно-экономическую  систему, с помощью которой осуществляются производственные процессы для создания товаров и услуг. Во-вторых, в социально-экономическом  отношении фирмы - это общность людей, объединенных едиными мотивам действия. В-третьих, фирма - совокупность взаимовыгодных контрактов. Последнее определение интересно потому, что фирма представляется не как объединение людей, машин и технологий, а как механизм реализации рыночных отношений, в основе которых лежат хозяйственные сделки - трансакции. 

     Можно выделить следующие виды трансакционных затрат: поиск информации о состоянии рынка - о потенциальных поставщиках и покупателях, ценах, характеристиках товаров и услуг; заключение сложных контрактов, включающих оговорки на случай непредвиденных обстоятельств; долгосрочные отношения по вопросам; периодически повторяющиеся сделки по продаже различных товаров; соблюдение условий контрактов; юридическое сопровождение выполнения контрактов. Фирмы возникают и в связи с большими затратами на осуществление бесчисленного количества сделок.

     Внутрифирменные экономические связи (внутрифирменные  трансакции) охватывают многогранную деятельность фирмы по организации  производства, рациональному использованию  факторов производства.

     Рыночные  и внутрифирменные трансакции связаны между собой. Их соотношение детерминирует оптимальный размер фирмы, иначе можно было бы рассматривать национальную экономику как одну гигантскую фирму.

     В этом аспекте  выделяет следующие  существенные моменты (13, с. 36):

     1. По мере того как фирма становится крупнее, доходы от предпринимательской деятельности могут снижаться, издержки организации дополнительных трансакций внутри фирмы могут возрастать. Действительно, должна быть достигнута некая точка, издержки организации дополнительных трансакций внутри фирмы равняются издержкам, связанным с осуществлением трансакций на открытом рынке, издержкам организации и предпринимателем.

     2.  Может случиться так, что в  результате роста числа организуемых  трансакций предпринимателю не  удастся разместить факторы производства  так, чтобы они создавали наибольшую  стоимость, иначе говоря, ему не  удастся извлечь максимальную  пользу из факторов производства.

     Значит  должна быть достигнута такая точка, в которой потери от неэффективного использования ресурсов равняются  издержкам трансакций обмена на открытом рынке или потерям, имеющим место  в случае организации этой трансакции другим предпринимателем.

      3. Цена реализации одного или  более факторов производства  может расти, так как «другие  преимущества» мелкой фирмы выше, чем преимущества крупной фирмы. Действительная точка, в которой прекращается экспансия фирмы, определяется на основе комбинации отмеченных выше факторов.

     Следовательно, абстрагируясь от других обстоятельств, можно заключить, что стремление к увеличению размеров будет тем  сильнее, чем:  ниже издержки организации  и медленнее рост этих издержек по мере увеличения числа организуемых трансакций;  менее склонен предприниматель  делать ошибки и тогда рост их числа  уменьшается по мере увеличения числа  организуемых трансакций; больше снижение (или чем меньше рост) цены поставок факторов производства более крупным  фирмам.

     Объяснение  необходимости существования фирмы  как институциональной структуры  только в связи с тем, что снижаются  издержки трансакций, недостаточно. Производство характеризуется свойствами «организованного процесса». Носит коллективный характер при все усложняющейся его организации. В производство вовлечено множество самых разнообразных факторов, деятельность которых должна координироваться.

     На  фирме осуществляется процесс управления, складывающийся в систему принятия и исполнения решений, связи между  которыми не описываются как взаимодействие спроса и предложения, т.е. их нельзя описать на основе представлений  о трансакциях. Внутри фирмы осуществляется управленческая деятельность, построенная по иерархическому принципу.

     В процессе управления соблюдаются соподчиненность  и сбалансированность определенных задач и функций, что предполагает строгое следование некоторым правилам (ограничениям) со стороны участников производственного процесса, т.е. осуществление  административных функций, которые  становятся одним из отличительных  признаков фирмы (18, с. 175).

     Здесь уместно дать еще одно определение  фирмы - хозяйственная единица коллективного характера, обладающая всей полнотой прав для заключения контрактов, обеспечивающих все стороны ее деятельности.

Выводы  и предложения 

     Современная экономика носит рыночный характер, это объясняется тем, что рыночная экономика оказалась наиболее эффективной  и гибкой для решения основных экономических проблем.

     Можно определить рынок, как механизм взаимодействия покупателей основанный на действии рыночных законов и принципов.

     Рыночные  отношения – это отношения, возникающие между покупателями и продавцами в процессе совершения рыночных операций.  

     Сущность  рынка проявляется в его функциях, к важнейшим из которых можно отнести: функцию регулирования производства, устанавливающую на рынке спрос и предложение – показывает какие товары и в каком объеме нужны потребителю; ценообразовательную функцию– цены на реализуемые товары устанавливаются на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения (образуется равновесная цена); информационную функцию.

     Информация, являясь одним из видов ресурсов, позволяет фирмам в огромном количестве сведений о ценах, спросе, предложениях, процентных ставок и многого другого  находить объективные данные, позволяющие  правильно, безубыточно строить  свою хозяйственную деятельность: посредническую функцию; санирующую функцию;

     По  средствам санирования экономика  очищается от слабых ненужных объектов, позволяя в то же время появление  новых предприятий.

     Фирму можно определить как «группу  людей сознательно объединившихся, чтобы реализовать интересы группы». Объяснить необходимость существования, внутреннее строение и эволюцию фирм помогает понятие транзакционных затрат.

     Главным элементом хозяйственного механизма  экономики рыночного типа является конкуренция. В зависимости от степени  свободы, конкуренция может быть совершенной (свободная) и несовершенной. Существует несколько методов оценки конкурентоспособности фирмы.

Список  использованной литературы 

  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория / Е.Ф. Борисов.– М.: Юрт, 2009.-400с.
  2. Голубков Г.П. Микроэкономика / Г.П. Голубков.- М.: Финпресс, 2006.- 167с.
  3. Гражданкина Е.В. Экономика предприятия. – М.: ГроссМедиа, 2008.- 496 с.
  4. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2010. - 258 с.
  5. Ефимова Е.Г. Экономика / Е.Г. Ефимова. – М.: Экономика, 2009.- 368 с.
  6. Журавлева Г.П. Экономика / Г.П. Журавлева.- М.: Экономист, 2005.- 574с.
  7. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: Учебное пособие 2-е доп. / Н.Л. Зайцев. – М.: Инфра-М, 2008.- 455с.
  8. Круглова Н.Ю. Основы бизнеса / Н.Ю. Круглова. - М.: РДЛ, 2008.- 560 с.
  9. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина. – М.: Арт, 2010. -752с.
  10. Ломакин В.К. Мировая экономика / В.К. Ломакин. – М.: Дана, 2007.- 672с.
  11. Максимова В.Ф. Микроэкономика / В.Ф. Максимова.– М.: ЕАОИ, 2009.- 204с.
  12. Матвеева Т.Ю., Е.А. Киселевой Введение в макроэкономику / Т.Ю. Матвеева, Е.А. Киселевой, - М.: ГУ ВШЭ, 2007. - 511 с.
  13. Микроэкономика. Теория и российская практика / Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. - М.: ГНОМ и Д, 2010. - 362 с.
  14. Микроэкономика / Под ред. А.В. Сидоровича. - М.: Макрос, 2008.-413 с.
  15. Микроэкономика / Под ред. Е.А. Строганова. - М.: Питер, 2006.- 230 с.
  16. Микроэкономический подход: практический подход / Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юдановой. - КНОРУС, 2008.- 223 с.
  17. Мильнер Б.З. Теория организации / Б.З. Мильнер. – М.: Инфра, 2006.–720с.
  18. Мировая экономика / Под ред. И.П. Николаевой.– М.: Юнити, 2007.- 240 с.
  19. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики / Р.М. Нуреев.- М.: Норма, 2005.- 385с.
  20. Розанова Н.М. Экономическая теория современной фирмы: методическое пособие / Н.М. Розанова. – М.: Экономика, 2009.- 448 с.
  21. Сажина М.А. Экономическая теория: Учебник 2-е изд., перераб и доп. / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. – М.: Норма, 2007.- 672 с.
  22. Скляренко В.К. Экономика предприятия: Учебник / В.К. Скляренко, В.М. Прудников. – М.: Инфра-М, 2006.- 528 с.
  23. Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник 6-е изд. испр. и доп. / Л.С. Тарасевич П.И. Гребенников, А.И. Леусский.- М.: Макрос, 2006.- 654 с.
  24. Титов В.И. Экономика предприятия / В.И.Титов. – М.: Эксмо, 2008.- 416 с.
  25. Уилэн Ч. Голая экономика / Ч. Уилэн. - М.: Олимп Бизнес, 2010.- 186 с.
  26. Шевчук Д.А. История экономики / Д.А. Шевчук.- М.: Эксмо, 2009.- 305 с.
  27. Экономика предприятия: Учебник 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. – М.: Юнити-Дана, 2007.- 670 с.
  28. Экономика предприятия (фирмы): Учебник 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. О.И. Волкова, О.В. Девяткина. – М.: Инфра-М, 2007.- 601 с.
  29. Экономика предприятия (фирмы): Практикум / Под ред. В.Я. Позднякова, В.М. Прудникова. – М.: Инфра-М, 2008.- 319 с.
  30. Экономическая теория / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Арт, 2008. - 527 с.

Информация о работе Сущность понятия и показатели эффективности фирмы