Сущность понятия и показатели эффективности фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. Наилучшему их развитию способствует предпринимательская деятельность. Рыночная экономика невозможна без фигуры предпринимателя - свободного и деятельного человека, умелого организатора и руководителя.
Фирма является главным звеном рыночной экономики, так как только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений. Так как фирма является опорой предпринимательства и продуктом рыночной экономики, то её необходимо изучать со всех сторон.

Содержание

Введение………………………………………..….………………………………….3
1. Теоретические основы функционирования фирмы на рынке…………………..5
1.1. Сущность понятия и показатели эффективности фирмы……………………..5
1.2. Содержание понятия рынок и его основных составляющих…………………10
1.3. Закономерности функционирования фирмы в условиях рынка……………..17
2. Специфика и параметры взаимодействия фирмы на рынке……………………20
2.1. Параметры и характер взаимодействия фирм на рынке……….……………..20
2.2. Модели поведения фирмы на современном рынке…………………………...23
2.3. Перспективы взаимодействия фирмы в условиях рынка…….…….………..29
Выводы и предложения……………………………………………….……………..32
Список использованной литературы……………

Работа содержит 1 файл

курсовая Аделя.docx

— 72.84 Кб (Скачать)

     Различаются цели общие и глобальные, разрабатываемые для фирмы в цело, разрабатываемые по видам и направлениям производственно-хозяйственных подразделений на основе общих целей или ориентиров.

     Действия  и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других. Установление целей - анализ тенденций, наблюдаемых в окружении. Установление предполагает прохождение трех обязательных фаз: выявление общих для организации целей; построение иерархии целей; установление индивидуальных целей (1, с. 185).

     Конечная  цель фирмы состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, деятельности путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, эффективное использование кадрового потенциала при повышении квалификации, творческой активности и лояльности работника.

     Классификация целей может осуществляться: - по охватываемой сфере (общая, частная цели); - значению (главная, промежуточная, второстепенная); - количеству переменных (одно- и многоальтернативная); - предмету цели (рассчитан на общий или частный результат).

     Типичные  результативно-хозяйственные цели: - стремление к доходу; - стремление к имущественному состоянию (например, доведение фирмы до состояния, обеспечивающего возможность ее выгодной продажи); - стремление к увеличению оборота; - стремление к снижению расходов. Кроме того, могут иметь место общественные, социальные цели. При постановке целей должны учитываться и внутренняя среда фирмы, и внешняя (5, с. 263).

     Рыночные  отношения– это отношения, возникающие между покупателями и продавцами в процессе совершения рыночных операций.  

     Важнейшей задачей является организация производства товаров и услуг с учетом потребителей на основе имеющихся материальных и  ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности и стабильного положения на рынке.

     Фирма - явление организационное. Организовать - создать структуру. Организация - это  процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям  эффективно работать вместе для достижения его целей.

     Современная фирма - многоотраслевой комплекс промышленных, торговых предприятий национального  и международного уровня.

     Уровень развития фирм во многом предопределяет и уровень развития национальной экономики, и ее конкурентоспособность.

     Фирма — это имущественный комплекс, используемый собственниками этого  имущества для осуществления  предпринимательской деятельности. В состав фирмы входят все виды имущества, предназначенные для ее деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, нереализованную продукцию, права требований, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие ее деятельность (фирменное наименование, товарные знаки), и другие исключительные права.

     При установлении размеров фирмы, масштабов  деятельности учитывают, по крайней  мере, следующее. С увеличением размеров фирмы, расширением поля деятельности значительно возрастает сложность  ее деятельности, обусловленной как  увеличением масштабов, так и  расширением номенклатуры продукции. Возрастание сложности управления ведет к увеличению риска.

1.2. Содержание понятия рынок и его составляющих 

     Современная экономика всех развитых государств носит рыночный характер, это объясняется  тем, что рыночная экономика оказалась  наиболее эффективной и гибкой для  решения основных экономических  проблем. В течение длительного  времени человечество жило в условиях натурального хозяйства. По мере совершенствования  орудий труда и технологий, люди стали получать больше продуктов, чем  необходимо для удовлетворения собственных  жизненных потребностей. Излишки  продуктов стали обменивать на необходимые  блага. Появляются зачатки рынка  и рыночных отношений.

     В литературе можно встретить разные определения рынка. У. Джевонс в XIX веке понимал рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих сделки по поводу любого товара. Ф. Котлер характеризует рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. Британская энциклопедия считает, что рынок есть совокупность инструментов, посредством которых осуществляется обмен товарами и услугами в результате контактов покупателей и продавцов друг с другом.

     Ф. Хайек определяет рынок как передаточное устройство, позволяющее с большой эффективностью использовать информацию множества индивидуальных агентов. Можно определить рынок, механизм взаимодействия покупателей основанный на действии рыночных законов и принципов.

     Появление рынка является закономерным историческим процессом, так как для этого  были созданы все предпосылки, среди  них: разделение труда, обособленность производителей, независимое от других ведение своей деятельности, свобода предпринимательства (27, с. 168).

     Рыночная  экономика не требует постановки целей и задач, субъект рынка  решает свои корыстные экономические  задачи, в конечном счете, действует  в интересах всего общества. В  своих действиях они направляются «невидимой рукой» (А. Смит) рынка, которая  сводит эти эгоистические цели воедино. «Невидимая рука»– это действие объективных  рыночных законов.

     Функционирование  рыночной экономики предполагает наличие  определенных её элементов, без которых  немыслимы её функции, которые в  совокупности составляют рыночную систему: производители и потребители; экономическая  обособленность; цены; спрос и предложение; конкуренция. 

     Неотъемлемым элементом рыночной экономики является рыночная инфраструктура: банки, биржи, страховые общества. Механизм функционирования рыночной экономики основывается на трех принципах:

     - анализа – при выборе вариантов поведения предприниматели ориентируются на то, что принесет ему, прибыль или убыток, дополнительно произведенная единица продукта;

     - издержки альтернативного выбора– они выступают в виде суммы прямых издержек и неполученных выгод, связанных с отходом от других способов использования ресурсов или деятельности;

     - экономической рациональности – данный принцип основывается на составлении выгод и затрат (15, с. 174).

     Сущность  рынка наиболее полно проявляется  в его функциях, к важнейшим  из которых можно отнести:

     - функцию регулирования общественного производства, устанавливающую на рынке спрос и предложение– показывает какие товары и в каком объеме нужны потребителю;

     - ценообразовательную функцию – цены на реализуемые товары устанавливаются на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения (образуется равновесная цена);

     - информационную функцию (2, с. 243).

     Информация, являясь одним из видов ресурсов, позволяет фирмам в огромном количестве сведений о ценах, спросе, предложениях, процентных ставок и многого другого  находить объективные данные, позволяющие  правильно, безубыточно строить  свою хозяйственную деятельность: посредническую функцию; санирующую функцию;

     По  средствам санирования экономика  очищается от слабых ненужных объектов, позволяя в то же время появление  новых предприятий.

     Рынок это сложная система, состоящая  из множества отдельных частей называемых так же рынками. Выделяют следующие  группы рынков (28, с. 46):

     - рынок товаров и услуг (производственные и непроизводственные товары и транспортные услуги);

     - рынок факторов производства (рынок рабочей силы, рынок материалов, рынок энергетических ресурсов);

     - финансовый рынок (рынок капиталов, ценных бумаг, валютный, внутренний, национальный, международный, глобальный рынки)

     В современной экономической литературе выделяются два основных подхода  к экономической организации:

     - Глобальное видение организации. Основные идеи предложены К. Эрроу. Движение предполагается нисходящим: от характеристик системы в крупных отраслях экономики к исходным единицам. При этом организация представляет собой искусственно создаваемый порядок.

     - Конструктивистский подход. Характерен для большинства современных исследований. Движение от анализа механизма, присущего простейшим экономическим формам организаций к отношениям между организациями и функционированию экономических систем в целом.

     Оба подхода могут дополнять друг друга, но необходимо дать четкие признаки экономической организации, исходя из недостаточности изучения проблем  функционирования рыночной экономики  из условий равновесия на рынке и  концентрированного исследования функционирования рынков.

     Альфред Маршалл в «Принципах экономической  теории» полагал, что организация  – это основа, которая обеспечивает единство сложных экономических  организмов по аналогии с биологическими и необходима им в силу высокого уровня дифференциации и комплексности, с той лишь разницей, что в экономике  необходимость организации вызвана  разделением труда, означающим выделение  специализированных функций.

     Таким образом, организация выступает  характеристикой социально-экономической  общности. Та же логика характерна для  социологических концепций Макса  Вебера и фундаментального определения  Кеннета Эрроу: «рыночная экономика – одна большая организация».

     На  более поверхностном уровне А. Маршалл  соединяет понятие организации  с понятием «промышленность»: индустриальная организация обозначает форму общественной системы, в которой экономическая  деятельность автономна, что типично  для рыночной экономики.

     Индустриальная  организация характеризует развитое общество, в котором деятельность нацелена на эффективное использование  ресурсов посредством сочетания  процедур технического разделения труда  и расширения рынка. На этом уровне организация обозначает межфирменное взаимодействие в противоположность  внутрифирменной организации деятельности.

     А. Маршалл вводит понятие «деловая организация», подразумевая под ней  фирму, как единицу принятия решений. Следовательно, можем выделить три основных принципа любой экономической организации:

     - органический – связан с устройством организации как сочетания элементов (экономической – труда, капитала, инициативы, информации);

     - технологический – связан с типичными для производства данного блага технологиями, т.е. со специфическим использованием физических, химических, биологических и иных процессов;

     - управленческий – связан с особенностями данной системы принятия решений, иерархией, властью, правовой системой (20, с. 168).

     Если  интегрировать эти принципы, можно прийти к определению: рыночная экономика представляет упорядоченную организационную форму, характеризующуюся децентрализацией решений субъектов и преобладанием специфического конкурентного механизма координации. При этом мы подчеркиваем, что преобладание не означает исключительности. 

     Эти идеи А. Маршалла, К. Эрроу и других экономистов наталкивают на весьма принципиальное положение о том, что сделки между субъектами могут заключаться не только на рынке (купля-продажа), но и вне него (контракты между фирмами). Тогда сама возможность внерыночных сделок представляется частью рыночной организации экономического процесса.

     Поскольку любая организация стремится  к открытости, а следовательно, к объединению с еще более крупной организацией, то основная проблема состоит в установлении точных границ организации, понимаемой в широком смысле. Целесообразно применять принцип дополнительности, в соответствии с которым рыночная экономика характеризуется сосуществованием двух различных механизмов координации: организации и рынка.

     Интересное  определение дал в 1990 г. Стефен Роббинс: «Организацией называется экономическая единица координации, обладающая доступными определению границами и функционирующая более или менее непрерывно для достижения совокупности целей, разделяемых членами-участниками».

Информация о работе Сущность понятия и показатели эффективности фирмы