Сущность понятия и показатели эффективности фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. Наилучшему их развитию способствует предпринимательская деятельность. Рыночная экономика невозможна без фигуры предпринимателя - свободного и деятельного человека, умелого организатора и руководителя.
Фирма является главным звеном рыночной экономики, так как только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений. Так как фирма является опорой предпринимательства и продуктом рыночной экономики, то её необходимо изучать со всех сторон.

Содержание

Введение………………………………………..….………………………………….3
1. Теоретические основы функционирования фирмы на рынке…………………..5
1.1. Сущность понятия и показатели эффективности фирмы……………………..5
1.2. Содержание понятия рынок и его основных составляющих…………………10
1.3. Закономерности функционирования фирмы в условиях рынка……………..17
2. Специфика и параметры взаимодействия фирмы на рынке……………………20
2.1. Параметры и характер взаимодействия фирм на рынке……….……………..20
2.2. Модели поведения фирмы на современном рынке…………………………...23
2.3. Перспективы взаимодействия фирмы в условиях рынка…….…….………..29
Выводы и предложения……………………………………………….……………..32
Список использованной литературы……………

Работа содержит 1 файл

курсовая Аделя.docx

— 72.84 Кб (Скачать)

Содержание 
 

Введение………………………………………..….………………………………….3

1. Теоретические  основы функционирования фирмы  на рынке…………………..5

1.1. Сущность понятия и показатели эффективности фирмы……………………..5

1.2. Содержание  понятия рынок и его основных составляющих…………………10

1.3. Закономерности  функционирования фирмы в условиях  рынка……………..17

2. Специфика  и параметры взаимодействия фирмы  на рынке……………………20

2.1. Параметры  и характер взаимодействия фирм на рынке……….……………..20

2.2. Модели поведения  фирмы на современном рынке…………………………...23

2.3. Перспективы взаимодействия фирмы в условиях рынка…….…….………..29

Выводы и предложения……………………………………………….……………..32

Список использованной литературы…………………………………….…………33

 

Введение 

     В настоящее время интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. Наилучшему их развитию способствует предпринимательская деятельность. Рыночная экономика невозможна без фигуры предпринимателя - свободного и деятельного человека, умелого организатора и руководителя.

     Фирма является главным звеном рыночной экономики, так как только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений. Так  как фирма является опорой предпринимательства  и продуктом рыночной экономики, то её необходимо изучать со всех сторон.

     Фирма – организация, использующая ресурсы  для производства товара или услуги с целью получения прибыли, управляющая  предприятиями.

     Главная цель фирмы – максимизация прибыли. Подчиненные цели: увеличение доли рынка, лидерство, эффективное производство, возвращение инвестиций, оплата труда, выполнение обязанностей перед персоналом и т.д.

     Конечная  цель фирмы состоит в обеспечении прибыльности, доходности, деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, эффективное использование кадрового потенциала при повышении квалификации, активности и лояльности работника.

     Рынок - сфера товарного обмена и связанная совокупность отношений, складываются между товаропроизводителями и покупателями.

     Условия функционирования рынка: реализация форм собственности и их равноправие, создание рыночной инфраструктуры и  свободная конкуренция, являющаяся регулирующей силой в рыночной экономике.

     Рыночные  отношения – это отношения, возникающие между покупателями и продавцами в процессе совершения рыночных операций.  

     Поведение фирмы на рынке имеет большое  значение не только для предпринимателя  и сотрудников фирмы, но и для  других групп субъектов: домашних хозяйств, государства и иностранцев.

     Изучение  поведения фирм является необходимым  условием выработки экономическими агентами адекватных решений как  на микро-, так и на макроуровне. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.

     Актуальность  работы объясняется тем, что во всех развитых государствах существует рыночная экономика, которая функционирует  благодаря деятельности фирм – представителей малого, среднего и крупного бизнеса.

     Объект  курсовой работы  –  фирма и рынок, и ее составляющие.

     Предметом работы - процесс существования фирмы в условиях рынка.

     Цель  курсовой работы является рассмотрение понятия фирмы и рынка,  параметры взаимодействия, модели поведения фирмы на рынке.

     Для реализации цели поставлены задачи: изучение общего понятия фирмы и рынка; рассмотрение параметров взаимодействия фирмы в условиях современного рынка; определение моделей поведения в условиях рынка.

      Указанные задачи определили структуру данной работы. 

     Значительное место вопросам фирмы и рынка уделено в монографиях и статьях М.Ю. Алексеева, А.В. Захарова, В.Т. Мусатова, Сизова А.Ю.

     В ходе написания курсовой использованы методы исследования: метод анализа  литературы, посвященной теоретико-методологическим основам микроэкономики, методы анализа, синтеза, метод сравнения.

     Практическая  значимость работы в том, что содержащийся анализ состава и структуры механизма  международной торговли может быть использован для дальнейших научных  разработок в сфере международной  торговли.

      Курсовая работа состоит из двух глав. В целом  работа включает введение, две главы, выводы и предложения, список использованной литературы.

     Поведение фирм на рынке имеет большое значение для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства, иностранцев. Изучение поведения фирм является необходимым  условием выработки экономическими агентами адекватных решений, как на микро - так и на макроуровне.

 

1. Теоретические основы  функционирования  фирмы на рынке

1.1. Сущность понятия и показатели эффективности фирмы 

     Фирма - это организация, осуществляющая затраты факторов производства для создания жизненных благ и их продажи с целью получения прибыли. Фирмы отличаются друг от друга по профилю работы, размеру, характеру продукции, структуре управления, организационно-правовой форме.

     Фирма - место, где в результате взаимодействия производственных факторов создаются и реализуются продукция и услуги. Во-вторых, не просто комбинация производственных факторов. Это организация - группа людей, работа сознательно координируется в целях, это производственный коллектив. В нем сотрудничают, взаимодействуют собственники и наемные работники: рабочие и служащие, управляющие (менеджеры) и исполнители (4, с. 127).

     Фирма как организация вступает в многообразные отношения с внешней средой - с поставщиками и потребителями продукции, с партнерами и конкурентами, государственными органами, общественными организациями.

     Фирма - коммерческая организация, т.е. преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. В дальнейшем мы убедимся в том, что получение максимума прибыли основная цель фирмы.

     С точки зрения организации предпринимательской  деятельности выделяют три формы: единоличное  хозяйство, партнерство, корпорация.

     Единоличное хозяйство это такая форма  организации бизнеса, когда собственником  фирмы является один человек, выполняющий  все функции: управленческую, сбытовую, производственную, учетную и т.д.

     Примерами фирмы являются: услуги частного врача, адвоката, репетитора и др. Примером правовой формы единоличного хозяйства  является предприниматель без образования  юридического лица (ПБОЮЛ).

     В общей численности всех фирм единоличное  хозяйство занимает первое место (около 80%), а вот по объему производимой продукции - последнее (2%).

     Достоинствами единоличного хозяйства являются: высокая эффективность производства, обусловленная личной заинтересованностью работающего в конечных результатах; гибкое реагирование на изменение рынка; простота организации. Но единоличное хозяйство обладает и недостатками: отсутствие специализации труда, следовательно, и снижение его производительности;  сложность привлечения дополнительных ресурсов; отсутствие ограниченной ответственности предпринимателя.

     Эмпирические  наблюдения показывают, что средняя  продолжительность «жизни» таких  фирм является около двух лет (11, с. 302).

     По  истечении этого срока часть  фирм становятся банкротами, часть  перепрофилируется, а часть превращается в партнерство и корпорации.

     Партнерство - объединение лиц (партнеров) для  ведения совместной хозяйственной  деятельности. Каждый партнер должен не только внести пай в складочный капитал, но и лично участвовать  в производстве товаров и услуг. В качестве пая можно вкладывать денежные средства, оборудование, имущественные  права на материальные и нематериальные ценности.

     Партнерства в отличие от единоличных хозяйств могут использовать преимущества специализации  труда, а также привлекать большее  количество ресурсов. Партнерств является - производственный кооператив, крестьянское хозяйство, полное товарищество. Успешная деятельность партнерства зависит от слаженности трудового коллектива, согласованности действий партнеров.

     Корпорация  это организационная форма бизнеса, которая представляет собой объединение  капиталов. В отличие от объединения  лиц - в корпорации участник не обязан участвовать в процессе производства (24, с. 85).

     Правовой  формой корпорации являются хозяйственные  общества - общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, открытое акционерное  общество и закрытое акционерное  общество. Общее у всех перечисленных  форм является то, что участник вносит пай в уставной капитал, и получает дивиденды в соответствии со своей долей.

     Дивиденды - это часть прибыли акционерного общества, выплачиваемая акционеру  в соответствии с вкладом в  уставный капитал. В случае банкротства  общества акционер не несет ответственности  перед кредиторами личным имуществом, теряет стоимость акции и возможность  получать дивиденды.

     Акционеры, как было сказано выше, не обязательно  участвуют в текущей деятельности корпорации. Но они участвуют в  управлении хозяйственным обществом. Для этого создается орган  управления акционерного общества - общее  собрание акционеров. То или иное решение  принимается голосованием.

     Для процесса голосования большое значение имеет то, каким количеством акций  владеет акционер. Акция, являясь  ценной бумагой свидетельствующей  о вкладе в уставный капитал общества, не только предоставляет возможность  получения дивидендов, но и дает право голоса при принятии решения. Строго говоря, различают простые  и привилегированные акции. Простые  акции не гарантируют дивиденды (3, с. 267).

     Владелец  простой акции получит дивиденды  в том случае, когда общество получит  прибыль. При этом простая акция  предоставляет право голоса ее владельцу. Владелец же привилегированной акции  будет получать гарантированные  дивиденды, но он не обладает правом голоса.

     В деятельности акционерного общества важно  кто владеет контрольным пакетом  акций. Контрольный пакет акций  это такая доля в уставном капитале, которая позволяет заблокировать  решение в процессе голосования.

     Корпорация  является наиболее стабильной формой бизнеса. Выход какого-либо акционера  не изменяет размер уставного капитала фирмы. Этот акционер просто продает  свою акцию другому лицу, т.е. речь идет о смене собственника. Это  не отражается на процессе производства. В то же время корпорация имеет  серьезный недостаток, обусловленный  тем, что собственники могут быть отчуждены от процесса текущего управления предприятием.

     Необходимо  помнить, что целью собственника является максимизации прибыли, а наемного рабочего - рост заработной платы.

     Фирма – организация, использующая ресурсы  для производства товара или услуги с целью получения прибыли, управляющая  предприятиями.

     Главная цель фирмы – максимизация прибыли. Подчиненные цели: увеличение доли рынка, эффективное производство, возвращение инвестиций, оплата труда персонала, выполнение обязанностей перед персоналом.

     Цель - это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться любая организация. Поставленные цели фирмы используют для установления стандартов, для оценки эффективности  организации, дают общий ориентир для  деятельности. Целью может быть либо приобретение, либо сохранение определенных факторов. Цели всегда основаны на гипотезах  развития в будущем, поэтому их обоснованность зависит от точности этих гипотез. Чем  более отдаленный период рассматривается, тем выше неопределенность будущего, тем в более общей форме  должны ставиться цели.

Информация о работе Сущность понятия и показатели эффективности фирмы